Екатеринбург |
|
21 октября 2019 г. |
Дело N А60-66987/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Тимофеевой А.Д., Вербенко Т.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергопрогресс" (далее - общество "Энергопрогресс") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2018 по делу N А60-66987/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Определениями от 03.04.2019 и от 03.06.2019 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 01.07.2019 в порядке части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Сирота Е.Г. на судью Тимофееву А.Д.
Определением от 01.07.2019 производство по кассационной жалобе общества "Энергопрогресс" приостановлено до вступления в законную силу определений Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных по результатам рассмотрения кассационных жалоб общества "Энергопрогресс" по делам N А60-69339/2017, А60-69392/2017, А60-6241/2018, А60-6788/2018.
Определением от 23.08.2019 назначено судебное заседание для разрешения вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе, 14.10.2019 производство по кассационной жалобе возобновлено на основании статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с вступлением в законную силу определений Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных по результатам рассмотрения кассационных жалоб общества "Энергопрогресс" по делам N А60-69339/2017, А60-69392/2017, А60-6241/2018, А60-6788/2018.
В судебном заседании, состоявшемся 14.10.2019, приняли участие представители:
федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "Центррегионжилье" Минобороны России) - Тарасов И.В. (доверенность от 10.04.2019 N 160, диплом);
Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) - Золотников Е.О. (доверенность от 22.07.2019 N 207/4/224д, диплом).
Общество "Энергопрогресс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к учреждению "Центррегионжилье" Минобороны России, Российской Федерации в лице Минобороны России о взыскании 76 131 руб. 61 коп. задолженности, составляющей разницу между тарифами на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, возникшую вследствие принятия органом местного самоуправления тарифа ниже принятого общим собранием собственников жилых помещений, находящихся в многоквартирном жилом доме, по адресу: г. Новосибирск, ул. Лейтенанта Амосова, 58, за период с января по май 2015 года, 43 458 руб. 06 коп. пеней, начисленных на основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 11.06.2015 по 24.07.2018 с последующим их начислением по день фактической оплаты долга, а также 30 000 руб. в возмещение судебных расходов, связанных с оплатой юридических услуг (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2018, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018, в удовлетворении исковых требований к учреждению "Центррегионжилье" Минобороны России отказано; в части требований к Российской Федерации в лице Минобороны России иск оставлен без рассмотрения.
В кассационной жалобе общество "Энергопрогресс", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит указанные судебные акты отменить.
Заявитель жалобы указывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций противоречат требованиям части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой на наймодателе лежит обязанность по выплате управляющей компании разницы между тарифом, принятым общим собранием собственников жилых помещений, и тарифом, установленным органом местного самоуправления.
В отзыве на кассационную жалобу Минобороны России просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, решением общего собрания собственников помещений жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Лейтенанта Амосова, 58, от 29.11.2014 общество "Энергопрогресс" избрано в качестве управляющей организации.
Истец полагает, что жилые помещения (квартиры), расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. Лейтенанта Амосова, 58, N 3, 5, 9, 11, 13, 14, 16, 17, 20, 22, 24, 27, 28, 32, 36, 38, 39, 44, 46, 47, 48, 49, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 61, 64, 65, 72, 74, 75, 82, 83 и 90 по договорам социального найма переданы нанимателям.
Постановлением Мэрии города Новосибирска от 17.06.2014 N 5034 "О плате за содержание и ремонт жилых помещений" установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда соответствующего типа благоустройства с 01.07.2014 в размере 14,56 руб./кв. м общей площади жилого помещения.
Договором управления многоквартирным жилым домом N 58 по ул. Лейтенанта Амосова в г. Новосибирске от 31.12.2014 N 21/742 установлен тариф на содержание и текущий ремонт на 2015 год в размере 24,73 руб./м общей площади жилого помещения.
В период с января по май 2015 года размер платы, вносимой нанимателем, в связи с разницей в тарифах оказался меньше, чем размер платы, установленный договором управления от 31.12.2014 N 21/742. По расчёту истца за период с января по май 2015 года разница в тарифах по оплате за жилые помещения составила 76 131 руб. 61 коп.
Поскольку возникшая разница в тарифах истцу не компенсирована, общество "Энергопрогресс" обратилось в арбитражный суд с требованием об оплате указанной разницы за содержание и текущий ремонт общедомового имущества, а также соответствующей неустойки к учреждению "Центррегионжилье" Минобороны России как наймодателю, впоследствии истец, уточнив требования, попросил суд установить надлежащего ответчика, заявив ходатайство о привлечении к участию в деле собственника квартир - Российскую Федерацию в лице Минобороны России, которое судом первой инстанции удовлетворено, Российская Федерация в лице Минобороны России привлечена в качестве соответчика по иску.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, руководствовался положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 154, 155, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 9, 12, 16, 23, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, и исходил из наличия обязанности нанимателей вносить плату за содержание жилого помещения в размере, установленном решением общего собрания собственников многоквартирного дома, отсутствия оснований для применения части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции, отметив отсутствие доказательств согласования сторонами соглашения об установлении платы за оказываемые управляющей компанией нанимателям услуги, отличной от установленных тарифов, согласования между истцом и ответчиком порядка возмещения платы за содержание жилого помещения и наличия между ними договорных отношений. Как указали суды, взыскание спорной денежной суммы с наймодателя фактически направлено на освобождение нанимателей от внесения платы за занимаемые ими помещения, что не предусмотрено жилищным законодательством.
Вместе с тем указанная категория споров подлежит рассмотрению с учетом правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 12.08.2019 N 309-ЭС19-357, 309-ЭС19-365, 309-ЭС1-378, 309-ЭС19-369.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
В городе Новосибирске для многоквартирных домов, в отношении которых нет специального акта органа местного самоуправления об установлении размера такой платы, с 01.07.2014 ее размер составил 14 руб. 56 коп./кв. м (постановление мэрии города Новосибирска от 17.06.2014 N 5034 "О плате за содержание и ремонт жилых помещений").
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Ограничение платы за содержание жилого помещения для нанимателей обусловлено, в частности, тем, что они не участвуют в общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома, к компетенции которого отнесено определение размера этой платы (часть 7 статьи 156, статьи 45-48 Жилищного кодекса Российской Федерации), и не могут влиять на ее размер.
В силу приведенного правового регулирования возложение на нанимателей обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения в размере, превышающем установленный органом местного самоуправления размер этой платы, не допускается.
Вывод судов об обратном противоречит части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Отсутствие договорных отношений между обществом и наймодателем по вопросу внесения разницы, образующейся в случае установления договором управления платы, превышающей плату, предусмотренную для нанимателей жилых помещений, не является основанием для возложения таких расходов на нанимателей либо для отказа в иске.
Частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность внести управляющей организации спорную разницу возлагается на наймодателя.
Вышеназванные обстоятельства при рассмотрении данного спора судами не исследовались и не проверялись.
Поскольку судами спор рассмотрен с нарушением норм материального права, судами не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора, размер предъявленной к взысканию задолженности и неустойки не был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, судебные акты на основании частей 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, рассмотреть спор по существу в соответствии с нормами материального и процессуального права, с учетом существа заявленных требований, доводов и возражений участвующих в деле лиц.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2018 по делу N А60-66987/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
А.Д. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
...
Ограничение платы за содержание жилого помещения для нанимателей обусловлено, в частности, тем, что они не участвуют в общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома, к компетенции которого отнесено определение размера этой платы (часть 7 статьи 156, статьи 45-48 Жилищного кодекса Российской Федерации), и не могут влиять на ее размер.
...
Вывод судов об обратном противоречит части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Отсутствие договорных отношений между обществом и наймодателем по вопросу внесения разницы, образующейся в случае установления договором управления платы, превышающей плату, предусмотренную для нанимателей жилых помещений, не является основанием для возложения таких расходов на нанимателей либо для отказа в иске.
Частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность внести управляющей организации спорную разницу возлагается на наймодателя."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2019 г. N Ф09-396/19 по делу N А60-66987/2017
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-396/19
05.06.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15648/18
27.02.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-66987/17
21.10.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-396/19
18.12.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15648/18
19.09.2018 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-66987/17