Екатеринбург |
|
20 ноября 2019 г. |
Дело N А07-8056/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Кравцовой Е. А., Черкезова Е. О.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Махониной В.А. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Башкортостанской таможни (далее - таможенный орган, таможня) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2019 по делу N А07-8056/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Республики Башкортостан приняли участие представители:
таможни - Кунцевич Н.Н. (доверенность от 29.12.2018);
общества "Еврокара-плюс" - Бакулин А.В., Бакулина Л.И. (доверенность от 25.06.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Еврокара-плюс" (далее - общество "Еврокара-плюс") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к таможенному органу о признании частично недействительным решения от 04.03.2019 N 2 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним или о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора и об обязании таможенного органа произвести зачет излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 2 675 000 руб. в счет предстоящей уплаты.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство промышленности и торговли Российской.
Решением суда от 29.04.2019 заявление удовлетворено.
Суд признал недействительным решение Башкортостанской таможни от 04.03.2019 N 2 в части отказа в возврате (зачете) излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 2 675 000 руб.
На Башкортостанскую таможню возложена обязанность произвести зачет обществу "Еврокара-плюс" излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 2 675 000 руб. в счет предстоящих платежей.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права (неправильное истолкование закона).
По мнению таможни, понятие "максимальная технически допустимая масса самоходных машин" является равнозначным понятию "технически допустимая максимальная масса", установленному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", поскольку оба понятия состоят из одних и тех же слов, имеющих одинаковый смысл.
Таможня ссылается на то, что такая характеристика как грузоподъемность оказывает непосредственное влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами своих потребительских свойств, и это влияние должно учитываться при исчислении утилизационного сбора.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Еврокара-плюс" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, общество "Еврокара-плюс" осуществляет ввоз в Российскую Федерацию автопогрузчиков самоходных с бензиновым (дизельным) двигателем типа "JAC".
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" общество уплачивает утилизационный сбор.
При исчислении величины утилизационного сбора общество "Еврокара-плюс" руководствовалось Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81.
Согласно разделу VI Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного указанным Постановлением Правительства, размер утилизационного сбора в отношении погрузчиков в период до 13.06.2018 определялся путем умножения базовой ставки, составляющей 150 000 руб., на коэффициент, определяемый в зависимости от максимальной технически допустимой массы погрузчика.
При этом общество "Еврокара-плюс" полагало, что "максимальная технически допустимая масса" погрузчика определяется как сумма массы погрузчика и его грузоподъемности.
В целях определения размера утилизационного сбора общество "Еврокара-плюс" представляло расчеты суммы утилизационного сбора, на основании которых таможенным органом оформлялись таможенные приходные ордеры.
Общество "Еврокара-плюс" указывает, что утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержал нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении погрузчиков с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого погрузчика. Следовательно, расчет суммы утилизационного сбора должен производиться исходя из массы погрузчика, без учета его грузоподъемности.
С учетом вышеизложенных соображений обществом "Еврокара-плюс" был произведен перерасчет величины утилизационного сбора, согласно которому сумма излишне перечисленного сбора по погрузчику CPCD 100 серийный номер 170271633 составила 450 000 руб.
Общество "Еврокара-плюс", полагая, что размер утилизационного сбора должен определяться исходя из базовых ставок и коэффициентов, действующих на момент возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора, т.е. в момент ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию (применительно ко всем приходным ордерам, кроме 10401060/110518/ТС4270409); а также в связи с неправильным определением максимальной технически допустимой массы погрузчика как суммы массы погрузчика и его грузоподъемности, в то время как грузоподъемность не должна учитываться при определении максимальной технически допустимой массы (применительно к приходному ордеру 10401060/110518/ТС-4270409), и что уплаченная им таможенная пошлина в размере 2 787 500 руб. является излишне уплаченными таможенными платежами, обратилось в таможню с заявлением от 26.02.2019 о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора.
По результатам рассмотрения указанного заявления таможенным органом вынесено решение от 04.03.2019 N 2 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора.
Общество "Еврокара-плюс", не согласившись с решением Башкортостанской таможни от 04.03.2019 N 2 в части отказа возврата (зачета) излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 2 675 000 руб., обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности доводов заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции счел, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (пункт 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Наряду с этим Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
В соответствии с названным постановлением Правительства N 81 погрузчики, классифицируемые по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8429 51, 8427 20, включены в Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора - раздел VI Перечня.
Размер утилизационного сбора в отношении погрузчиков определяется путем умножения базовой ставки, составляющей 150 000 руб., на коэффициент, определяемый в зависимости от максимальной технически допустимой массы погрузчика.
Определение понятия "максимальная технически допустимая масса" в отношении самоходных машин в Перечне отсутствует.
При этом, как верно указали суды, основания для расширительного толкования понятия "максимально допустимая техническая масса" в отношении самоходных машин в контексте исчисления утилизационного сбора отсутствуют.
Как отмечалось выше, в силу пунктов 4, 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики самоходной машины, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении погрузчиков (катков) с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства (погрузчика).
Следовательно, именно масса транспортного средства необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации самоходных машин носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии со статьей 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Данные выводы следуют из буквального содержания графы IX Расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства N 81, согласуются с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники".
Таким образом, судами обоснованно установлено, что в спорном периоде при расчете коэффициента должна учитываться только масса самоходной машины являющейся равной максимальной технически допустимой массе самоходной машины.
Названные выводы суда подтверждаются позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018).
На этом основании, довод кассационной жалобы о том, что определение "максимальная технически допустимая масса самоходных машин" является равнозначным понятию "технически допустимая максимальная масса" подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм материального права.
Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора регламентирован разделом V Правил.
В соответствии с пунктом 26 Правил в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Пунктами 27 - 30 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора предусмотрено, что заявление о возврате либо зачете в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением: а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора; б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора; в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление подается уполномоченным представителем плательщика.
В настоящем деле заявление общества "Еврокара-плюс" о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин соответствовали вышеприведенным положениям Правил.
Следовательно, является обоснованным вывод апелляционного суда о правомерности признания судом первой инстанции частично недействительным решения таможенного органа от 04.03.2019 N 2 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, основано на принципе формальной определенности порядка исчисления утилизационного сбора.
В доводах кассационной жалобы таможня указывает, что судами не учтено, что за 33 самоходных погрузчика утилизационный сбор уплачен после 13.06.2018, по указанным погрузчикам утилизационный сбор определен обществом "Еврокара-плюс" самостоятельно исходя из мощности силовой установки и базовой ставки 172 500 рублей (примечание 4 к Перечню).
Данный довод заявлялся в суде апелляционной инстанции и ему дана надлежащая оценка, с которой соглашается кассационная инстанция, исходя из следующего.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639 с 13.06.2018 вступили в силу изменения в Правила N 81, в соответствии с которыми размер утилизационного сбора, уплачиваемого в отношении погрузчиков, определяется исходя из мощности погрузчиков.
После 13.06.2018 общество "Еврокара-плюс" исчисляло и уплачивало утилизационный сбор в отношении погрузчиков, ввезенных в Российскую Федерацию до 13.06.2018, в размере, исчисленном в зависимости от мощности погрузчиков, то есть, в соответствии с новым порядком исчисления утилизационного сбора.
Однако, согласно правовому подходу, сложившемуся в судебной практике, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию.
Таким образом, размер утилизационного сбора должен определяться исходя из базовых ставок и коэффициентов, действующих на момент возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора, то есть в момент ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию. До 13.06.2018 утилизационный сбор в отношении погрузчиков, ввезенных в Российскую Федерацию, исчислялся в зависимости от максимальной технически допустимой массы погрузчиков, а не мощности погрузчиков.
В связи с этим, общество "Еврокара-плюс" ошибочно исчислило и уплатило утилизационный сбор в отношении 33 погрузчиков, ввезенных в Российскую Федерацию до 13.06.2018, в размере, исчисленном в зависимости от мощности погрузчиков.
Однако в момент ввоза соответствующих погрузчиков размер утилизационного сбора определялся исходя из максимальной технически допустимой массы погрузчиков, определяемой без учета их грузоподъемности, поэтому обществом "Еврокара-плюс" был произведен перерасчет величины утилизационного сбора, согласно которому сумма излишне перечисленного обществом сбора составила 2 675 000 руб.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов по данному делу основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения в спорном периоде.
Доводы, изложенные таможней в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, вследствие чего обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2019 по делу N А07-8056/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Башкортостанской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении погрузчиков (катков) с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства (погрузчика).
Следовательно, именно масса транспортного средства необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации самоходных машин носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии со статьей 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Данные выводы следуют из буквального содержания графы IX Расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства N 81, согласуются с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники".
...
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639 с 13.06.2018 вступили в силу изменения в Правила N 81, в соответствии с которыми размер утилизационного сбора, уплачиваемого в отношении погрузчиков, определяется исходя из мощности погрузчиков."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2019 г. N Ф09-7034/19 по делу N А07-8056/2019