г. Челябинск |
|
24 июля 2019 г. |
Дело N А07-8056/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чубчанковой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Башкортостанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2019 по делу N А07-8056/2019 (судья Азаматов А.Д.),
В судебном заседании принял участие представитель:
от заинтересованного лица - Башкортостанской таможни - Кравцева О.В. (удостоверение N 029365, доверенность N 01-07-51/00021 от 09.01.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Еврокара-плюс" (далее - заявитель, ООО "Еврокара-плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Башкортостанской таможне (далее - ответчик, таможенный орган, таможня) о признании частично недействительным решения N 2 от 04.03.2019 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним или о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора и об обязании таможенного органа произвести зачет излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 2 675 000 руб. в счет предстоящей уплаты.
В рамках части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2019 (резолютивная часть объявлена 25.04.2019) требования ООО "Еврокара-плюс" удовлетворены.
Решение Башкортостанской таможни от 04.03.2019 N 2 в части отказа в возврате (зачете) излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 2675000 руб. признано недействительным.
На Башкортостанскую таможню возложена обязанность произвести зачет ООО "Еврокара-плюс" излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 2675000 руб. в счет предстоящих платежей.
С Башкортостанской таможни в пользу ООО "Еврокара-плюс" взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом Башкортостанская таможня обжаловала его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что утилизационный сбор должен быть рассчитан, исходя из максимальной технически допустимой массы самоходной машины, определяемой как максимально разрешенная организацией изготовителем масса самоходной машины в зависимости от ее конструктивных особенностей, состоящая из эксплуатационной (конструкционной) массы машины и ее грузоподъемности, указанных организацией-изготовителем в соответствующей технической документации. Установленный порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении погрузчиков с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого погрузчика.
Считает, что судом не учтено, что 13.06.2018 общество заплатило утилизационный сбор за 33 погрузчика исходя из мощности силовой установки и базовой ставки 172 500 рублей в соответствии с действующим законодательством.
В дополнениях к апелляционной жалобе апеллянт ссылается на то, что определение "максимальная технически допустимая масса самоходных машин" является равнозначным понятию "технически допустимая максимальная масса", установленному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", поскольку оба понятия состоят из одних и тех же слов, имеющих одинаковый смысл.
До начала судебного заседания ООО "Еврокара-плюс" представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представители от заявителя, третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей от заявителя и третьего лица.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Еврокара-плюс" осуществляет ввоз в Российскую Федерацию автопогрузчиков самоходных с бензиновым (дизельным) двигателем типа "JAC".
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" общество уплачивает утилизационный сбор.
При исчислении величины утилизационного сбора общество руководствовалось Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81.
Согласно разделу VI Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного указанным Постановлением Правительства, размер утилизационного сбора в отношении погрузчиков в период до 13.06.2018 определялся путем умножения базовой ставки, составляющей 150 000 руб., на коэффициент, определяемый в зависимости от максимальной технически допустимой массы погрузчика.
При этом общество полагало, что "максимальная технически допустимая масса" погрузчика определяется как сумма массы погрузчика и его грузоподъемности. В целях определения размера утилизационного сбора общество представляло расчеты суммы утилизационного сбора, на основании которых таможенным органом оформлялись таможенные приходные ордеры.
Заявитель указывает, что утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержал нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении погрузчиков с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого погрузчика. Следовательно, расчет суммы утилизационного сбора должен производиться исходя из массы погрузчика, без учета его грузоподъемности.
С учетом вышеизложенных соображений обществом был произведен перерасчет величины утилизационного сбора, согласно которому сумма излишне перечисленного заявителем сбора по погрузчику CPCD 100 серийный номер 170271633 составила 450 000 руб.
Общество, полагая, что размер утилизационного сбора должен определяться исходя из базовых ставок и коэффициентов, действующих на момент возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора, т.е. в момент ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию (применительно ко всем приходным ордерам, кроме 10401060/110518/ТС4270409); а также в связи с неправильным определением максимальной технически допустимой массы погрузчика как суммы массы погрузчика и его грузоподъемности, в то время как грузоподъемность не должна учитываться при определении максимальной технически допустимой массы (применительно к приходному ордеру 10401060/110518/ТС-4270409), и что уплаченная им таможенная пошлина в размере 2 787 500 руб. является излишне уплаченными таможенными платежами, обратилось в таможню с заявлением от 26.02.2019 о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора.
По результатам рассмотрения указанного заявления таможенным органом вынесено решение от 04.03.2019 N 2 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора.
Заявитель, не согласившись с решением Башкортостанской таможни от 04.03.2019 N 2 в части отказа возврата (зачета) излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 2 675 000 руб., обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности доводов заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: их несоответствие закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
На основании статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Таким образом, в отношении автопогрузчиков самоходных с бензиновым (дизельным) двигателем типа "JAC" у ООО "Еврокара-Плюс", как у лица осуществившего ввоз такого товара возникает обязанность уплаты утилизационного сбора.
Пунктом 3 Правил установлено, что взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики (лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию), указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Утилизационный сбор согласно пункту 5 Правил исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Правилами N 81.
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с указанным в Правилах N 81 погрузчики, классифицируемые по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8429 51, 8427 20, включены в раздел VI Перечня.
Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 руб., а коэффициент определяется в зависимости от максимальной технически допустимой массы погрузчика.
При этом, определения понятия "максимальная технически допустимая масса" в отношении самоходных машин отсутствует в Перечне.
Как указано в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 1 (2018) утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении погрузчиков с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого погрузчика.
Следовательно, именно масса погрузчика необходима для расчета суммы утилизационного сбора, так как влияние этого параметра на процесс утилизации самоходных погрузчиков носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии с пунктами 4 - 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ.
Указанное согласуется с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники", согласно которому при заполнении графы "максимальная технически допустимая масса" в паспорте самоходной машины указывается соответствующая масса машины, а не результат сложения массы самоходной машины и грузоподъемности.
Оснований считать, что такая характеристика погрузчиков как их грузоподъемность также влияет на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами своих потребительских свойств, и это влияние должно учитываться при исчислении утилизационного сбора, не имеется.
Названные выводы суда полностью соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017N 305-КГ17-12383 по делу N А40-170463/16.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что при расчете коэффициента должна учитываться только масса самоходной машины.
На этом основании, довод апелляционной жалобы о том, что определение "максимальная технически допустимая масса самоходных машин" является равнозначным понятию "технически допустимая максимальная масса" подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм материального права.
Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора регламентирован разделом V Правил.
В соответствии с пунктом 26 Правил в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Пунктами 27 - 30 Правил предусмотрено, что заявление о возврате либо зачете в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением:
а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора;
б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора;
в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление подается уполномоченным представителем плательщика.
В настоящем деле заявление общества о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин соответствовали вышеприведенным положениям Правил.
Следовательно, признание судом первой инстанции частично недействительным решения таможенного органа от 04.03.2019 N 2 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, основано на принципе формальной определенности порядка исчисления утилизационного сбора.
Как указывает апеллянт, судом не учтено, что за 33 самоходных погрузчика утилизационный сбор уплачен после 13.06.2018, по указанным погрузчикам утилизационный сбор определен обществом самостоятельно исходя из мощности силовой установки и базовой ставки 172 500 рублей (примечание 4 к Перечню).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639 с 13.06.2018 вступили в силу изменения в Правила N81, в соответствии с которыми размер утилизационного сбора, уплачиваемого в отношении погрузчиков, определяется исходя из мощности погрузчиков.
После 13.06.2018 общество исчисляло и уплачивало утилизационный сбор в отношении погрузчиков, ввезенных в Российскую Федерацию до 13.06.2018, в размере, исчисленном в зависимости от мощности погрузчиков, то есть, в соответствии с новым порядком исчисления утилизационного сбора.
Однако, согласно правовому подходу, сложившемуся в судебной практике, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию.
Апелляционный суд соглашается с позицией истца о том, что размер утилизационного сбора должен определяться исходя из базовых ставок и коэффициентов, действующих на момент возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора, т.е. в момент ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию. До 13.06.2018 утилизационный сбор в отношении погрузчиков, ввезенных в Российскую Федерацию, исчислялся в зависимости от максимальной технически допустимой массы погрузчиков, а не мощности погрузчиков.
В связи с этим, общество ошибочно исчислило и уплатило утилизационный сбор в отношении 33 погрузчиков, ввезенных в Российскую Федерацию до 13.06.2018, в размере, исчисленном в зависимости от мощности погрузчиков. Однако, в момент ввоза соответствующих погрузчиков размер утилизационного сбора определялся исходя из максимальной технически допустимой массы погрузчиков, определяемой без учета их грузоподъемности.
На основании вышеизложенного, обществом был произведен перерасчет величины утилизационного сбора, согласно которому сумма излишне перечисленного обществом сбора составила 2 675 000 руб.
Выводы, изложенные в обжалованном решении суда, соответствуют закону и основаны на материалах дела. Оснований для их переоценки не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Башкортостанская таможня освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2019 по делу N А07-8056/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкортостанской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8056/2019
Истец: ООО "ЕВРОКАРА-ПЛЮС"
Ответчик: БАШКОРТОСТАНСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Министерство промышленности и торговли РФ