Екатеринбург |
|
21 ноября 2019 г. |
Дело N А47-554/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Вдовина Ю.В., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.05.2019 по делу N А47-554/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Нано Эдванс" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к учреждению о признании незаконным решения от 28.12.2018 N 841 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 06.05.2019 (судья Третьяков Н.А.) заявленные требования удовлетворены. Суд обязал фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Кроме того, с учреждения в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб., а также судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 (судьи Киреев П.Н., Арямов А.А., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что штатное расписание, трудовая книжка, должностная инструкция, приказ о приеме на работу, табель рабочего времени, ведомости по начислению заработной платы являются внутренними документами общества и не могут являться однозначным доказательством наличия фактических трудовых отношений между Кузьминой А.В. и обществом.
Кроме того, фонд ссылается на недостоверность представленного обществом табеля учета рабочего времени, поскольку согласно указанному табелю, в период с 01.06.2017 по 23.06.2017 работник Кузьмина А.В. выполняла трудовые обязанности полный рабочий день, тогда как согласно листкам временной нетрудоспособности Кузьмина А.В. в период с 18.05.2017 по 23.06.2017 являлась временно нетрудоспособной, в связи с этим, не могла выполнять свои трудовые обязанности.
Учреждение считает, что доказательств, подтверждающих экономическую и кадровую обоснованность принятия на должность беременной незадолго до наступления страхового случая, обществом не представлено.
В связи с этим фонд полагает, что целью заключения трудового договора между Кузьминой А.В. и обществом было наличие формального основания для получения страхового обеспечения из средств бюджета фонда.
Учреждение также несогласно с размером взысканных судебных расходов, считает их чрезмерными.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, согласно штатному расписанию от 30.12.2016 N 1 и от 30.03.2018 N 2 в обществе имеются должности директора, заместителя директора, бухгалтера, менеджера по продажам, водителя. Оклад бухгалтера составляет 15 000 руб.
Общество (работодатель) 01.06.2017 заключило с Кузьминой А.В. трудовой договор, согласно условиям которого, работодатель предоставляет работнику работу на неопределенный срок в должности бухгалтера, а работник обязуется лично выполнять работу в соответствии с условиями договора. Дата начала работы - 01.06.2017. Приказом от 01.06.2017 N 7к Кузьмина А.В. принята на работу в общество. Кузьминой А.В. 25.07.2017 выдан листок нетрудоспособности в связи с беременностью и родам на период с 25.07.2017 по 12.12.2017, который предъявлен работодателю вместе с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам от 25.07.2017 и справкой о постановке на учет в ранние сроки беременности.
Кузьмина А.В. 12.12.2017 обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, к которому приложила копию свидетельства о рождении ребенка от 11.10.2017 и справку с места работы супруга о том, что ему пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет не назначалось и не выплачивалось. Приказом от 12.12.2017 N 3к Кузьминой А.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет с 12.12.2017 по 06.04.2019 и назначено пособие по уходу за ребенком. Из расчетной ведомости за июнь 2017 следует, что Кузьминой А.В. начислена заработная плата в размере 17 250 руб., из которой удержан налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 2243 руб., к выдаче - 15 008 руб.
Из расчетной ведомости за июль 2017 следует, что Кузьминой А.В. начислена заработная плата в размере 17 250 руб., доплата 600 руб., отпуск 136 599 руб., удержан НДФЛ в размере 1784 руб., к выдаче - 148 558 руб. При этом, сумма пособия в связи с отпуском по беременности и родам рассчитана работодателем с учетом заработка по предыдущим местам работы Кузьминой А.В.
Общество 15.08.2018 обратилось в фонд с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в размере 213 646 руб. 37 коп.
Учреждением в период с 15.08.2018 по 14.11.2018 проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результату которой составлен акт проверки от 28.11.2018 N 472/39, в пунктах 3.2, 3.3 которого указано, что по результату проверки предлагается отказать в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем, в размере 213 646 руб. 37 коп. и не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов, в размере 226 837 руб. 42 коп.
По результатам рассмотрения акта проверки фондом принято решение от 28.12.2018 N 841, которым решено не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные обществом в размере 226 837 руб. 42 коп. Обществу предложено провести корректировку расходов на выплату страхового обеспечения за 2017 год и доплатить страховые взносы в сумме непринятых к зачету расходов.
Полагая, что решение фонда от 28.12.2018 N 841 недействительно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии факта трудовых отношений общества с Кузьминой А.В. и отсутствия у фонда оснований для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 226 837 руб. 42 коп., удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
К видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются, в том числе выплаты на ежемесячное пособие по уходу за ребенком (пункт 5 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"; далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
В целях защиты интересов указанных лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени частью 2 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.
Выплата пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, призвана компенсировать заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (части 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
На основании подпунктов 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Исходя из норм Федерального закона N 165-ФЗ и Постановления фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования", выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, подпункта 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществом и Кузьминой А.В. заключен трудовой договор от 01.06.2017, согласно которому Кузьмина А.В. принята на работу в качестве бухгалтера на неопределенный срок. Обязанности данного работника предусмотрены должностной инструкцией бухгалтера от 08.02.2017. В качестве подтверждения квалификации представлен диплом о высшем образовании с квалификацией "экономист-менеджер", выданный в 2012 году, а также трудовая книжка Кузьминой А.В., в которой имеются записи о том, что ранее указанное лицо выполняло трудовые функции в должности бухгалтера в обществах с ограниченной ответственностью "Золотое сечение", "Кальян бар", что свидетельствует о соответствии работника занимаемой должности.
Фактическое осуществление работником Кузьминой А.В. трудовой деятельности в обществе в должности бухгалтера подтверждено. Согласно кассовым ордерам и платежным поручениям, обществом были произведены выплаты заработной платы Кузьминой А.В. за июнь - июль 2017 года, а также выплата пособия по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В связи с этим суды сделали правильный вывод о том, что обществом соблюдены условия, необходимые для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию, представлены достаточные доказательства наличия реальных трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности обстоятельств для признания оспариваемого решения фонда недействительным.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы, указанные в кассационной жалобе учреждения, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.05.2019 по делу N А47-554/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании подпунктов 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Исходя из норм Федерального закона N 165-ФЗ и Постановления фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования", выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, подпункта 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 ноября 2019 г. N Ф09-7689/19 по делу N А47-554/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7689/19
02.08.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9093/19
30.07.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-554/19
06.05.2019 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-554/19