Екатеринбург |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А60-2149/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Жаворонкова Д.В.. Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Братское 3" (далее - ТСН "Братское 3"), товарищества собственников жилья "Братское" (далее - ТСЖ "Братское") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.06.2019 по делу N А60-2149/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений далее - Департамент) - Миукович Л.Р., доверенность от 29.11.2016;
общества с ограниченной ответственностью "Метеорит и Ко" (далее - общество "Метеорит и Ко") - Платонова А.О., доверенность от 23.08.2019;
ТСН "Братское 3" - Ваганова Л.Г., доверенность от 21.05.2019, Кремлева Я.Ю., доверенность от 30.11.2018;
ТСЖ "Братское" - Кейскер И.Р. протокол от 02.07.2019.
От Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Министерство) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ТСН "Братское 3" и ТСЖ "Братское" обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным адреса, указанного в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 27.12.2018 N RU 66302000-3750-2013, выданным Министерством, в графе: "расположенного по адресу": Российская Федерация, Свердловская область, муниципальное образование "город Екатеринбург", г. Екатеринбург, ул. Братская, д. 27, корп. 3 (Справка о присвоении адреса от 22.11.2012 N 810, выдана Департаментом); признать незаконным адрес, указанный в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 07.11.2018 N RU 66302000-3750-2013, выданном Министерством, в графе: "расположенного по адресу": Российская Федерация, Свердловская область, муниципальное образование "город Екатеринбург", г. Екатеринбург, ул. Братская, д. 27, корп. 3 (Справка о присвоении адреса от 22.11.2012 N 810, выдана Департаментом)"; обязать Министерство в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда внести верные данные в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.12.2018 N RU 66302000-3750-2013 в графу: "расположенного по адресу" юридически правильный адрес в соответствии с данными государственного адресного реестра; обязать Министерство в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда внести верные данные в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 07.11.2018 N RU 66302000-3750-2013 в графу: "расположенного по адресу" юридически правильный адрес в соответствии с данными государственного адресного реестра (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество "Метеорит и Ко", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Решением суда первой инстанции от 06.06.2019 (судья Иванова С.О.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2019 (судьи Васева Е.Е., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТСН "Братское 3" и ТСЖ "Братское" просят названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявители кассационной жалобы указывают на то, что принимая решение о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию на основании технического плана, предоставленным обществом "Метеорит и Ко" Министерство не учло, что объединяет тем самым два расположенных рядом многоквартирных односекционных дома в один объект, нарушая целостность объекта жилого комплекса "Три Д клуб". При этом ТСН "Братское 3" и ТСЖ "Братское" считают, что общество "Метеорит и Ко" и министерство не представили доказательств, на основании которых возможно было бы сделать однозначный вывод о том, что два отдельно стоящих односекционных многоэтажных дома 27/2 (стр. N 1В), 27/3 (стр. N 1Б) являются единым объектом (единой конструкцией).
В связи с этим ТСН "Братское 3" и ТСЖ "Братское" полагают, что оснований для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства у общества "Метеорит и Ко" не имелось, так как возникновение вместо трех объектов капитального строительства двух за счет объединения домов N 27/2 и N 27/3 в один объект выполнено с нарушением подпункта 6 пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Кроме того, ТСН "Братское 3" и ТСЖ "Братское" ссылаются на то, что суды при вынесении судебных актов вышли за рамки заявленных требований, поскольку ни Министерство, ни ТСН "Братское 3" и ТСЖ "Братское" не ставили вопрос о единстве объектов недвижимости.
В отзывах на кассационную жалобу общество "Метеорит и Ко" и Министерство просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, распоряжением Главы города Екатеринбурга от 13.10.2005 N 3584-р принято решение о предоставлении обществу "Метеорит и Ко" земельного участка площадью 14 560 кв. м, имеющего кадастровый номер 66:41:0504008:0022, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Патриса Лумумбы, в аренду на 6 лет для строительства трех многоэтажных жилых домов с подземной парковкой, встроено-пристроенными нежилыми помещениями и детским клубом на первых этажах.
Администрацией г. Екатеринбурга были выданы следующие разрешения: N RU 66302000-677 на строительство односекционного многоэтажного жилого дома с крышной газовой котельной с ТСЖ на первом этаже, со встроенными помещениями общественного назначения на 1 этаже (стр. N 1А) - 1 пусковой комплекс; N RU 66302000-3750 на строительство двух односекционных многоэтажных жилых домов с крышными газовыми котельными (стр. N 1Б, 1В) со встроенным помещением детского клуба на первом этаже жилого дома стр. N 1Б, объединенных стилобатом, с размещением в нем помещений общественного назначения: встроенные помещения спортивного центра и торгового центра, встроено-пристроенная подземная автостоянка - 2 и 3 пусковые комплексы с сетями инженерно-технического обеспечения.
Впоследствии Администрацией г. Екатеринбурга, Министерством выданы следующие разрешения: N RU 66302000-497 на ввод в эксплуатацию односекционного 24-этажного жилого дома с техническими этажами (25,26) с крышной газовой котельной, помещением ТСЖ на первом этаже - 1 этап ввода 1 пускового комплекса без встроенных помещений (стр. N 1А); N RU 66302000-1336 на ввод в эксплуатацию встроенных помещений, расположенных в многоэтажном жилом доме - 2 этап ввода 1 пускового комплекса; от 27.12.2013 N RU 66302000-1976 на ввод в эксплуатацию односекционного 24-этажного жилого дома с техническими этажами (25, 26 этажи) с крышной газовой котельной (стр. N 1Б) со встроенными нежилыми помещениями общественного назначения, со встроенным помещением детского клуба, встроенной трансформаторной подстанцией - 1 этап ввода 2 пускового комплекса; от 07.11.2018 N RU 66302000-3750-2013 на ввод в эксплуатацию встроенных помещений торгового центра в стилобате многоэтажных жилых домов - 3 этап, 3 пусковой комплекс; от 27.12.2018 N RU 66302000-3750-2013 на ввод в эксплуатацию односекционного многоэтажного жилого дома с крышной газовой котельной (стр. N 1В) со встроенными нежилыми помещениями общественного назначения - 5 этап 3 пускового комплекса.
Основанием для обращения ТСН "Братское 3" и ТСЖ "Братское" в арбитражный суд с требованиями явились обстоятельства присвоения вновь вводимому в 2018 г. в эксплуатацию жилому дому (стр. N 1В) адреса: г. Екатеринбург, ул. Братская, д. 27 корп. 3 с указанием справки о присвоении адреса от 22.11.2012 N 810, тогда как, по сведениям адресного реестра муниципального образования "город Екатеринбург", на основании данной справки адрес г. Екатеринбург, ул. Братская, д. 27 корп. 3 был присвоен в 2012 г. многоквартирному дому (стр. N 1Б), а объекту - односекционный многоквартирный жилой дом с крышной газовой котельной (стр. N 1В) со встроенными помещениями общественного назначения, на основании справки о присвоении адреса от 16.04.2014 N 244, выданной Департаментом, был присвоен адрес: г. Екатеринбург, ул. Братская, корп. 2. Первоначально введенному в эксплуатацию объекту (стр. N 1А) присвоен адрес: г. Екатеринбург, ул. Братская, д. 27 корп. 1 (справка о присвоении постоянного адреса от 06.12.2006 N 1565).
В многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Братская, 27/1 выбран способ управления - ТСЖ "Братское", в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Братская, 27/3 (нумерация квартир с 1 по 208) выбран способ управления ТСН "Братское 3".
Полагая, что внесение в названные разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома (стр. N 1В) и встроенных помещений торгового центра сведений об адресе объектов на основании справки от 22.11.2012 N 810, является неправомерным, поскольку иной адрес (ул. Братская, 27/2) третьему дому присвоен органом местного самоуправления и содержится в Федеральной информационной системе, нарушает права и законные интересы ТСН "Братское 3" и ТСЖ "Братское", выступающих от имени собственников помещений в жилых домах N 27/2, 27/3 по ул. Братской в г. Екатеринбурге, ТСН "Братское 3" и ТСЖ "Братское" обратились в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности основания для признания недействительным указания адреса, определенного в разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию N RU 66302000-3750-2013 от 07.11.2018, 27.12.2018, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно частям 1, 2 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме, в соответствии с разрешением на строительство; проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче соответствующего разрешения.
Перечень документов, которые необходимо представить для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен в части 3 статьи 55 ГрК РФ. В части 4.1 статьи 55 ГрК РФ установлен запрет требовать иные документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением указанных в частях 3, 4 настоящей статьи.
Порядок присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса регламентирован Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 (далее - Правила N 1221).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1221 присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
На основании пункта 7 Правил N 1221 присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27, 29 Правил N 1221. Аннулирование адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании информации органа, осуществляющего кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, а также об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости по основаниям, указанным в пунктах 1, 3 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", предоставляемой в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра. Изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в редакции, действовавшей в спорный период, и пункта 5 Правил N 1221 объектами адресации могут быть один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В приложении 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, к признакам единства здания отнесены, в частности, следующие: фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала; при отсутствии единого фундамента и сообщения между частями одного здания может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.
На основании изложенного суды сделали верный вывод о том, что поскольку сведения о присвоении адреса не входят в перечень обязательных документов для оформления разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства и представляются застройщиком факультативно, у Министерства не имелось правовых оснований для указания каких-либо иных сведений, кроме тех, которые представлены застройщиком, в порядке статьи 55 ГрК РФ.
Общество "Метеорит и Ко" ссылаясь на то, что представление справки от 22.11.2012 N 810 с пакетом документов для получения разрешений на ввод жилого дома (стр. N 1В), встроенных помещений торгового центра в эксплуатацию, не было следствием ошибки, обусловлено тем, что два односекционных многоэтажных жилых дома с крышными газовыми котельными (стр. N 1Б, 1В) со встроенными помещениями спортивного центра, торгового центра, встроено-пристроенной подземной автостоянки - являются единым сложным объектом.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что односекционный многоэтажный жилой дом с крышной газовой котельной (стр. N 1Б - 1 этап ввода 2 пускового комплекса), встроенные помещения спортивного центра (2 этап ввода 2 пускового комплекса), встроенные помещения торгового центра (3 этап ввода 2 пускового комплекса), встроено-пристроенная подземная автостоянка (4 этап ввода 2 пускового комплекса), односекционный многоэтажный жилой дом с крышной газовой котельной (стр. N 1В - 5 этап ввода 3 пускового комплекса) являются единым объектом, не подлежащем разделу, который должен иметь единый адрес.
При этом суды правильно исходили из того, что из разрешения на строительство N RU66302000-3750 двух односекционных многоэтажных жилых домов с крышными газовыми котельными (стр. N 1Б, 1В) со встроенным помещением детского клуба на первом этаже жилого дома стр. N 1Б, объединенных стилобатом, с размещением в нем помещений общественного назначения: встроенные помещения спортивного центра и торгового центра, встроено-пристроенная подземная автостоянка - 2 и 3 пусковые комплексы с сетями инженерно-технического обеспечения, усматривается, что оно было выдано в отношении жилых домов, образующих единый сложный объект.
Кроме того, суды, проанализировав материалы дела (проектная документация, разрешение на строительство, выписка из ЕГРН о постановке на кадастровый учет и так далее) сделали верный вывод о том, что рассматриваемый объект недвижимости является сложным объектом, состоящим из двух односекционных многоэтажных жилых домов, имеющих единую сквозную нумерацию - с 1 по 208 квартиру (стр. N 1Б), и с 208 по 439 квартиры (объект, введенный в декабре 2018 года - стр. N 1В) и встроенных помещений торгового центра.
При этом судами указано, что объект, учтенный в кадастре под номером 66:41:0504010:3345, образует единое архитектурно-градостроительное, объемно-пространственное, функциональное, инженерно-техническое и технологическое целое, строительство которого осуществлено на основании единого разрешения на строительство в виде 5 этапов ввода (I этап - по генплану N 1Б - многоэтажный жилой дом на 207 квартир с газовой котельной, встроенными нежилыми помещениями, детским клубом и сетями инженерного обеспечения, встроенная трансформаторная подстанция, II-спортивный центр, III - торговый центр, IV - паркинг на 562 машино-мест, V - по генплану - N 1В - многоэтажный жилой дом на 236 квартир с газовой котельной, сетями инженерного обеспечения, электрощитовой, венткамерами), объекты объединены стилобатом, общими сетями, расположены на едином фундаменте, которым, по сути, является общая для этих домов подземная встроенно-пристроенная автостоянка и в пределах одного единого земельного участка с кадастровым номером 66:41:0504008:0022, не подлежащего разделу. Таким образом, все части сложного объекта капитального строительства должны иметь единый адрес, а управление таким объектом, в том числе с учетом особенностей инженерно-технического плана, должно осуществляться из единого центра.
Из заключения кадастрового инженера от 30.04.2019 N 118 следует вывод о невозможности присвоения разных адресов единому сложному объекту капитального строительства, в который включаются односекционный многоэтажный жилой дом с крышной газовой котельной (стр. N 1Б - 1 этап ввода 2 пускового комплекса), встроенные помещения спортивного центра (2 этап ввода 2 пускового комплекса), встроенные помещения торгового центра (3 этап ввода 2 пускового комплекса), встроенно-пристроенная подземная автостоянка (4 этап ввода 2 пускового комплекса), односекционный многоэтажный жилой дом с крышной газовой котельной (стр. N 1В - 5 этап ввода 3 пускового комплекса).
Доказательств, того, что два спорных односекционных многоэтажных жилых дома с крышными газовыми котельными (стр. N 1Б, 1В) со встроенными помещениями спортивного центра, торгового центра, встроенно-пристроенной подземной автостоянки не являются единым объектом, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности основания для признания недействительным указания адреса, определенного в разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию N RU 66302000-3750-2013 от 07.11.2018, 27.12.2018.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных ТСН "Братское 3" и ТСЖ "Братское" требований.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этимм не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.06.2019 по делу N А60-2149/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ТСН "Братское 3", ТСЖ "Братское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В приложении 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, к признакам единства здания отнесены, в частности, следующие: фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала; при отсутствии единого фундамента и сообщения между частями одного здания может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.
На основании изложенного суды сделали верный вывод о том, что поскольку сведения о присвоении адреса не входят в перечень обязательных документов для оформления разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства и представляются застройщиком факультативно, у Министерства не имелось правовых оснований для указания каких-либо иных сведений, кроме тех, которые представлены застройщиком, в порядке статьи 55 ГрК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2019 г. N Ф09-7657/19 по делу N А60-2149/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7657/19
12.11.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11230/19
06.02.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11230/19
28.11.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7657/19
18.09.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11230/19
06.06.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-2149/19