Екатеринбург |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А34-5052/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Ященок Т.П., Гусева О.Г.
при ведении протокола помощником судьи Махониной В.А. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - Управление, Фонд) на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.06.2019 по делу N А34-5052/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Курганской области принял участие представитель Управления - Михайлова Д.М. (доверенность от 23.09.2019 N 50, диплом).
Управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ореховой Ольги Валентиновны (далее - предприниматель) по требованию от 28.12.2018 N 055S01170127275 в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в сумме 9000 руб. за отчетный период - ноябрь 2016 года.
Решением суда от 10.06.2019 (судья Обабкова Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 (судьи Плаксина Н.Г., Иванова Н.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а именно, неправильное исчисление судами срока взыскания штрафных санкций в судебном порядке, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
В жалобе заявитель продолжает настаивать на том, что срок взыскания штрафных санкций в рассматриваемом случае пропущен им не был. Правонарушение совершено страхователем 12.01.2017, то есть в момент предоставления отчета по форме исходная СЗВ-М за ноябрь 2016 года, следовательно, предельный трехлетний срок для привлечения к ответственности истекает 12.01.2020.
Управление также ссылается на то, что из требования от 28.12.2018 об уплате финансовых санкций следует, что страхователю надлежало уплатить финансовые санкции в срок до 25.01.2019. С рассматриваемым заявлением Управление обратилось в арбитражный суд 25.04.2019 (согласно штампу суда), то есть в пределах шестимесячного срока на подачу такого заявления до 25.07.2019.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как усматривается из обжалуемых судебных актов, по результатам проведенной проверки представленных предпринимателем 12.01.2017 сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года, Фондом установлен факт представления таких сведений с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срока, о чем составлен акт от 08.11.2018 N 055S18170000213.
Решением от 07.12.2018 N 055S19170000427 страхователь привлечен к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 9000 руб.
(по 18 застрахованным лицам) за представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года с нарушением срока.
В адрес предпринимателя Управлением направлено требование от 28.12.2018 N 055S011701272275 об уплате в срок до 25.01.2019 вышеуказанную сумму штрафных санкций.
Неисполнение предпринимателем требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о пропуске Управлением срока на обращения в суд за взысканием финансовых санкций.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в 2016 году, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца представляет о каждом работающем у него застрахованном лице.
Статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
На основании пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В силу пунктов 5.5, 5.7 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Аналогичная норма установлена пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно абзацам 15-17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию их взыскание производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 АПК РФ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 НК РФ с заявлением о взыскании со страхователя суммы финансовых санкций заявитель имеет право обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Как установлено судами и усматривается из судебных актов, сведения по исходной форме СЗВ-М за отчетные периоды ноябрь 2016 года представлены предпринимателем 12.01.2017, то есть с пропуском установленного законом срока.
Суды, учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, пришли к верному выводу о пропуске Фондом срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции (дата обращения в суд - 25.04.2019).
При этом судами правомерно отмечено, что срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной абзацем 19 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа. Обстоятельств уважительности причин пропуска срока подачи заявления о взыскании штрафных санкций Управлением не приведено.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Фонд обратился в суд с заявленными требованиями за пределами установленного законом срока.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права и, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, в связи с чем подлежат отклонению в силу статьи 286 АПК РФ, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 10.06.2019 по делу N А34-5052/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, пришли к верному выводу о пропуске Фондом срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции (дата обращения в суд - 25.04.2019).
При этом судами правомерно отмечено, что срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной абзацем 19 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа. Обстоятельств уважительности причин пропуска срока подачи заявления о взыскании штрафных санкций Управлением не приведено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2019 г. N Ф09-7416/19 по делу N А34-5052/2019