г. Челябинск |
|
30 августа 2019 г. |
Дело N А34-5052/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 10 июня 2019 г. по делу N А34-5052/2019 (судья Обабкова Н.А.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление, УПФР в г. Кургане Курганской области) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ореховой Ольги Валентиновны (далее - заинтересованное лицо, ИП Орехова О.В., предприниматель) по требованию от 28.12.2018 N 055S01170127275 штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 9 000 руб. 00 коп. за отчетный период ноябрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.06.2019 (резолютивная часть решения объявлена 10.06.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
УПФР в г. Кургане Курганской области (далее также - податель жалобы, Фонд) не согласилось с решением суда в полном объеме и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (пункт 1 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правонарушения совершены заинтересованным лицом 12.01.2017, т.е. в момент предоставления отчета по форме исходная СЗВ-М за ноябрь 2016 года, следовательно, предельный срок для привлечения к ответственности три года истекает 12.01.2020. Решение о применении финансовых санкций принято в пределах установленного трехлетнего срока.
Кроме того, Фонд обратился в арбитражный суд 25.04.2019, то есть в пределах шестимесячного срока на подачу такого заявления до 25.07.2019.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание лица, участвующие в деле не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
Предприниматель 12.01.2017 представил в Управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности "Сведения о застрахованных лицах" (исходная) (далее - СЗВ-М) за ноябрь 2016 года (л.д.25). Указанные сведения были представлены в отношении 18 застрахованных лиц. Указанные обстоятельства подтверждаются отметкой органа Пенсионного фонда, протоколом поверки отчетности по состоянию на 12.01.2017 (л.д.26).
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) проведена проверка представленных заинтересованным лицом указанных сведений, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока их представления.
По данному факту Управлением 08.11.2018 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18170000213 (л.д.7), сделан вывод о нарушении требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения указанного акта и иных материалов проверки Управлением вынесено решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S19170000427 от 07.12.2018 (л.д.8), которым заинтересованное лицо привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 9 000 руб.
Требованием от 28.12.2018 N 055S011701272275 (л.д.9), направленным заинтересованному лицу по адресу, указанному в ЕГРИП, заказным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафных санкций в срок до 25.01.2019.
Поскольку в установленный срок заинтересованным лицом обязанность по уплате штрафа не была исполнена, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Фонд обратился в суд с заявленными требованиями за пределами установленного законом срока.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в 2016 году, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
В поле "Тип формы" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ) требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Согласно пункту 5.5 и 5.7 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Аналогичная норма установлена пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Федеральный закон N 212-ФЗ с 01.01.2017 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Абзац 15 - 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию их взыскание производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, ИП Ореховой О.В. сведения по исходной форме СЗВ-М за отчетный период ноябрь 2016 года были представлены 12.01.2017 (л.д.25-27), то есть с пропуском срока, установленного законом. Документ принят Фондом, какие - либо ошибки и неполноты сведений в представленной обществом отчетности органом Пенсионного фонда не выявлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление подано Фондом по истечении шестимесячного срока, установленного для взыскания финансовых санкций в судебном порядке.
Сроки для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлены.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным со взысканием штрафов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании со страхователя суммы финансовых санкций заявитель имеет право обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Судом установлено, что правонарушение совершено обществом 10.12.2016 (то есть в момент непредставления сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года), акт о выявлении правонарушения N 055S18170000213 составлен 08.11.2018, следовательно, сроки на взыскание санкций в судебном порядке, истекли.
Как верно отмечено судом, то обстоятельство, что правонарушение зафиксировано актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.11.2018 N 055S18170000213, то есть спустя два года после совершения нарушения (10.12.2016), не является основанием для исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке с даты фактического принятия решения, поскольку решение составлено с нарушением срока, установленного статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ и статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд учитывает пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в котором разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на дату обращения Фонда в суд (25.04.2019) с заявлением о взыскании с общества финансовых санкций за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за ноябрь 2016 года срок, установленный законом для взыскания штрафа в судебном порядке, истек.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок на обращение в суд с заявлением Фондом не пропущен, отклоняется судом как основанный на неправильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения. Срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренный абзацем 19 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, на который ссылается пенсионный фонд в апелляционной жалобе, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Обстоятельств уважительности причины пропуска срока подачи заявления о взыскании штрафных санкций Фондом не приведено.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта по доводам жалобы.
Решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 10 июня 2019 г. по делу N А34-5052/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5052/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области межрайонное
Ответчик: Орехова Ольга Валентиновна
Третье лицо: Инспекция федеральной налоговой службы по г. Кургану, Отдел адресно-справочной службы