Екатеринбург |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А50-6528/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Вдовина Ю. В.
с использованием систем видеоконференц - связи при содействии Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края (далее - Министерство) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 по делу N А50-6528/2019 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд прибыли представители:
Министерства - Иванова Е.В. (доверенность от 16.01.2019), Ларюшкина И.В. (доверенность от 09.04.2019);
общества с ограниченной ответственностью "Верхнекамская социальная компания "Доверие" (далее - общество) - Худяков В.А. (доверенность от 01.03.2019).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства от 28.01.2019 N 4 об исключении общества из реестра поставщиков социальных услуг Пермского края, изложенного в письме от 05.02.2019 N СЭД-33-05-59-116.
Решением суда первой инстанции от 08.05.2019 (судья Катаева М.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 (судьи Муравьева Е.Ю., Гладких Е.О., Трефилова Е.М.) решение суда отменено, решение Министерства от 28.01.2019 N 4, выраженное в письме от 05.02.2019 N СЭД-33-05-59-116 признано недействительным. Суд обязал Министерство устранить нарушения прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе Министерство просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что представленные общество отчеты, подписанные его же сотрудниками, не опровергают фактов неоказания социальных услуг. При этом Министерство отмечает, что Порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг, утвержденный приказом Министерства от 21.05.2018 N СЭД-33-01-03-340 (далее - Порядок), не устанавливает каких - либо требований к процедуре принятия решения комиссией об исключении поставщика из реестра.
Кроме того, Министерство полагает, что суд апелляционной инстанции применил закон, не подлежащий применению к спорным правоотношениям, а именно Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), поскольку отношения между Министерством и обществом ограничивались нахождением общества на добровольной основе в Реестре поставщиков социальных услуг. В связи с этим Министерство считает, что для исключения из реестра для Министерства необходимо наличие факта некачественного предоставления или непредставления социальных услуг, вне зависимости от того, осуществлялись они поставщиком социальных услуг в рамках государственных контрактов или нет.
Министерство также ссылается на то, что общество не опровергло доводы о некачественном оказании и неоказании социальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества является предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки.
Протоколом от 28.01.2019 N 4 заседания комиссии по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг в Пермском крае оформлено решение об исключении общества из реестра поставщиков в Пермском крае, письмом от 05.02.2019 N СЭД-33-05-59-116 Министерство уведомило общество о принятом решении.
Полагая, что названное решение незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого решения Министерства недействительным, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, сделав вывод о недоказанности Министерством нарушения обществом, как поставщиком социальных услуг, условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, которое в подпункте 7 пункта 22 Порядка предусмотрено как основание для исключения поставщика социальных услуг из Реестра, отменил решение суда первой инстанции, признав оспариваемый ненормативный акт Министерства недействительным.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), устанавливающий правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей социальных услуг, права и обязанности поставщиков социальных услуг.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 442-ФЗ поставщики социальных услуг имеют право быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 442-ФЗ реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации.
Включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе (часть 2 статьи 25 Федерального закона N 442-ФЗ ).
На основании части 1 статьи 24 Федерального закона N 442-ФЗ реестр поставщиков социальных услуг является информационной системой в сфере социального обслуживания, которой осуществляется сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг.
Основная цель создания реестра - формирование единого официального источника полной и достоверной информации о поставщиках социальных услуг, осуществляющих деятельность по оказанию социальных услуг в Пермском крае (пункт 2 Порядка).
Оператором реестра выступает Министерство социального развития Пермского края в чьи полномочия входит формирование и ведение реестра (пункты 3.1, 4 Порядка).
В силу пункта 12 Порядка в целях организации работы по формированию и ведению реестра министерством создается комиссия по формированию и ведению Реестра поставщиков социальных услуг в Пермском крае, которая принимает, в том числе решение об исключении поставщика социальных услуг из Реестра.
Решение об исключении поставщика социальных услуг из реестра принимается комиссией и оформляется протоколом заседания комиссии (пункт 13 Порядка).
Согласно подпункту 7 пункта 22 Порядка основанием для исключения поставщика социальных услуг из реестра является нарушение поставщиком социальных услуг условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае отказа получателю социальных услуг по основаниям, не предусмотренным частью 3 статьи 18 Федерального закона N 442-ФЗ.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 28.01.2019 протоколом N 4 заседания комиссии по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг в Пермском крае оформлено решение об исключении общества заявителя из реестра поставщиков в Пермском крае на основании подпункта 7 пункта 22 Порядка.
Основанием для принятия Министерством оспариваемого решения послужили выводы о нарушении обществом условий заключенных с ним государственных контрактов на оказание государственных социальных услуг от 19.09.2016 N 24, от 23.09.2016 N 27, от 26.09.2016 N 28. Названные выводы сделаны Министерством по результатам анализа поступивших претензий за октябрь и ноябрь 2018 г. по исполнению условий контрактов, в соответствии с которыми оказанные обществом услуги не соответствуют стандарту предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденным Приказом Министерства социального развития Пермского края от 04.11.2014 N СЭД-33-01-03-558 "Об утверждении Порядка предъявления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщикам социальных услуг".
В соответствии с пунктом 1.2 названных государственных контрактов на оказание государственных социальных услуг содержание, объем услуг и иные требования к предоставлению государственной услуги устанавливаются сторонами в Приложении N 1 (Техническое задание) к настоящим контрактам и Приказом Министерства от 04.11.2014 N СЭД-33-01-03-558 "Об утверждении Порядка предъявления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщикам социальных услуг".
Согласно пункту 4.1 спорных государственных контрактов исполнитель гарантирует качество оказания услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требованиям, установленным названным Приказом Министерства, настоящими контрактами и приложениями к нему. В силу пункта 4.2 проверка качества услуг может осуществляться как до приемки оказанных услуг, так и после нее.
Для проверки качества оказанных исполнителем услуг заказчик вправе проводить экспертизу, в том числе для установления причинно-следственной связи между негативными последствиями для получателя услуг и действиями исполнителя.
Экспертиза услуг может проводиться заказчиком своими силами или с привлечением экспертов (экспертных организаций). Для проведения экспертизы оказанных услуг, заказчик или эксперты экспертные организации вправе запрашивать у исполнителя дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта. Заказчик рассматривает предоставленные документы и осуществляет проверку оказанных услуг по контракту на предмет соответствия их объема, качества требованиям контракта и приложений к нему и направляет исполнителю подписанный заказчиком 1 (один) экземпляр акта сдачи-приемки оказанных государственных услуг, либо запрос о предоставлении результатов оказанных услуг, или мотивированный отказ от принятия оказанных услуг с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения (п. 4.3 государственных контрактов).
Как следует из претензий Министерства от 22.11.2018 N 2097, 2098, 2099 по итогам рассмотрения заказчиком результатов оказанных услуг исполнителю предложено устранить выявленные недостатки или произвести доработки оказанных услуг в течение 10 рабочих дней.
Вместе с тем апелляционным судом установлено, что в материалах дела отсутствует информация о проведении Министерством проверки поступивших от исполнителя ответов на претензии с приложенными документами, в соответствии с которыми общество указывает на оказание услуг в соответствии с условиями контрактов.
Учитывая, что между заказчиком и исполнителем услуг возникли разногласия относительно качества и объема оказанных услуг, исходя из пунктов 4.2, 4.3 государственных контрактов заказчику следовало провести экспертизу услуг, в том числе с привлечением экспертов (экспертных организаций).
Доказательств того, что во исполнение требований пунктов 4.2, 4.3 государственных контрактов Министерством проведена экспертиза услуг, суду не представлено. Кроме того, доказательства того, что заказчиком запрашивались у исполнителя дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта, в целях выполнения пункта 4.3 государственных контрактов, отсутствуют. Также отсутствует приказ Министерства о создании экспертной комиссии для проверки оказанных исполнителем услуг в части их соответствия условиям контрактов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о недоказанности Министерством нарушения обществом, как поставщиком социальных услуг условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, которое в подпункте 7 пункта 22 Порядка предусмотрено как основание для исключения поставщика социальных услуг из Реестра.
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что после получения претензий заказчика в ноябре 2018 г. (период действия контрактов), исполнитель в декабре 2018 г. представил заказчику документы, обосновывающие его позицию об отсутствии нарушений.
При наличии в претензиях требования заказчика об устранении выявленных недостатков или доработке оказания услуг в течение 10 рабочих дней и при наличии представленных пояснений по каждой претензии, принятие решения об исключении поставщика из Реестра без оценки представленных им документов неправомерно.
Апелляционным судом также принято во внимание, что в протоколе заседания комиссии от 28.01.2019 N 4 конкретные причины исключения сведений о заявителе из реестра не изложены и не мотивированы.
Исключение из Реестра необоснованно ограничивает права общества на осуществление предпринимательской деятельности в сфере оказания социальных услуг.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта Министерства недействительным, в связи с чем суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Довод Министерства о том, что Порядок не устанавливает каких - либо требований к процедуре принятия решения комиссией об исключении поставщика из реестра судом кассационной инстанции не принимается. Суд кассационной инстанции отмечает, что сам по себе факт направления претензий в адрес общества не говорит о допущенных нарушениях, которые достаточны для исключения из реестра поставщиков социальных услуг.
Иные доводы Министерства выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 по делу N А50-6528/2019 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 442-ФЗ реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации.
Включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе (часть 2 статьи 25 Федерального закона N 442-ФЗ ).
На основании части 1 статьи 24 Федерального закона N 442-ФЗ реестр поставщиков социальных услуг является информационной системой в сфере социального обслуживания, которой осуществляется сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг.
...
Согласно подпункту 7 пункта 22 Порядка основанием для исключения поставщика социальных услуг из реестра является нарушение поставщиком социальных услуг условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае отказа получателю социальных услуг по основаниям, не предусмотренным частью 3 статьи 18 Федерального закона N 442-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 декабря 2019 г. N Ф09-7785/19 по делу N А50-6528/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7785/19
21.10.2019 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8799/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7785/19
05.08.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8799/19
08.05.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-6528/19