г. Пермь |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А50-6528/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Гладких Е.О., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Верхнекамская социальная компания "Доверие" (ОГРН 1095902002613, ИНН 5902854440): Худяков В.А., удостоверение, доверенность от 01.03.2019;
от заинтересованного лица - Министерства социального развития Пермского края (ОГРН 1025900520689, ИНН 5902290642): Ларюшкина И.В., паспорт, доверенность от 09.04.2019;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Верхнекамская социальная компания "Доверие"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 08 мая 2019 года
по делу N А50-6528/2019,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по общества с ограниченной ответственностью "Верхнекамская социальная
компания "Доверие"
к Министерству социального развития Пермского края
об оспаривании решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Верхнекамская социальная компания "Доверие" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства социального развития Пермского края (далее - заинтересованное лицо, министерство) от 28.01.2019 N 4 об исключении общества из реестра поставщиков социальных услуг Пермского края, изложенного в письме от 05.02.2019 NСЭД-33-05-59-116.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 мая 2019 года (резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2019 года) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что суд не оценил доказательства, которые общество представило в суд в опровержение позиции Министерства о наличии претензий, явившихся основанием для принятия оспариваемого решения; общество считает доводы Министерства о нарушениях государственных контрактов необоснованными; сам по себе факт направления претензий в адрес общества не говорит о допущенных нарушениях, которые достаточны для исключения из реестра поставщиков социальных услуг; в соответствии с разделом 4 государственный контрактов предусмотрено проведение экспертизы качества услуг, чего не было сделано заказчиком; применение подп.7 п. 22 Порядка возможно только за нарушение условий договора с получателем социальной услуги, которые имели место после введения в действие соответствующих изменений в Порядок.
Министерство социального развития Пермского края с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности заявителя является предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки.
28.01.2019 протоколом N 4 заседания комиссии по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг в Пермском крае оформлено решение об исключении общества из реестра поставщиков в Пермском крае, письмом от 05.02.2019 N СЭД-33-05-59-116 министерство уведомило общество о принятом решении.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения Министерства недействительным, отказав в удовлетворении требований.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п, министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным органом на территории Пермского края в сфере социального обслуживания граждан и реализации региональной семейной политики.
Одной из целей деятельности министерства является выработка региональной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере предоставления гарантий социальной защиты отдельным категориям населения Пермского края по вопросам социальной поддержки, социального обслуживания и социальной помощи.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ), устанавливающий правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей социальных услуг, права и обязанности поставщиков социальных услуг (ч. 1 ст. 1).
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 Закона N 442-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Закона N 442-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся: правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом (п. 1); формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг (п. 7).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона N 442-ФЗ поставщики социальных услуг имеют право быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 442-ФЗ реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации.
Включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе (ч. 2 ст. 25 Закона N 442-ФЗ).
В ч. 1 ст. 24 Закона N 442-ФЗ предусмотрено, что реестр поставщиков социальных услуг является информационной системой в сфере социального обслуживания, которой осуществляется сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг.
В целях реализации Закона N 442-ФЗ Министерством социального развития Пермского края издан приказ от 21.05.2018 N СЭД-33-01-03-340 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг и признании утратившим силу Приказа Министерства социального развития Пермского края 02.10.2014 N СЭД-33-01-03-497 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг".
Основная цель создания реестра - формирование единого официального источника полной и достоверной информации о поставщиках социальных услуг, осуществляющих деятельность по оказанию социальных услуг в Пермском крае (п. 2 Порядка).
Оператором реестра выступает Министерство социального развития Пермского края в чьи полномочия входит формирование и ведение реестра (п.п. 3.1, 4 Порядка).
Согласно п. 12 Порядка в целях организации работы по формированию и ведению реестра министерством создается комиссия по формированию и ведению Реестра поставщиков социальных услуг в Пермском крае, которая принимает, в том числе решение об исключении поставщика социальных услуг из Реестра.
Решение об исключении поставщика социальных услуг из реестра принимается комиссией и оформляется протоколом заседания комиссии (п. 13 Порядка).
Согласно пп. 7 п. 22 Порядка основанием для исключения поставщика социальных услуг из реестра является нарушение поставщиком социальных услуг условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае отказа получателю социальных услуг по основаниям, не предусмотренным ч. 3 ст. 18 Закона N 442-ФЗ.
Из материалов дела следует, что 28.01.2019 протоколом N 4 заседания комиссии по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг в Пермском крае оформлено решение об исключении общества заявителя из реестра поставщиков в Пермском крае на основании пп. 7 п. 22 Порядка.
Основанием для принятия Министерством оспариваемого решения послужили выводы о нарушении заявителем условий заключенных с ним государственных контрактов на оказание государственных социальных услуг от 19.09.2016 N 24, от 23.09.2016 N 27, от 26.09.2016 N 28. Указанные выводы сделаны Министерством по результатам анализа поступивших претензий за октябрь и ноябрь 2018 года по исполнению условий контрактов, в соответствии с которыми оказанные обществом услуги не соответствуют стандарту предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденным приказом Министерства социального развития Пермского края от 04.11.2014 N СЭД-33-01-03-558 "Об утверждении Порядка предъявления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщикам социальных услуг" (т. 1 л.д. 43-52).
В силу ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела суд первой инстанции, установив, что заявитель был достаточно осведомлен о предъявленных к нему претензиях, которые и послужили основанием для принятия министерством оспариваемого решения, пришел к выводу, что оспариваемое решение министерства не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, руководствуясь положениями вышеназванных норм, суд апелляционной инстанции выводы суда о законности оспариваемого решения министерства признает ошибочными в силу следующее.
Как указано выше, основанием для принятия Министерством оспариваемого решения послужили выводы о нарушении заявителем условий заключенных с ним государственных контрактов на оказание государственных социальных услуг от 19.09.2016 N 24, от 23.09.2016 N 27, от 26.09.2016 N 28 (т. 1 л.д. 64-101).
В качестве нарушений Министерство, ссылаясь на анализ поступивших претензий за октябрь и ноябрь 2018 года по исполнению условий контрактов, указывает, что оказанные обществом услуги не соответствуют стандарту предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденным приказом Министерства социального развития Пермского края от 04.11.2014 N СЭД-33-01-03-558 "Об утверждении Порядка предъявления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщикам социальных услуг" (т. 1 л.д. 43-52).
В соответствии с п. 1.2 государственных контрактов на оказание государственных социальных услуг от 19.09.2016 N 24, от 23.09.2016 N 27, от 26.09.2016 N 28 содержание, объем услуг и иные требования к предоставлению государственной услуги устанавливаются Сторонами в Приложении 1 (Техническое задание) к настоящим контрактам и приказом Министерства социального развития Пермского края от 04.11.2014 N СЭД-33-01-03-558 "Об утверждении Порядка предъявления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщикам социальных услуг".
Согласно п. 4.1 спорных государственных контрактов исполнитель гарантирует качество оказания услуг в соответствии с нормативными правовыми актами российской Федерации, а также требованиям, установленным приказом Министерства социального развития Пермского края от 04.11.2014 N СЭД-33-01-03-558 "Об утверждении Порядка предъявления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщикам социальных услуг", настоящими контрактами и приложениями к нему.
В силу п. 4.2 проверка качества услуг может осуществляться как до приемки оказанных услуг, так и после нее.
Для проверки качества оказанных исполнителем услуг заказчик вправе проводить экспертизу, в том числе для установления причинно-следственной связи между негативными последствиями для получателя услуг и действиями исполнителя.
Экспертиза услуг может проводиться заказчиком своими силами или с привлечением экспертов (экспертных организаций). Для проведения экспертизы оказанных услуг, заказчик или эксперты экспертные организации вправе запрашивать у исполнителя дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта. Заказчик рассматривает предоставленные документы и осуществляет проверку оказанных услуг по контракту на предмет соответствия их объема, качества требованиям контракта и приложений к нему и направляет исполнителю подписанный заказчиком 1 (один) экземпляр акта сдачи-приёмки оказанных государственных услуг, либо запрос о предоставлении результатов оказанных услуг, или мотивированный отказ от принятия оказанных услуг с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения (п. 4.3 государственных контрактов).
Из представленных в дело претензий Министерства от 22.11.2018 N 2097, 2098, 2099 (т. 3 л.д. 1-2, 64-65, 112-113) следует, что по итогам рассмотрения заказчиком результатов оказанных услуг исполнителю предложено устранить выявленные недостатки или произвести доработки оказанных услуг в течение 10 рабочих дней.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует информация о проведении Министерством проверки поступивших от исполнителя ответов на претензии с приложенными документами, в соответствии с которыми общество указывает на оказание услуг в соответствии с условиями контрактов.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для проверки предоставленных подрядчиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами.
Учитывая, что между заказчиком и исполнителем услуг возникли разногласия относительно качества и объема оказанных услуг, исходя из п.п. 4.2, 4.3 государственных контрактов заказчику следовало провести экспертизу услуг, в том числе с привлечением экспертов (экспертных организаций).
Из представленных в дело доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает, что во исполнение требований п.п 4.2 и 4.3 государственных контрактов Министерством была проведена экспертиза услуг. Доказательства того, что заказчиком запрашивались у исполнителя дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта, в целях выполнения п. 4.3 государственных контрактов, в материалах дела отсутствуют. Также отсутствует приказ Министерства о создании экспертной комиссии для проверки оказанных исполнителем услуг в части их соответствия условиям контрактов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности заинтересованным лицом нарушения обществом "Верхнекамская социальная компания "Доверие", как поставщиком социальных услуг, условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, которое в подпункте 7 пункта 22 Порядка предусмотрено как основание для исключения поставщика социальных услуг из Реестра.
Кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, что в отношении заявителя в ходе исполнения государственных контрактов заказчиком применялись меры ответственности, установленные разделом 9 контрактов, или заказчиком приняты решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, не оспоренные исполнителем.
Напротив, материалы дела подтверждают, что после получения претензий заказчика в ноябре 2018 года (период действия контрактов), исполнитель в декабре 2018 года представил заказчику документы, обосновывающие его позицию об отсутствии нарушений (что отражено в письменных объяснениях и приложенных к ним документах (л.д. 138-145 том 3).
При наличии в претензиях требования заказчика об устранении выявленных недостатков или доработке оказания услуг в течение 10 рабочих дней и при наличии представленных пояснений по каждой претензии принятие решения на комиссии исключить поставщика из Реестра без оценки представленных им документов неправомерно.
В протоколе N 4 заседания комиссии от 28.01.2019 конкретные причины исключения сведений о заявителе из реестра не изложены и не мотивированы.
При таких обстоятельствах заинтересованным лицом не доказана правомерность принятия решения от 28.01.2019 N 4 об исключении общества из реестра поставщиков социальных услуг Пермского края, изложенного в письме от 05.02.2019 NСЭД-33-05-59-116.
Нарушение прав заявителя апелляционный суд усматривает в том, что исключение из Реестра необоснованно ограничивает права ООО "Верхнекамская социальная компания "Доверие" на осуществление предпринимательской деятельности в сфере оказания социальных услуг.
Учитывая, что основной целью создания Реестра является формирование единого официального источника полной и достоверной информации о поставщиках социальных услуг, осуществляющих деятельность по оказанию социальных услуг в Пермском крае, то исключение общества из Реестра означает исключение сведений о нем, как об одном из официальных поставщиков социальных услуг в Пермском крае, что препятствует осуществлению его экономической деятельности (в том числе лишает его права получать компенсацию за предоставление гражданам социальных услуг, установленных индивидуальной программой).
При рассмотрении настоящего дела совокупность оснований, указанных в статьях 198, 201 АПК РФ, для признания решения Министерства недействительным, суд апелляционной инстанции установлена.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Возложение на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя является надлежащим способом восстановления прав заявителя.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о том, что применение подп.7 п. 22 Порядка возможно только за нарушение условий договора с получателем социальной услуги, которые имели место после введения в действие соответствующих изменений, был предметом исследования суда первой инстанции, ему в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает. При этом, суд верно исходил из того, что заседание комиссии по решению вопроса об исключении общества из реестра состоялось 28.01.2019, то есть в период после вступления в действие 26.01.2019 изменений в Порядок, внесенных приказом Министерства социального развития Пермского края от 11.01.2019 N СЭД-33-01-03-6.
По приведенным мотивам заявленные требования подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене, так как изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
В связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии со ст. 110 АПК РФ в пользу заявителя с заинтересованного лица подлежит взысканию в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 4500 рублей, уплаченные обществом при подаче заявления и апелляционной жалобы.
Излишне уплаченную госпошлину следует возвратить заявителю.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 мая 2019 года по делу N А50-6528/2019 отменить.
Признать недействительным решение Министерства социального развития Пермского края от 28.01.2019 N 4, выраженное в письме от 05.02.2019 NСЭД-33-05-59-116.
Обязать Министерство социального развития Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Верхнекамская социальная компания "Доверие".
Взыскать с Министерства социального развития Пермского края (ОГРН 1025900520689, ИНН 5902290642) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Верхнекамская социальная компания "Доверие" (ОГРН 1095902002613, ИНН 5902854440) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по заявлению 3 000 (Три тысячи) рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Верхнекамская социальная компания "Доверие" (ОГРН 1095902002613, ИНН 5902854440) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 176 от 31.05.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6528/2019
Истец: ООО "ВЕРХНЕКАМСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ДОВЕРИЕ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7785/19
21.10.2019 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8799/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7785/19
05.08.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8799/19
08.05.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-6528/19