Екатеринбург |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А76-32718/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 4), (далее - филиал N4, учреждение, фонд, страховщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 по делу N А76-32718/2018 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, принял участие представитель учреждения - Сидорова А.В. (доверенность от 31.12.2018 N 47).
В здании Арбитражного суда Уральского округа присутствовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Европак" (далее - общество, страхователь) - Букреева Е.С. (доверенность от 14.08.2019 N 17/19).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к учреждению о признании незаконным решения N 48с/с от 01.08.2018 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части привлечения к ответственности по статье 26.31 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 74 400 руб., привлечения к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 960 302 руб. 94 коп., начисления недоимки по страховым взносам в сумме 5 036 218 руб. 76 коп., пени в сумме 491 482 руб. 74 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.01.2019 (судья Зайцев С.В.) обществу в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 (судьи Бояршинова Е.В., Иванова Н.А., Костин В.Ю.) решение суда изменено, абзац первый резолютивной части решения изложен в следующей редакции:
"Требования общества удовлетворить частично.
Признать недействительным решение от 01.08.2018 N 48 н/с о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части привлечения к ответственности по статье 26.31 закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 74 400 руб., привлечения к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 957 468 руб. 94 коп., начисления недоимки по страховым взносам в сумме 5 022 048 руб. 80 коп., пени в сумме 489 185 руб. 67 коп.
Обязать учреждение восстановить нарушенное право общества.
В удовлетворении остальной части требований общества отказать.
Взыскать с учреждения в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб."
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению фонда, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам, основаны на неправильном применении норм материального права.
В части привлечения общества к ответственности в виде штрафа в размере 74 400 руб. по статье 26.31 Закона N 125-ФЗ по факту непредставления в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов настаивает на том, что судом первой инстанции верно установлен факт частичного исполнения требований - представления указанных договоров не в полном объеме, а именно без приложений, спецификаций и письменных заявок, таблиц к актам сдачи-приемки оказанных услуг, являющихся неотъемлемой частью этих договоров. Общее количество не представленных документов составило 372.
В части доначисления сумм страховых взносов в сумме 5 022 048 руб. 80 коп., пеней в сумме 489 185 руб. 67 коп. и штрафа в размере 957 468 руб. 94 коп. в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний фонд указывает на неправильное применение судом апелляционной инстанции пункта 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), которым устанавливается, что основным видом деятельности коммерческой организации является тот вид деятельности, по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. По мнению фонда, в рассматриваемом случае пункт 9 Правил N 713 не применим, так как фонд не утверждает, что виды экономической деятельности, заявленные обществом, не имеют наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг или имеют не наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. В ходе проведенной проверки правильности применения обществом страхового тарифа фондом установлено, что заявленные виды экономической деятельности в принципе не соответствуют фактическим видам экономической деятельности, осуществляемым страхователем в проверяемом периоде - "производство упаковки из легких металлов" (код по Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 28.72) в 2015 г. и "производство тары из легких металлов" (код по ОКВЭД 25.92) в 2016-2017 гг.
Филиал N 4 также указывает, что виды экономической деятельности - "производство упаковки из легких металлов" (код по ОКВЭД 28.72) в 2015 г. и "производство тары из легких металлов" (код по ОКВЭД 25.92) в 2016-2017 гг. - имели наибольший удельный вес в общем объеме производства. Поэтому фондом обоснованно был изменен страховой тариф с 0,20 % (заявленный основной вид экономической деятельности в 2016 г. - упаковывание (код по ОКВЭД 74.82), в 2017 г. - деятельность по упаковыванию товаров (код по ОКВЭД 82.92)) на 1,3 % (выявленный в ходе выездной проверки, имеющий наибольший удельный вес основной вид экономической деятельности в 2016 г. - производство упаковки из легких металлов (код по ОКВЭД 28.72), в 2017 г. - производство тары из легких металлов (код по ОКВЭД 25.92)).
Фонд считает правомерным изменение страхового тарифа, а указание суда апелляционной инстанции на то, что в рассматриваемом случае страховщик был вправе при наличии оснований установить надбавку к страховому тарифу, не соответствует законодательству.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Как установлено судами, фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обществом за период с 22.04.2015 по 31.12.2017.
По факту выявленных нарушений фондом составлен акт от 22.06.2018 N 48 н/с, на основании которого вынесено решение от 01.08.2018 N 48 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Филиалом N 4 обществу выставлены требования о предоставлении документов от 19.03.2018 N 48 н/с, от 30.03.2018 48/1, где фонд среди прочих документов запросил договоры на оказание услуг сторонним организациям, акты выполненных работ по оказанным услугам за период с 22.04.2015 по 31.12.2016. За непредставление страховщику документов общество привлечено к ответственности по статье 26.31 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный документ, всего - 74 400 руб.
Страховщик начислил страховые взносы в сумме 5 022 048 руб. 80 коп., пени в сумме 489 185 руб. 67 коп., штраф в сумме 957 468 руб. 94 коп. по причине занижения страхователем базы для начисления страховых взносов в результате неверного указания основного вида деятельности. Так, страховщик считает, что страхователь неверно определил основной вид деятельности в 2016 году - упаковывание (ОКВЭД 74.82), в 2017 году - деятельность по упаковыванию товаров (ОКВЭД 82.92), в то время как представленные к проверке документы подтверждают систематическое и преимущественное выполнение страхователем в течение всего проверяемого периода работ по производству упаковки, которые следует отнести в 2016 к виду деятельности - производство упаковки из легких металлов (ОКВЭД 28.72), а в 2017 к виду деятельности - производство тары из легких металлов (ОКВЭД 25.92).
Страховщик начислил страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 14 169 руб. 96 коп., пени в размере 2 297 руб. 07 коп., штраф размере 2 834 руб. на сумму не принятых к зачету расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 1 251 002 руб. 95 коп., произведенных страхователем работникам - отцам детей в период их нахождения в отпуске по уходу за ребенком, осуществлявшим во время указанного отпуска трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени, поскольку страхователь злоупотребил правом в целях предоставления работникам дополнительного материального стимулирования, возмещаемого за счет средств Фонда социального страхования.
Полагая, что решение страховщика, не соответствует действующему законодательству и нарушает права, страхователь обратился в суд с заявлением в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения фонда.
Общество обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда изменено.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Законом N 125-ФЗ, в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статье 21 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713), в соответствии с которыми экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами (пункт 8 Правил N 713).
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, предусмотренном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, осуществляется в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы, а именно: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к этому Порядку, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку N 55, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
На основании пункта 3.2 положения о филиале общества в г. Магнитогорске, утвержденного Протоколом внеочередного общего собрания участников страхователя от 27.03.2015 N 21, филиалу предоставлена оперативная самостоятельность в процессе выполнения закрепленных за ним функций, в том числе, упаковка металлопродукции в прокатных цехах металлургических компаний.
Таким образом, филиал общества в г. Магнитогорске создан с целью предоставления услуг по упаковке металлопродукции в прокатных цехах металлургических компаний и изготовлением продукции, необходимой для предоставления указанной услуги.
В едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 30.07.2015 зарегистрирован основной вид экономической деятельности страхователя - 74.82 упаковывание, с 2017 г. 82.92 - деятельность по упаковыванию товаров.
Из материалов дела следует, что 15.01.2016 и 24.01.2017 общество направило страховщику заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2016 и 2017 гг. по коду ОКВЭД 74.82 "упаковывание", справки-подтверждения дохода по основному виду экономической деятельности по коду ОКВЭД 74.82 "упаковывание", составившего 911 490 704 руб. и 2 068 002 945 руб. 74 коп., соответственно, или 100%.
Согласно представленным сведениям за 2016 год выручка страхователя от предоставления услуг по упаковке металлопродукции составила 98,59%, прочая выручка (от реализации продукции) - 1,41%, за 2017 году выручка от предоставления услуг по упаковке металлопродукции - 99,85%, прочая выручка (от реализации продукции) - 0,15%.
Фонд при проведении проверки пришел к выводу о неправильном определении страхователем основного вида экономической деятельности в 2016 году - упаковывание (ОКВЭД 74.82), в 2017 году - деятельность по упаковыванию товаров (ОКВЭД 82.92), в то время как представленные к проверке документы подтверждают преимущественное выполнение страхователем работ по производству упаковки, которые следует отнести в 2016 к виду деятельности - производство упаковки из легких металлов (ОКВЭД 28.72), а в 2017 к виду деятельности - производство тары из легких металлов (ОКВЭД 25.92). Указанный вывод Фонда основан на обстоятельствах, установленных в ходе проверки.
Не соглашаясь с выводами фонда, поддержанными судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В проверяемом периоде обществом заключены договоры на оказание услуг по упаковке продукции с:
- открытым акционерным обществом "ММК" (далее - общество "ММК") от 28.07.2014 N 222487;
- закрытым акционерным обществом "Металлосервис" от 18.09.2015 N МС28;
- акционерным обществом "Инвестиционная компания Профит" от 31.08.2014 N ИК 135-У-15.
В материалы дела представлен договор от 28.07.2015 N 222487 на оказание услуг обществом обществу "ММК", согласно условиям которого услуги оказываются иждивением страхователя (пункт 1.2).
При этом общество обязано при исполнении обязательств по настоящему договору руководствоваться, в том числе ПД ММК 3-УП-04 "Положение о порядке взаимодействия структурных подразделений общества "ММК" при планировании изготовления, приемке упаковочных реквизитов и упаковке металлопродукции".
При исследовании договора на оказание услуг по упаковке металлопродукции, заключенного с обществом "ММК" от 28.07.2014 N 222487, судом апелляционной инстанции установлено, что пунктом 1.4 договора определен перечень услуг, входящих в предмет договора, среди которых исполнитель (общество) закупает, доставляет, разгружает, проводит входной контроль упаковочных реквизитов на соответствие их требованиями общества "ММК", их транспортировку и складирование на территории общества "ММК", изготовление упаковочных реквизитов, упаковку изделий заказчика и иные действия, связанные с данным поручением.
Проанализировав технологические инструкции филиала общества "Европак", а также представленные обществом договоры на поставку продукции сторонними организациями, суд пришел к выводу о том, что общество подтвердило приобретение необходимых упаковочных материалов для оказания услуг по упаковке.
Кроме того, страхователь для оказания услуг по упаковыванию изготавливал упаковочные реквизиты, которые были им реализованы в адрес общества "ММК", товарные накладные на поставку замка упаковочного плоского, материала упаковочного полушвеллера бокового, торцевого, углового.
Судом апелляционной инстанции установлено, что страхователь обязательства по оказанию услуг по упаковке металлопродукции и по поставке изготовленных им реквизитов упаковки оформил с контрагентами разными договорами, что позволяло обществу учитывать как доходы от оказания услуг, так и доходы от производства упаковки.
Фактически доходы страхователя за 2016 год составили 98,59% выручки от оказания услуг по упаковыванию металлопродукции, а 1,41% выручки от изготовления реквизитов упаковки, за 2017 год - 99,85% и 0,15%, соответственно.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку оказание услуг по упаковыванию металлопродукции имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг страхователя, то основным видом экономической деятельности в 2016-2017 гг. общества являлось упаковывание (ОКВЭД 74.82) и деятельность по упаковыванию товаров (ОКВЭД 82.92).
Указанные обстоятельства страховщиком не опровергнуты, вместе с тем, фонд всю выручку от осуществляемой страхователем деятельности отнес к деятельности по производству упаковки и тары из легких металлов, не учитывая при этом следующие обстоятельства.
Понятие экономической деятельности, используемое для целей классификации видов деятельности по степени профессионального риска, содержится в "ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2). ОКВЭД".
Согласно введению к ОКВЭД, экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство продукции (товаров или услуг), процессом производства и выпуском продукции (предоставлением услуг).
ОКВЭД 2 используется при решении следующих основных задач, связанных с определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами.
В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД 2 используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс производства (технологию). В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак "используемое сырье и материалы".
В ОКВЭД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Для отнесения вида экономической деятельности к определенному коду ОКВЭД 2 необходимо определить сначала сферу деятельности, а затем технологию производства, осуществляемой страхователем деятельности.
В любом случае, в целях установления страхового тарифа, подлежащего применению для страхователя, выяснению подлежит вопрос о том, какой вид экономической деятельности фактически осуществляет страхователь.
Страхователь определил свой основной вид экономической деятельности по ОКВЭД 2: в 2016 г. - упаковывание (код 74.82); в 2017 г. - деятельность по упаковыванию товаров (код 82.92).
Указанные виды экономической деятельности относятся к сфере деятельности - административная и сопутствующие дополнительные услуги, включающие различную деятельность для поддержки основной деятельности предприятий, так как ее основной целью не является передача специализированных знаний, а технология производства определена как упаковывание.
Фонд определил основной вид экономической деятельности общества по ОКВЭД 2 как производство упаковки из легких металлов (ОКВЭД 28.72), а также производство тары из легких металлов (ОКВЭД 25.92), группировки включают виды деятельности: производство консервных банок для пищевых продуктов, туб, коробок, ящиков; производство металлических крышек и других изделий для укупоривания.
Указанные виды экономической деятельности относятся к сфере деятельности - производство машин и оборудования (2017 г. - производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования), а технология производства определена как производство.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 17527-2014 "Упаковка. Термины и определения (ISO 21067:2007, MOD)", введенный в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.07.2015 (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.09.2014 N 1004-ст) дает определения для следующих терминов:
"упаковка" (п. 3.1.1) - это изделие, предназначенное для размещения, защиты, перемещения, доставки, хранения, транспортирования и демонстрации продукции. Также данный термин применяется на практике с определением: операции, связанные с подготовкой к герметизации, защите, перемещению, доставке, хранению, транспортированию и демонстрации продукции;
"тара" (п. 3.2.24) - это изделие - элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции,
"виды упаковки (тары)" (п. 3.3.1.): ящик, бочка, бочонок, барабан, канистра, фляга, баллон, мешок, банка, бутылка, коробка, пакет, туба, ампула, стаканчик, флакон, ведро, поддон.
"вспомогательные упаковочные средства" (п. 3.3.2) - элемент упаковки, который в комплекте с тарой выполняет функцию упаковки, к которым относятся обвязочная лента (используемая для скрепления упаковки или изделий вместе или для скрепления тарно-штучных грузов на поддоне), зажим, крепление (приспособление, которое служит для скрепления частей упаковки).
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество поставляло в адрес общества "ММК" упаковочные замки плоские и полушвеллер боковой, торцевой, угловой, которые относятся к вспомогательным упаковочным средствам, а не к упаковке и таре, кроме того, удельный вес выручки от реализации реквизитов упаковки составил менее 2% в общей выручке страхователя.
Виды основной экономической деятельности, установленные страховщиком в ходе выездной проверки, не имеют отношения ни к сфере деятельности, ни к технологии производства страхователя.
Предложенная фондом классификация основного вида экономической деятельности страхователя не принята судом апелляционной инстанции, что исключает правильность отнесения фондом деятельности к 12 классу профессионального риска и определения страхового тарифа в размере 1,3%.
Ссылка фонда в обоснование классификации основного вида экономической деятельности страхователя на условия труда работников общества правомерно отклонена судом.
В соответствии со статьей 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю.
Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, установленных соответствующим разделом доходной части бюджета фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого Федеральным законом.
Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524).
Пунктом 3 Правил N 524 предусмотрено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году.
Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются Фондом социального страхования Российской Федерации в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40% установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года (пункт 2).
Так, по данным отчета о проведении специальной оценки условий труда в общества по месту нахождения филиала в г. Магнитогорске от 01.10.2015: из 371 работника, занятого на рабочих местах, специальная оценка условий труда проведена в отношении 313 работников, из которых класс (подкласс) условий труда при эффективном использовании СИЗ - 3.2 установлено 233 работникам на 95 рабочих местах; 3.3 установлено 53 работникам на 13 рабочих местах. Проведенный анализ Карты N 0040-0041-01074А показал, что на 21 рабочем месте (включая аналогичные) итоговый класс (подкласс) условий труда установлен 3.3.
По результатам оценки условий труда работникам установлены необходимые гарантии и компенсации: представлены списки рабочих профессий и должностей на льготное пенсионное обеспечение, плата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; для отдельных категорий работников установлен сокращенная рабочая неделя; установлено получение молока или других равноценных пищевых продуктов и иные гарантии, установленные трудовым законодательством.
Следовательно, в рассматриваемом случае права работников страхователем соблюдены, а фонд вправе при наличии оснований установить надбавку к страховому тарифу страхователя.
На основании изложенного, выводы фонда о несоответствии указанного страхователем основного вида экономической деятельности фактически осуществляемому виду деятельности в 2016, 2017 гг., определении страховщиком 12 класса профессионального риска со страховым тарифом 1,3% не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, в связи с чем апелляционным судом правомерно признано недействительным решение Фонда от 01.08.2018 N 48 н/с в части привлечения страхователя к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 957 468,94 рублей, начисления недоимки по страховым взносам в сумме 5 022 048,80 рублей, пени в сумме 489 185,67 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ при проведении выездной проверки у плательщика страховых взносов могут быть истребованы необходимые для проверки документы.
Согласно пункту 7 статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц территориального органа страховщика о невозможности представления в установленные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (их копий, заверенных в установленном порядке), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (статья 26.31 Закона N 125-ФЗ).
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, в адрес общества страховщиком направлены требования о предоставлении документов 19.03.2018 N 48 н/с, 30.03.2018 N 48/1, в числе прочих истребуемых документов указаны договоры на оказание услуг сторонним организациям за период с 22.04.2015 по 31.12.2016, акты выполненных работ по оказанным услугам за период с 22.04.2015 по 31.12.2016.
Страхователь направил Фонду 11.04.2018 и 18.04.2018 сопроводительные письма N 120 и 122 с приложением документов.
Страховщик в решении от 01.08.2018 N 48 н/с указал, что страхователь привлекается к ответственности по статье 26.31 Закона N 125-ФЗ за непредставление 372 документов.
Фонд полагает, что непредставление страхователем приложений к договорам, спецификаций и письменных заявок, являющихся неотъемлемой частью договоров, а также таблиц N 1 к актам выполненных работ за 2015 год по договору от 28.07.2014 N 222487 за 2015 г., 1-4 квартал 2016 г. образует событие правонарушения, предусмотренного статьей 26.31 Закона N 125-ФЗ.
Как верно отмечено судом, требование о представлении документов, во всяком случае, должно быть ясным и конкретным, позволяющим страхователю установить документы, которые необходимо представить, в противном случае проверяемое лицо лишено возможности определить документы для представления.
Между тем, из содержания требований о представлении документов следует, что вышеуказанные документы не поименованы, после получения фондом от страхователя документов 11.04.2018 и 18.04.2018, филиал N 4 мог запросить у общества необходимые документы с указанием их идентифицирующих признаков и реквизитов.
Более того, в акте проверки от 22.06.2018 N 48 н/с фонд указал, что страхователь в полном объеме представил документы.
С учетом неясности требований фонда и его противоречивых выводов относительно представления страхователем документов, исходя из таких принципов юридической ответственности как противоправность и виновность, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 26.31 Закона N 125-ФЗ, за непредставление Фонду документов в количестве 372 штук в виде штрафа в размере 74 400 рублей.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, апелляционным судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда отмене не подлежит. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 по делу N А76-32718/2018 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 4) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.