г. Челябинск |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А76-32718/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Европак" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.01.2019 по делу N А76-32718/2018 (судья Зайцев С.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Европак" - Букреева Е.С. (доверенность от 15.08.2018),
государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Сидорова А.В. (доверенность от 21.12.2018 N 12/18).
Общество с ограниченной ответственностью "Европак" (далее - заявитель, ООО "Европак", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ГУ ЧРО ФСС, Фонд, страховщик) о признании незаконным решения N 48 н/с от 01.08.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части привлечения к ответственности по статье 26.31 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 74 400 рублей, привлечения к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 960 302,94 рублей, начисления недоимки по страховым взносам в сумме 5 036 218,76 рублей, пени - 491 482,74 рублей.
Решением суда первой инстанции заявителю в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что им правильно определен основный вид деятельности. Апеллянт полагает, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, какой вид деятельности из осуществляемых заявителем, имеет наибольший удельный вес в объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Выводы о неверном определении обществом основного вида деятельности основаны на анализе условий труда работников заявителя и производственного процесса ПАО "ММК", что противоречит Методическим указаниям и пункту 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, в соответствии с которым основным видом деятельности организации является тот, который имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг по итогам предыдущего года. Указал на представление всех истребованных страховщиком документов, выплате отцам детей пособия по уходу за ребенком, неправомерном отказе в возмещении указанных расходов.
В представленном отзыве страховщик ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, страховщиком проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ООО "Европак" за период с 22.04.2015 по 31.12.2017.
По факту выявленных нарушений страховщик составлен акт N 48 н/с от 22.06.2018, на основании акта выездной проверки вынесено решение N 48 н/с от 01.08.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Страховщиком ООО "Европак" выставлены требования о предоставлении документов от 19.03.2018 N 48 н/с, от 30.03.2018 48/1, где страховщик среди прочих документов запросил договоры на оказание услуг сторонним организациям, акты выполненных работ по оказанным услугам за период с 22.04.2015 по 31.12.2016. За непредставление страховщику документов ООО "Европак" привлечено к ответственности по статьей 26.31 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ, всего - 74 400 рублей.
Страховщик начислил страховые взносы в сумме 5 022 048,80 рублей, пени в сумме 489 185,67 рублей, штраф в сумме 957 468,94 рублей по причине занижения страхователем базы для начисления страховых взносов в результате неверного указания основного вида деятельности. Так, страховщик считает, что страхователь неверно определил основной вид деятельности в 2016 году - упаковывание (ОКВЭД 74.82), в 2017 году - деятельность по упаковыванию товаров (ОКВЭД 82.92), в то время как представленные к проверке документы подтверждают систематическое и преимущественное выполнение страхователем в течение всего проверяемого периода работ по производству упаковки, которые следует отнести в 2016 к виду деятельности - производство упаковки из легких металлов (ОКВЭД 28.72), а в 2017 к виду деятельности - производство тары из легких металлов (ОКВЭД 25.92).
Страховщик начислил страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 14 169 рублей 96 копеек, пени в размере 2 297 рублей 07 копеек, штраф размере 2 834 рублей на сумму не принятых к зачету расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 1 251 002 рублей 95 копеек, произведенных страхователем работникам - отцам детей в период их нахождения в отпуске по уходу за ребенком, осуществлявшим во время указанного отпуска трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени, поскольку страхователь злоупотребил правом в целях предоставления работникам дополнительного материального стимулирования, возмещаемого за счет средств Фонда социального страхования.
Полагая решение страховщика, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права, страхователь обратился в суд с рассматриваемым заявлением в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения страховщика.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Законом N 125-ФЗ, в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статье 21 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713), в соответствии с которыми экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами (пункт 8 Правил N 713).
В силу пункта 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, предусмотренном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, осуществляется в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (далее - Порядок N 55).
На основании пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы, а именно: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к этому Порядку, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку N 55, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
На основании пункта 3.2 положения о филиале ООО "Европак" в г. Магнитогорске, утвержденного Протоколом внеочередного общего собрания участников Общества от 27.03.2015 N 21, филиалу предоставлена оперативная самостоятельность в процессе выполнения закрепленных за ним функций, в том числе, упаковка металлопродукции в прокатных цехах металлургических компаний.
Таким образом, филиал ООО "Европак" в г. Магнитогорске создан с целью предоставления услуг по упаковке металлопродукции в прокатных цехах металлургических компаний и изготовлением продукции, необходимой для предоставления указанной услуги.
30.07.2015 в едином государственном реестре юридических лиц зарегистрирован основной вид экономической деятельности страхователя - 74.82 упаковывание, с 2017 г. 82.92 - деятельность по упаковыванию товаров (т.2, л.д.45, 55).
15.01.2016 и 24.01.2017 ООО "Европак" направило страховщику заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2016 и 2017 гг. по коду ОКВЭД 74.82 "упаковывание", справки-подтверждения дохода по основному виду экономической деятельности по коду ОКВЭД 74.82 "упаковывание", составивший 911 490 704 рублей и 2 068 002 945,74 рублей, соответственно, или 100% (т.1, л.д.138-143).
Фактически за 2016 год выручка страхователя от предоставления услуг по упаковке металлопродукции составила 98,59%, прочая выручка (от реализации продукции) - 1,41 %, за 2017 году выручка от предоставления услуг по упаковке металлопродукции - 99,85 %, прочая выручка (от реализации продукции) - 0,15%.
Фонд при проведении проверки пришел к выводу о неправильном определении страхователем основного вида экономической деятельности в 2016 году - упаковывание (ОКВЭД 74.82), в 2017 году - деятельность по упаковыванию товаров (ОКВЭД 82.92), в то время как представленные к проверке документы подтверждают преимущественное выполнение страхователем работ по производству упаковки, которые следует отнести в 2016 к виду деятельности - производство упаковки из легких металлов (ОКВЭД 28.72), а в 2017 к виду деятельности - производство тары из легких металлов (ОКВЭД 25.92).
Указанный вывод Фонда основан на следующих обстоятельствах, установленных в ходе проверки.
1) штатное расписание общества (в период с 2015 по 2017 штатные расписания были идентичны) состоит из участков непосредственно связанных с упаковкой металлопродукции и производством деталей упаковки металлопродукции. Так в штатном расписании выделены:
участок упаковки металлопродукции производства с покрытием (участок покрытий) - 16 штатных единиц;
участок производства деталей упаковки металлопродукции производства металла с покрытием (участок покрытий) - 37 штатных единиц;
участок упаковки горячекатанных рулонов и агрегата промасливания ЛПЦ-4 - 27 штатных единиц;
участок упаковки металлопродукции ЛПЦ-5 - 65 штатных единиц;
участок производства деталей упаковки металлопродукции ЛПЦ 4,5 - 20 штатных единиц (в 2016, 2017 году - 24 штатные единицы);
участок упаковки металлопродукции производства металла с покрытием - 75 штатных единиц;
участок производства деталей упаковки металлопродукции производства металла с покрытием - 24 штатные единицы;
участок упаковки горячекатаных рулонов ЛПЦ-10 - 46 штатных единиц;
участок упаковки металлопродукции ЛПЦ-11 - 25 штатных единиц;
2) деятельность ООО "Европак" по месту нахождения филиала в г. Магнитогорске по производству деталей упаковки металлопродукции, а также упаковыванию готовой металлопродукции, является завершающим циклом производства металлопродукции и подготовки ее к продаже ПАО "ММК".
Изготовление деталей упаковки металлопродукции производится ООО "Европак" по месту нахождения филиала в г. Магнитогорске на участках ПАО "ММК", а именно: на территории ЛПЦ-4; ЛПЦ-5; ЛПЦ-10; ЛПЦ-11; участка электролитического лужения, участка горячего цинкования, участка полимерных покрытий ПАО "ММК";
3) из ТИ Е 3-03-2015 следует, что упаковывание металлопродукции производится совместно с технологическим персоналом ПАО "ММК" (предварительная упаковка металлопродукции производится технологическим персоналом ЛПЦ-5 ПАО "ММК", окончательная - на упаковочной площадке работниками ООО "Европак"), также ТИ Е 3-03-2015 описывает технологический процесс изготовления деталей упаковки.
Из анализа технологических инструкций филиала ООО "Европак" Фондом сделан вывод, что общество осуществляет не только упаковку металлопродукции ПАО "ММК", но и производит изготовление упаковки металлопродукции ПАО "ММК";
4) рабочие профессии ООО "Европак" по месту нахождения филиала ООО "Европак" в г. Магнитогорске должны соответствовать разделу "Общие профессии черной металлургии" Единого тарифно-квалификационного справочника (далее - Е'ГКС) работ и рабочих профессий, выпуску 7, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.12.1984 N 381/23-157, являются рабочими профессиями "укладчик-упаковщик";
5) фонд полагает, что работы, выполняемые рабочими филиала ООО "Европак" на территории ПАО "ММК" по своему смыслу и содержанию относятся к рабочей профессии "штабелировщик металла", которая характеризуется участием в перемещении, укладке, штабелировании, упаковке и погрузке металла, труб и готовой продукции по заказам, подготовка необходимых инструментов, приспособлений для проведения погрузочно-разгрузочных работ проволоки и других материалов, маркировка и взвешивание полуфабрикатов и готовой продукции, оформление установленной документации;
6) страхователь имеет на балансе основные средства, посредством которых изготавливает упаковку.
Фонд пришел к выводу, что основной вид экономической деятельности страхователя в 2016 - производство упаковки из легких металлов (ОКВЭД 28.72), в 2017 - производство тары из легких металлов (ОКВЭД 25.92) относится к 12 классу профессионального риска, подлежит применению страховой тариф 1,3%.
Суд первой инстанции согласился с указанным выводом Фонда.
Между тем, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельства дела и действующему законодательству.
В проверяемом периоде ООО "Европак" заключены договоры на оказание услуг по упаковке продукции с:
- ОАО "ММК" N 222487 от 28.07.2014;
- ЗАО "Металлосервис" N МС28 от 18.09.2015;
- АО "Инвестиционная компания Профит" N ИК 135-У-15 от 31.08.2014.
В материалы дела представлен договор N 222487 от 28.07.2015 на оказание услуг ООО "Европак" ОАО "ММК".
В данном случае услуги оказываются иждивением ООО "Европак", что следует из договора (пункт 1.2).
При этом ООО "Европак" обязано при исполнении обязательств по настоящему договору руководствоваться в том числе ПД ММК 3-УП-04 "Положение о порядке взаимодействия структурных подразделений ОАО "ММК" при планировании изготовления, приемке упаковочных реквизитов и упаковке металлопродукции".
При исследовании договора на оказание услуг по упаковке металлопродукции, заключенному с ОАО "ММК" N 222487 от 28.07.2014, установлено, что пунктом 1.4 договора определен перечень услуг, входящих в предмет договора, среди которых исполнитель (ООО "Европак") закупает, доставляет, разгружает, проводит входной контроль упаковочных реквизитов на соответствие их требованиями ОАО "ММК", их транспортировку и складирование на территории ОАО "ММК", изготовление упаковочных реквизитов, упаковку изделий заказчика и иные действия, связанные с данным поручением (т.2, л.д.144-157).
Из технологических инструкций филиала ООО "Европак" следует, что при упаковке металлопродукции заявителем используются следующие материалы:
- лента упаковочная,
- бумага ламинированная, армированная или не армированная, крепированная с ингибитором коррозии,
- бумага упаковочная с полиэтиленовым покрытием, крепированная с ингибитором коррозии,
- пластиковые уголки,
- полиэтиленовая пленка,
- пластиковые листы, пластиковая подложка,
- деревянные поддоны и брусья,
- картон обивочный водостойкий,
- пластиковая бандажная лента,
- торцевой диск из вспененного полиэтилена,
- влагостойкие защитные просечные картонные уголки,
- лента полиэстеровая упаковочная,
- влагостойкие защитные картонные ламинированные уголки.
- стальные упаковочные реквизиты (х/к или оцинкованный уголок, торцевые диски, гнутые уголки и швеллера из х/к и оцинкованного металла, замки упаковочные стальные).
ООО "Европак" представлены договоры на поставку продукции сторонними организациями:
- с ООО "Алькор" N 75/15-п от 04.06.2015 о поставке листа упаковочного;
- с ОАО "ММК" N 222386 от 16.07.2014 о поставке металлопродукции;
- с ООО Мебельное производство" N 28-ПП/15 от 01.06.2015 о поставке продукции;
- с ООО "Европак-Лебедянь" N ПКО/119-15 от 15.06.2015 о поставке листа упаковочного полимерного, бумаги упаковочной ЕвроБум;
- с ООО "Уральская Металлообрабатывающая компания" N 167/1-2015 от 15.06.2015 от поставке листа оцинкованного;
- с ООО "МагПромПолимер" N 15-15 от 15.06.2015 о поставке ленты бандажной, листа упаковочного вспененного, уголка пластикового.
Следовательно, общество подтвердило приобретение необходимых упаковочных материалов для оказания услуг по упаковке.
Кроме того, страхователь для оказания услуг по упаковыванию изготавливал упаковочные реквизитов, которые были им реализованы в адрес ОАО "ММК", товарные накладные на поставку замка упаковочного плоского, материала упаковочного полушвеллера бокового, тоцевого, углового (т.2, л.д. 160-162).
Из представленных товарных накладных следует, что между ООО "Европак" и ОАО "ММК" был заключен договор на поставку продукции от 25.08.2014 N 222717.
Также пунктом 3.1.8 договора страхователя с ОАО "ММК" N 222487 от 28.07.2014 определена обязанность исполнителя заключить с ПАО "ММК" договор поставки упаковочных реквизитов, изготовленных исполнителем на арендованном оборудовании, для использования заказчиком в собственных целях в структурных подразделениях заказчика.
ООО "Европак" в материалы дела представлены акты сдачи-приемки оказанных услуг по договору N 222487 N 28.07.2014, согласно которым общество оказало ПАО "ММК" услуги по упаковке металлопроката с указанием их объема и стоимости (т.2, л.д. 163-168).
Таким образом, страхователь обязательства по оказанию услуг по упаковке металлопродукции и по поставке изготовленных им реквизитов упаковки оформил с контрагентами разными договорами, что позволяло обществу учитывать как доходы от оказания услуг, так и доходы от производства упаковки.
Фактически доходы страхователя за 2016 год составили 98,59% выручки от оказания услуг по упаковыванию металлопродукции, а 1,41% выручки от изготовления реквизитов упаковки, за 2017 год - 99,85% и 0,15%, соответственно.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что поскольку оказание услуг по упаковыванию металлопродукции имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг страхователя, то основным видом экономической деятельности в 2016 - 2017 гг. ООО "Европак" являлось упаковывание (ОКВЭД 74.82) и деятельность по упаковыванию товаров (ОКВЭД 82.92).
Указанные обстоятельства страховщиком не опровергнуты, вместе с тем, Фонд всю выручку от осуществляемой страхователем деятельности отнес к деятельности по производству упаковки и тары из легких металлов, однако Фондом не учтены следующие обстоятельства.
Понятие экономической деятельности, используемое для целей классификации видов деятельности по степени профессионального риска, содержится в "ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (далее - ОКВЭД).
Согласно введению к ОКВЭД, экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство продукции (товаров или услуг), процессом производства и выпуском продукции (предоставлением услуг).
ОКВЭД 2 используется при решении следующих основных задач, связанных с определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами.
В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД 2 используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс производства (технологию). В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак "используемое сырье и материалы".
В ОКВЭД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Для отнесения вида экономической деятельности к определенному коду ОКВЭД 2 необходимо определить сначала сферу деятельности, а затем технологию производства, осуществляемой страхователем деятельности.
В любом случае, в целях установления страхового тарифа, подлежащего применению для страхователя, выяснению подлежит вопрос о том, какой вид экономической деятельности фактически осуществляет страхователь.
Страхователь определил свой основной вид экономической деятельности по ОКВЭД 2:
в 2016 г. - упаковывание (код 74.82):
- деятельность по упаковыванию за вознаграждение или на договорной основе, независимо от того, автоматизирован или не автоматизирован этот процесс:
- фасование и упаковывание мяса,
- заполнение бутылок и банок жидкими продуктами, включая напитки и пищевые продукты,
- упаковывание твердых товаров в прозрачную (блистерную) упаковку, в фольгу и т.п.,
- этикетирование, нанесение маркировки и надписей на упаковку,
- упаковывание в пакеты и упаковывание подарков,
в 2017 г. - деятельность по упаковыванию товаров (код 82.92):
- деятельность по упаковке за вознаграждение или на договорной основе, независимо от того, автоматизирован или не автоматизирован этот процесс, включая: заполнение бутылок и банок жидкими продуктами, напитками и пищевыми продуктами;
- упаковку твердых товаров в прозрачную (блистерную) упаковку, в фольгу и т.п.;
- безопасную упаковку изделий, применяемых в медицинских целях;
- прикрепление этикеток, нанесение маркировки и надписей на упаковку; - упаковку посылок и подарков.
Указанные виды экономической деятельности относятся к сфере деятельности - административная и сопутствующие дополнительные услуги, включающие различную деятельность для поддержки основной деятельности предприятий, так как ее основной целью не является передача специализированных знаний, а технология производства определена как упаковывание.
Фонд определил основной вид экономической деятельности ООО "Европак" по ОКВЭД 2 как производство упаковки из легких металлов (ОКВЭД 28.72), а также производство тары из легких металлов (ОКВЭД 25.92), группировки включают виды деятельности:
- производство консервных банок для пищевых продуктов, туб, коробок, ящиков;
- производство металлических крышек и других изделий для укупоривания.
Указанные виды экономической деятельности относятся к сфере деятельности - производство машин и оборудования (2017 г. - производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования), а технология производства определена как производство.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 17527-2014 "Упаковка. Термины и определения (ISO 21067:2007, MOD)", введенным в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.07.2015 (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.09.2014 N 1004-ст) дает определения для следующих терминов:
"упаковка" (п. 3.1.1) - это изделие, предназначенное для размещения, защиты, перемещения, доставки, хранения, транспортирования и демонстрации продукции. Также данный термин применяется на практике с определением: операции, связанные с подготовкой к герметизации, защите, перемещению, доставке, хранению, транспортированию и демонстрации продукции;
"тара" (п. 3.2.24) - это изделие - элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции,
"виды упаковки (тары)" (п. 3.3.1.): ящик, бочка, бочонок, барабан, канистра, фляга, баллон, мешок, банка, бутылка, коробка, пакет, туба, ампула, стаканчик, флакон, ведро, поддон.
"вспомогательные упаковочные средства" (п. 3.3.2) - элемент упаковки, который в комплекте с тарой выполняет функцию упаковки, к которым относятся обвязочная лента (используемая для скрепления упаковки или изделий вместе или для скрепления тарно-штучных грузов на поддоне), зажим, крепление (приспособление, которое служит для скрепления частей упаковки).
Как следует из материалов дела, ООО "Европак" поставлял в адрес ОАО "ММК" упаковочные замки плоские и полушвеллер боковой, тоцевой, угловой, которые относятся к вспомогательным упаковочным средствам, а не к упаковке и таре, кроме того, удельный вес выручки от реализации реквизитов упаковки составил менее 2% в общей выручке страхователя.
Виды основной экономической деятельности, установленные страховщиком в ходе выездной проверки, не имеют отношения ни к сфере деятельности, ни к технологии производства страхователя.
Предложенная классификация Фондом основного вида экономической деятельности страхователя не может быть принята судом апелляционной инстанции как верная, что исключает правильность отнесения Фондом деятельности к 12 классу профессионального риска и определения страхового тарифа в размере 1,3%.
Ссылка Фонда в обоснование классификации основного вида экономической деятельности страхователя на условия труда работников ООО "Европак" подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю.
Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, установленных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом.
Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524).
Пунктом 3 Правил N 524 предусмотрено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году.
Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются Фондом социального страхования Российской Федерации в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40% установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года (пункт 2).
Так, по данным отчета о проведении специальной оценки условий труда в ООО "Европак" по месту нахождения филиала в г. Магнитогорске от 01.10.2015: из 371 работника, занятого на рабочих местах, специальная оценка условий труда проведена в отношении 313 работников, из которых класс (подкласс) условий труда при эффективном использовании СИЗ - 3.2 установлено 233 работникам на 95 рабочих местах; 3.3 установлено 53 работникам на 13 рабочих местах. Проведенный анализ Карты N 0040-0041-01074А показал, что на 21 рабочем месте (включая аналогичные) итоговый класс (подкласс) условий труда установлен 3.3.
По результатам оценки условий труда работникам установлены необходимые гарантии и компенсации: представлены списки рабочих профессий и должностей на льготное пенсионное обеспечение, плата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; для отдельных категорий работников установлен сокращенная рабочая неделя; установлено получение молока или других равноценных пищевых продуктов и иные гарантии, установленные трудовым законодательством.
Следовательно, в рассматриваемом случае права работников страхователем соблюдены, а Фонд вправе при наличии оснований установить надбавку к страховому тарифу страхователя.
На основании изложенного, выводы суда первой инстанции и Фонда о несоответствии указанного страхователем основного вида экономической деятельности фактически осуществляемому виду деятельности в 2016, 2017 гг., определении страховщиком 12 класса профессионального риска со страховым тарифом 1,3% не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, поэтому решение суда в этой части подлежит отмене.
Требования ООО "Европак" в указанной части подлежат удовлетворению, решение Фонда от 01.08.2018 N 48 н/с в части привлечения страхователя к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 957 468,94 рублей, начисления недоимки по страховым взносам в сумме 5 022 048,80 рублей, пени в сумме 489 185,67 рублей подлежит признанию недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ при проведении выездной проверки у плательщика страховых взносов могут быть истребованы необходимые для проверки документы.
Согласно пункту 7 статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц территориального органа страховщика о невозможности представления в установленные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (их копий, заверенных в установленном порядке), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (статья 26.31 Закона N 125-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в адрес общества страховщиком направлены требования о предоставлении документов 19.03.2018 N 48 н/с, 30.03.2018 N 48/1, в числе прочих истребуемых документов были указаны договоры на оказание услуг сторонним организациям за период с 22.04.2015 по 31.12.2016, акты выполненных работ по оказанным услугам за период с 22.04.2015 по 31.12.2016 (т.2, л.д.133-134).
11.04.2018, 18.04.2018 страхователь направил Фонду сопроводительные письма с приложением документов N 120, 122 (т.2, л.д. 136-142).
Страховщик в решении от 01.08.2018 N 48 н/с указал, что страхователь привлекается к ответственности по статье 26.31 Закона N 125-ФЗ за непредставление:
- приложений N 1, 2, 3 к договору на оказание услуг по упаковке металлопродукции ООО "Европак" с ОАО "ММК" N 222487 от 28.07.2014;
- договора поставки продукции ОАО "ММК" с ООО "Европак ТД" N 222717 от 25.08.2014;
- приложения N 1 к договору на оказание услуг по упаковке металлопродукции от 18.09.2015 N МС28 ЗАО "Металлосервис" с ООО "Европак";
- приложения N 1 к договору купли-продажи товара N 222539 от 31.07.2014 между ОАО "ММК" и ООО "Европак";
- приложения N 1 к договору поставки продукции ОАО "ММК" N 222386 от 16.07.2014;
- спецификаций и письменных заявок, являющихся неотъемлемой частью договора поставки продукции N 28-ПП/15 от 01.06.2015;
- таблицы N 1 к акту выполненных работ за 2015 год по договору N 222487 от 28.07.2014 за 2015 г., 1 - 4 кварталы 2016 г.
Фонд полагает, что непредставление страхователем приложений к договорам, спецификаций и письменных заявок, являющихся неотъемлемой частью договоров, а также таблиц N 1 к актам выполненных работ за 2015 год по договору N 222487 от 28.07.2014 за 2015 г., 1 - 4 квартал 2016 г. образует событие правонарушения, предусмотренного статьей 26.31 Закона N 125-ФЗ.
Между тем, из содержания требований о представлении документов следует, что вышеуказанные документы не поименованы, между тем после получения Фондом от страхователя документов 11.04.2018 и 18.04.2018, Фонд мог запросить у общества необходимые документы с указанием их идентифицирующих признаков и реквизитов.
Требование о предоставлении документов, во всяком случае, должно быть ясным и конкретным, позволяющим страхователю установить документы, которые необходимо представить, в противном случае проверяемое лицо лишено возможности определить документы для представления.
В акте проверки от 22.06.2018 N 48 н/с Фонд указал, что страхователь в полном объеме представил документы (т.1, л.д.16).
С учетом неясности требований страховщика и противоречивых выводов страховщика относительно представления страхователем документов, исходя из таких принципов юридической ответственности как противоправность и виновность, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии вывода суда первой инстанции обстоятельствам дела о правомерности привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 26.31 Закона N 125-ФЗ, за непредставление Фонду документов в количестве 372 штук в виде штрафа в размере 74 400 рублей, решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене.
Требование ООО "Европак" в указанной части подлежит удовлетворению, решение Фонда от 01.08.2018 N 48 н/с в части привлечения страхователя к ответственности по статье 26.31 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 74 400 рублей подлежит признанию недействительным.
В силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно статье 26.29 Закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2018 по делу N А76-29523/2018, оставленным без изменения постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 и Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2019, по заявлению общества Фонду о признании недействительными решений от 23.07.2018 N 48с/с о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены обстоятельства.
Фондом решением от 23.07.2018 N 48 с/с не принята к зачету сумма расходов, произведенных с нарушением действующего законодательства, уплаченная 12 работникам (отцам детей - Бактыбаеву Н.Ю., Васильеву В.В., Жанабаеву С.Ф., Жувасину В.С., Истамгулову Д.А., Кувшинову Е.А., Милешину А.Ю., Митенкову И.В., Михайлову А.А., Ряжко И.А., Юлдашкильдину А.А., Ягофарову И.А.)) в качестве ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшего возраста 1,5 лет в размере 1 251 002,95 рублей, которым был предоставлен отпуск по уходу за ребенком в условиях неполного рабочего дня с сокращением продолжительности рабочего времени на 1 час ежедневно.
Установлено, что в рассматриваемом случае пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования работника, возмещаемого за счет средств Фонда, Фондом не нарушена процедура проведения выездной проверки.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку в деле N А76-29523/2018 принимали участие Фонд и общество, новых и дополнительных доказательств по установленным обстоятельствам страхователем не представлено, то решение по делу N А76-29523/2018 обладает свойством преюдициальности для участников настоящего дела.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что дополнительное стимулирование работников является объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поэтому Фондом в решении от 01.08.2018 N 48н/с правомерно начислены страховые взносы за период с 01.07.2015 по 31.12.2016 в сумме 14 169,96 руб., пени - 2 297,07 рублей и штраф по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в размере 2 834 рублей.
Следовательно, в этой части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения Фонда от 01.08.2018 N 48 н/с в части привлечения страхователя к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 957 468,94 рублей, начисления недоимки по страховым взносам в сумме 5 022 048,80 рублей, пени - 489 185,67 рублей, а также в части привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 26.31 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа 74 400 рублей, на основании пункта 3 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины" законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку, расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу (пункт 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины").
Судебные расходы ООО "Европак" по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы подлежат взысканию с Фонда в пользу общества в сумме 4 500 рублей.
Излишне уплаченная ООО "Европак" в федеральный бюджет платежным поручением от 04.02.2019 N 209 государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.01.2019 по делу N А76-32718/2018 изменить, изложив первый абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
"Требования общества с ограниченной ответственностью "Европак" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.08.2018 N 48 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части привлечения к ответственности по статье 26.31 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в размере 74400 рублей, привлечения к ответственности по статье 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в размере 957 468,94 рублей, начисления недоимки по страховым взносам в сумме 5 022 048,80 рублей, пени в сумме 489 185,67 рублей.
Обязать государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации восстановить нарушенное право общества с ограниченной ответственностью "Европак".
В удовлетворении остальной части требований общества с ограниченной ответственностью "Европак" отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Европак" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей".
В остальной части решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.01.2019 по делу N А76-32718/2018 оставить без изменения.
Взыскать с государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Европак" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Европак" излишне уплаченную платежным поручением от 04.02.2019 N 209 государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-32718/2018
Истец: ООО "ЕВРОПАК"
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС РФ Филиал N4
Третье лицо: ООО "Европак" филиал в г. Магнитогорске
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7823/19
21.10.2019 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2382/19
30.07.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2382/19
09.01.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-32718/18
10.10.2018 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-32718/18