Екатеринбург |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А60-10487/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Беляевой Н.Г., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства (далее - предприятие, ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.05.2019 по делу N А60-10487/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия - Мусихина Н.А. (доверенность от 28.12.2018 N 04-10/339);
общества с ограниченной ответственностью ПСБ "УЛЬТРА" (далее - общество ПСБ "УЛЬТРА", истец) - Кутузова Н.Н. (доверенность от 28.08.2019 N 91).
Общество ПСБ "УЛЬТРА" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к предприятию о расторжении государственного контракта на выполнение подрядных работ (идентификационный код закупки 183660800191566700100108706840000000) от 19.09.2018 N К-21/2018 (с учетом
изменения иска, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 13.05.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит решение суда первой инстанции и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Как указывает заявитель, изменение заказчиком технической документации, при условии, что дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости, не свидетельствуют об изменении существенных условий контракта. По мнению ответчика, судами необоснованно применены положения главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку предприятие не является бюджетным учреждением. Как отмечает заявитель, истец был проинформирован о получении откорректированной рабочей документации, об изменении объемов работ, возражений от него не поступало; при этом у подрядчика имелась возможность исполнения условий контракта по предоставленной заказчиком документации. Таким образом, заявитель полагает, что оснований для расторжения договора не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу общество ПСБ "УЛЬТРА" просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Как установлено судами, между предприятием (заказчик) и обществом ПСБ "УЛЬТРА" (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение подрядных работ от 19.09.2018 N К-21/2018 (идентификационный код закупки 183660800191566700100108706840000000)
Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик обязуется в установленный настоящим контрактом срок по заданию заказчика выполнить ремонтно- строительные работы: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту:
"Склад хлора с хлораторной. Техническое перевооружение Южной аэрационной станции по ул. Косарева 24, г. Екатеринбург" (далее - объект).
Подрядчик обязуется собственными силами выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, заданием, необходимыми документами: техническим заданием, проектной документацией, сметами, которые являются неотъемлемой частью контракта, а также в соответствии с нормативно-правовыми актами и нормативно-технической документацией (пункт 1.2 контракта).
Все изменения и дополнения к контракту оформляются дополнительными
соглашениями, подписанными уполномоченными представителями сторон (пункт 1.3 контракта).
Сроки начала и завершения работ определяются техническим заданием. К
указанной дате завершения работ подрядчик обязан фактически выполнить подрядные работы по контракту в полном объеме (пункт 2.1 контракта).
Цена контракта составляет 32 015 166 руб. 45 коп. и является твердой на весь срок исполнения контракта, и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных контрактом и действующим законодательством Российской Федерации (пункт 3.1 контракта).
Цена контракта по соглашению сторон может быть: - снижена без изменения предусмотренного контрактом объема работ и иных условий исполнения контракта; - изменена пропорционально дополнительному объему работ, но не более чем на 10%, если по предложению заказчика увеличивается предусмотренный контрактом объем работ не более чем на 10%; - при уменьшении, по предложению заказчика, предусмотренного контрактом объема работ не более чем на 10%, стороны обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы (пункт 3.4 контракта).
Заказчик обязан изменять объемы работ не более чем на 10% если эти дополнительные работы не изменяют характера предусмотренных в настоящем контракту работ (пункт 4.3.4 контракта).
При возникновении необходимости выполнения дополнительных работ, установленных при обследовании выявленных работ, стороны составляют и подписывают акт обследования, являющийся основанием для проведения подрядчиком дополнительных работ. Увеличение или уменьшение объема работ оформляется дополнительным соглашением. Изменение объема работ не должно превышать 10% от объема работ, предусмотренных контрактом (пункт 5.1.3 контракта).
Сдача-приемка работ осуществляется с учетом особенностей, указанных в
техническом задании, проектной документации, сметах (пункт 5.1.9 контракта).
Все изменения и дополнения к настоящему контракту оформляются дополнительными соглашениями, подписанными сторонами, уполномоченными на то представителями (пункт 9.5 контракта).
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению арбитражного суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством РФ (пункт 9.6 контракта).
Пунктом 6 технического задания предусмотрен срок окончания работ - 20.12.2018.
С сопроводительным письмом от 25.12.2018 N 07-22/2-258 заказчик направил подрядчику откорректированную проектную документацию.
В ответ в письме от 26.12.2018 N 203 подрядчик потребовал от заказчика гарантировать оплату работ, не вошедших в согласованную сметную документацию.
В письме от января 2019 года заказчик указал на то, что для предоставления гарантий по оплате работ, не вошедших в контракт, необходимо предоставить информацию о стоимости и объеме таких работ.
Письмом от 18.02.2019 N 39 подрядчик уведомил заказчика о приостановлении работ в связи с выявленным несоответствием рабочей и сметной документации к контракту.
Заказчику направлено письмо от 19.02.2019 N 41, в котором подрядчик, ссылаясь на изменение объемов работ в связи с корректировкой проектной документации и как следствие возникновением работ, не вошедших в сметную документацию, составленную при заключении контракта, предложил расторгнуть контракт путем подписания сторонами дополнительного соглашения.
Неисполнение заказчиком указанного требования послужило основанием для обращения общества ПСБ "УЛЬТРА" с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Статьей 768 Гражданского кодекса предусмотрено, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Отношения, связанные с заключением и исполнением государственных контрактов, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из пункта 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В каждом конкретном случае вопрос о существенности нарушений решается с учетом всех имеющих значение для дела обстоятельств. В любом случае существенным следует признавать такое нарушение, которое влечет для другой стороны невозможность достижения цели договора.
В п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно всех условий, указанных в п. 2 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требования о расторжении договора в связи с существенно изменившимися обстоятельствами требуется наличие одновременно четырех условий: - 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств должно быть вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора при наличии существенно изменившихся обстоятельств без соответствующего изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
При этом ч. 4 ст. 451 ГК РФ определено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской
Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
При этом пунктом 1 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной.
Судами верно указано, что при заключении государственного контракта на выполнение работ материально-правовой интерес заказчика состоит в получении результата работ, а подрядчика - в получении оплаты за выполненную им работу.
Суды, принимая во внимание сравнительную таблицу по разделам рабочей документации (по 1 и 2 проектам) с указанием изменений объемов работ и материалов, установили, что изменения носят масштабный характер и касаются всех разделов документации.
Судами отмечено, что принимая решение в октябре 2018 года о нецелесообразности выполнения работ по первоначальной документации, передавая новую документацию уже после истечения сроков выполнения работ по контракту, заказчик не инициировал заключение дополнительных соглашений об увеличении стоимости работ по контракту с предоставлением новых смет, и сроков выполнения работ, хотя увеличение объемов работ, в любом случае требовало дополнительных временных затрат, по обстоятельствам, независящим от подрядчика.
Вместе с тем сроки выполнения работ увеличены не были, новая сметная документация предоставлена не была.
Из положений статей 740, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по общему правилу обязанность предоставления подрядчику сметной документации лежит на заказчике. Иное из контракта не следует.
Суды, установив, что изменение рабочей документации повлекло за собой изменение сметной документации и в части видов и объемов работ, и в части используемых для строительства материалов, признали данное обстоятельство существенным, поскольку вследствие его наступления без корректировки заказчиком сметной документации подрядчик вправе отказаться от исполнения договора.
Исполнение контракта без изменения его условий о цене в части измененных объемов работ и материалов нарушает соотношение имущественных интересов сторон, поскольку влечет для подрядчика дополнительные расходы, в значительной степени лишающие его того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.
Кроме того, без увеличения сроков выполнения работ, заказчик обязан будет предъявить требование о начислении штрафных санкций за просрочку выполнения работ, что также может привести к имущественным потерям подрядчика, на что верно указано судами.
По условиям пунктов 1.2, 5.1.9 контракта сметная документация является его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 744 Гражданского кодекса Российской
Федерации заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
Внесение в техническую документацию изменений в большем против указанного в пункте 1 настоящей статьи объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы (пункт 2 вышеуказанной статьи).
Согласно пункту 3 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе требовать в соответствии со статьей 450 настоящего Кодекса пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам
стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов.
При этом стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона (пункт 12 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В соответствии со статьей 743 Гражданского кодекса Российской Федерации техническая документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, то есть предмет договора (пункт 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи и совокупности, суды установили, что посредством направления подрядчику откорректированной проектной документации заказчик поручил ему выполнение иного объема работ, фактически изменил предмет контракта, не составив смету к откорректированной проектной документации, определяющую цену работ, предусмотренных этой документацией; при этом стоимость работ существенно повышается, более чем на 10%, как это предусмотрено Законом N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заказчиком не исполнена его встречная обязанность по предоставлению сметной документации, что препятствует исполнению контракта подрядчиком и является существенным нарушением условий договора, кроме того, в силу существенного изменения обстоятельств при наличии условий, предусмотренных в пункте 2, 4 статьи 451, ГК РФ последний в силу пункта 2 статьи 719, подпункта 2 пункта 2 статьи 450, ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе потребовать расторжения контракта.
При таких обстоятельствах иск удовлетворен правомерно.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286,287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.05.2019 по делу N А60-10487/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи и совокупности, суды установили, что посредством направления подрядчику откорректированной проектной документации заказчик поручил ему выполнение иного объема работ, фактически изменил предмет контракта, не составив смету к откорректированной проектной документации, определяющую цену работ, предусмотренных этой документацией; при этом стоимость работ существенно повышается, более чем на 10%, как это предусмотрено Законом N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заказчиком не исполнена его встречная обязанность по предоставлению сметной документации, что препятствует исполнению контракта подрядчиком и является существенным нарушением условий договора, кроме того, в силу существенного изменения обстоятельств при наличии условий, предусмотренных в пункте 2, 4 статьи 451, ГК РФ последний в силу пункта 2 статьи 719, подпункта 2 пункта 2 статьи 450, ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе потребовать расторжения контракта."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2019 г. N Ф09-7909/19 по делу N А60-10487/2019