Екатеринбург |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А50-3393/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенков В. А.,
судей Полуяктов А. С., Столяров А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермагролес" (далее - общество "Пермагролес") на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.05.2019 по делу N А50-3393/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Пермагролес" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее -Министерство), выразившиеся в отказе в заключении на новый срок договора аренды лесных участков, расположенных на территории ГКУ "Красновишерское лесничество", возложении на Министерство обязанности заключить договор аренды лесных участков, расположенных на территории ГКУ "Красновишерское лесничество" на новый срок.
Решением суда от 27.05.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Пермагролес" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель отмечает, что основания для отказа отсутствуют, поскольку приведение договора аренды лесного участка в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в порядке вводного закона не является актом нового предоставления земельного участка и основанием возникновения каких-либо иных обязательств, а является актом переоформления уже существующих правоотношений; отмечает, что суды, отклоняя ссылку на п. 36 договора, не признали данный пункт ничтожным. Общество "Пермагролес" полагает, что положения ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации не применимы, поскольку переоформление договора аренды лесного участка не является заключением нового договора аренды.
Как следует из материалов дела, общество "Пермагролес" является арендатором лесного участка по договору аренды от 25.01.2005 (договор), заключенному с ФГУ "Пермское управление сельскими лесами", в соответствии с которым ему переданы участки лесного фонда, расположенные на территории ГКУ "Красновишерское лесничество".
Срок действия договора - 5 лет с момента государственной регистрации, произведенной 01.12.2005.
Общество "Пермагролес" обратилось 11.10.2018 в Министерство как к уполномоченному органу с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов.
Министерство письмом от 07.11.2018 N СЭД-30-01-25.4-8074 уведомило об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, в связи с тем, что на момент подачи заявления отсутствуют основания для предоставления лесного участка в пользование без проведения торгов.
Считая данное решение Министерства не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, общество "Пермагролес" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1, 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Частью 8 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В ч. 4, 5 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии правилами ч. 1 ст. 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, поименованных в ч. 2 указанной статьи.
В силу ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации данной статьи арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществу "Пермагролес" предоставлен лесной участок в аренду по договору от 25.01.2005 без проведения торгов сроком на 5 лет.
В последующем этот договор был переоформлен в связи с введением в действие с 01.01.2007 Лесного кодекса РФ путем подписания 30.12.2008 договора аренды лесного участка N 240 со сроком действия с 30.12.2008 по 30.10.2010 и его продление по 29.12.2018 дополнительным соглашением N 21 от 07.06.2010.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 04.06.2018) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом
Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок даже при наличии у него преимущественного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 621 ГК РФ.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что перезаключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов противоречит требованию о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в ст. 74 Лесного кодекса РФ и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.
Оснований для заключения договора аренды лесного участка без торгов, предусмотренных частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, из материалов дела не следует.
С учетом изложенного, отказ Министерства в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, является законным и обоснованным, в связи с чем судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Злоупотребления правом на стороне Министерства в отношении общества "Пермагролес" из материалов дела не следует.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений действующего лесного законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора. Кроме того, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.05.2019 по делу N А50-3393/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермагролес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом
Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок даже при наличии у него преимущественного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 621 ГК РФ.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что перезаключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов противоречит требованию о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в ст. 74 Лесного кодекса РФ и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.
Оснований для заключения договора аренды лесного участка без торгов, предусмотренных частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, из материалов дела не следует."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 декабря 2019 г. N Ф09-8492/19 по делу N А50-3393/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8492/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8492/19
27.08.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9927/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-3393/19