Екатеринбург |
|
13 января 2020 г. |
Дело N А71-25453/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Кангина А.В., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Жилой комплекс "Вега" (далее - товарищество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.05.2019 по делу N А71-25453/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2019 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене решения главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики (далее - управление, заинтересованное лицо) от 06.11.2018 N 17232 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий (далее - отказ во внесении изменений в реестр лицензий, отказ).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" (далее - управляющая компания).
Решением суда от 29.05.2019 (судья Мосина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2019 (судьи Васёва Е.Е., Грибиниченко О.Г., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество просит судебные акты отменить, удовлетворить требования, считая, что в силу части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявления товарищества о внесении изменений в реестр следовало осуществить после внеплановой проверки итогов собрания, принявшего решение об изменении способа управления. Товарищество полагает, что в нарушение пункта 10 "Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), управлением не было приостановлено рассмотрение заявления.
С выводами проверки соблюдения требований законодательства при проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проведенной управлением после принятия обжалуемого решения об отказе, товарищество не согласно.
В отзыве на кассационную жалобу управление поддерживает выводы судов, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашёл.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением управления от 10.09.2018 N 13225 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Карла Маркса, д. 453 (далее - многоквартирный дом, МКД), включен в перечень многоквартирных домов, управление которым осуществляет лицензиат - управляющая компания с 01.10.2018.
В период с 13.10.2018 по 20.10.2018 в МКД проводилось общее собрание собственников помещений в форме очно-заочного голосования с повесткой голосования по вопросу N 2 о выборе способа управления МКД - управление товариществом собственников жилья с 01.11.2018.
Результаты собрания оформлены протоколом от 21.10.2018 N 2 внеочередного очно-заочного общего собрания собственников помещений, согласно которому принято решение о выборе способа управления- управление товариществом с 01.11.2018.
Инициатором общего собрания собственников помещений МКД 22.10.2018 в адрес управляющей компании и товарищества направлено уведомление о выборе способа управления, в котором сообщалось о проведении в период с 13.10.2018 по 20.10.2018 собственниками помещений МКД общего собрания и принятии решения об избрании способа управления домом - управление товариществом, с 01.11.2018.
К уведомлению в адрес третьего лица приложены: копии протокола общего собрания от 21.10.2018 N 2, сообщения о проведении собрания собственников помещений в доме, списка собственников помещений в МКД, присутствовавших на собрании, решений собственников помещений в МКД.
В адрес заявителя направлены оригиналы указанных документов.
В свою очередь 24.10.2018 товарищество направило в адрес управления заявление от 22.10.2018 N 01-07 "ЖК В"/77 (вх. N17232 от 24.10.2018) о внесении изменений в реестр лицензий путём исключения спорного многоквартирного дома из реестра лицензий управляющей компании на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 21.10.2018 N 2; ничтожности заключенного договора управления между собственниками спорного дома и управляющей компанией.
К заявлению приложены: оригиналы протокола от 21.10.2018 N 2 общего собрания собственников помещений, сообщения о проведении собрания собственников помещений в доме, списка собственников помещений, присутствовавших на общем собрании, решений собственников помещений в многоквартирном доме, уведомления.
По результатам проверки заявления товарищества о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики и приложенных к нему документов старшим государственным жилищным инспектором управления составлено заключение от 06.11.2018 N 17232, в соответствии с которым выявлено несоответствие данного заявления требованиям, установленным подпунктами "а", "б" пункта 5 Порядка N 938/пр, выразившееся в неуказании реквизитов договора управления многоквартирным домом; несоответствии представленной копии протокола требованиям, установленным подп. "а", "в"" п. 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 937/пр (далее - Порядок N 937/пр); непредставлении описи представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанной лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата); недостоверности сведений (согласно представленному протоколу от 21.10.2018, решение о расторжении договора управления с управляющей организацией собственниками не принималось).
Рассмотрев заявление товарищества и приложенные к нему документы, управление, руководствуясь Порядком N 938/пр, принимая во внимание заключение от 06.11.2018 N 17232 и выявленные несоответствия заявления о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики и приложенных к нему документов требованиям Порядков N 937/пр, 938/пр, отказало во внесении изменений в реестр лицензий.
Полагая, что оспариваемый отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы товарищества, последнее обратилось в арбитражный суд.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
При рассмотрении спора суды, руководствуясь ст. 44, ст. 161, ч. 1 ст. 192, ч. 2 ст. 195, ч. 2 ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядком N 938/пр, Порядком N 937/пр, исследовав обстоятельства дела, пришли к выводу, что решение об отказе соответствует закону.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, являющейся действующей в спорный период).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в частности, на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; в) реквизиты договора управления многоквартирным домом; г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; е) данные о реорганизации лицензиата.
В силу пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации; м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка N 938/пр, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10. 2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В силу положений части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 19 Порядка N 937/пр обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются, в том числе: а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме; в) реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Суды пришли к выводу, что отказ административного органа обоснован несоответствием заявления и документов требованиям подп. "м" п. 3 (отсутствует опись представленных документов) и подп. "а" п. 5 Порядка N 938/пр, предусматривающим проверку соблюдения требований п. 3 Порядка. При проверке соответствии заявления и документов требованиям подп. "а" п. 3 указанного Порядка о представлении протокола и решения общего собрания собственников помещений в МКД об изменении способа управления МКД установлено нарушение требований п. 19 Порядка N 937/пр. Согласно п. 19 Порядка N 937/пр в качестве обязательных приложений к протоколу общего собрания указаны реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме (подп "а" п. 19 Порядка N937/пр); реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (подп "в" п. 19 Порядка N 937/пр), а также непредставления описи представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанной заявителем (уполномоченным представителем заявителя) (подп. "м" п. 3 Порядка N 938/пр).
Судами первой и апелляционной инстанций отмечено, что непредставление названных документов при подаче рассмотренного управлением заявления товариществом не оспаривается.
Доводы заявителя о наличии оснований для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления на основании подп. "а" п. 10 Порядка 3 938/пр не имеют отношения к обстоятельствам настоящего спора, поскольку указанная норма применяется в случае несоответствия заявления и документов условиям, установленным подп. "б" и "в" п. 5 Порядка 3 938/пр.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов не допущено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.05.2019 по делу N А71-25453/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Жилой комплекс "Вега"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к выводу, что отказ административного органа обоснован несоответствием заявления и документов требованиям подп. "м" п. 3 (отсутствует опись представленных документов) и подп. "а" п. 5 Порядка N 938/пр, предусматривающим проверку соблюдения требований п. 3 Порядка. При проверке соответствии заявления и документов требованиям подп. "а" п. 3 указанного Порядка о представлении протокола и решения общего собрания собственников помещений в МКД об изменении способа управления МКД установлено нарушение требований п. 19 Порядка N 937/пр. Согласно п. 19 Порядка N 937/пр в качестве обязательных приложений к протоколу общего собрания указаны реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме (подп "а" п. 19 Порядка N937/пр); реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (подп "в" п. 19 Порядка N 937/пр), а также непредставления описи представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанной заявителем (уполномоченным представителем заявителя) (подп. "м" п. 3 Порядка N 938/пр)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 января 2020 г. N Ф09-8910/19 по делу N А71-25453/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8910/19
16.12.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8910/19
04.09.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10443/19
29.05.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-25453/18