Екатеринбург |
|
24 января 2020 г. |
Дело N А07-11808/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Беляевой Н.Г., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Стерлитамакскому району (далее - Комитет) и индивидуального предпринимателя Саетова Ридаля Равилевича (далее - предприниматель Саетов Р.Р.) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2019 по делу N А07-11808/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Прокуратуры Свердловской области - Дубовик Д.М. (доверенность от 11.04.2019);
предпринимателя Саетова Р.Р. - Кузьмин М.В. (доверенность от 17.10.2019).
Прокуратура Республики Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Куганакский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее - Администрация поселения), индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Брусниковой Ольге Александровне (далее - предприниматель Брусникова О.А.), предпринимателю Саетову Р.Р. в соответствии с которым просила (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ):
- признать недействительным договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 03.03.2017 N 17/18, заключенный между Администрацией поселения и предпринимателем Брусниковой О.А.;
- признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от 28.03.2018, заключенный между предпринимателем Брусниковой О.А. и предпринимателем Саетовым Р.Р.;
- признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от 27.04.2018, заключенный между предпринимателем Брусниковой О.А. и предпринимателем Саетовым Р.Р.;
- применить последствия недействительности сделок, обязать предпринимателя Саетова Р.Р. вернуть Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее - Администрация района) полученный от предпринимателя Брусниковой О.А. по договорам купли-продажи от 28.03.2018 и от 27.04.2018 земельный участок с кадастровым номером 02:44:091101:67 общей площадью 433315 кв. м;
- обязать предпринимателя Брусникову О.А. и предпринимателя Саетова Р.Р. солидарно разработать проект рекультивации нарушенных земель в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 02:44:091101:67, в соответствии с которым в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести рекультивацию земельного участка.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство), привлеченное к участию в деле в качестве соистца, просило признать недействительными договоры купли-продажи 1/2 доли земельного участка от 28.03.2018 и от 27.04.2018, заключенный между предпринимателем Брусниковой О.А. и предпринимателем Саетовым Р.Р., применить последствия недействительности договоров купли-продажи от 28.03.2018 и 27.04.2018 путем обязания предпринимателя Саетова Р.Р. вернуть предпринимателю Брусниковой О.А. земельный участок с кадастровым номером 02:44:091101:67 общей площадью 433 315 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан, Комитет.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2019 исковые требования Прокуратуры Республики Башкортостан удовлетворены частично. Исковые требования Министерства удовлетворены в полном объеме. Признаны недействительными договоры купли-продажи от 28.03.2018 и от 27.04.2018, заключенные между предпринимателем Брусниковой О.А. и предпринимателем Саетовым Р.Р. На предпринимателя Саетова Р.Р. возложена обязанность возвратить предпринимателю Брусниковой О.А. земельный участок с кадастровым номером 02:44:091101:67 площадью 433 315 кв. м, расположенный по адресу: РБ, с/с Куганакский, в течение 14-ти дней с момента вступления судебного акта в законную силу. На предпринимателя Брусникову О.А. возложена обязанность возвратить предпринимателю Саетову Р.Р. денежные средства в размере 1 841 588 руб. 76 коп. Признан недействительным договор купли-продажи от 03.03.2017 N 17/18, заключенный между Администрацией поселения и предпринимателем Брусниковой О.А. На предпринимателя Брусникову О.А. возложена обязанность возвратить Администрации района земельный участок с кадастровым номером 02:44:091101:67, расположенный по адресу: РБ, с/с Куганакский. На Комитет возложена обязанность возвратить предпринимателю Брусниковой О.А. денежные средства в размере 1 841 588 руб. 75 коп. В удовлетворении требования Прокуратуры Республики Башкортостан об обязании предпринимателя Брусникову О.А. и предпринимателя Саетова Р.Р. солидарно разработать проект рекультивации нарушенных земель в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 02:44:091101:67, в соответствии с которым в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести рекультивацию земельного участка, отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Саетов Р.Р. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Заявитель считает, что у судов отсутствовали основания для признания договора купли-продажи, заключенного между Администрацией поселения и предпринимателем Брусниковой О.А., ничтожной сделкой в соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ. По его мнению, судами не установлено, что сделка посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Кроме того, заявитель полагает, что положения статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку предметом договоров купли-продажи, заключенных между предпринимателем Брусниковой О.А. и предпринимателем Саетовым Р.Р., являлся не земельный участок, а _ доля в праве собственности на участок. Также заявитель полагает, что в данном случае избран неверный способ защиты нарушенного права, требования, основанные на пунктах 1, 2 статьи 167 ГК РФ не подлежали удовлетворению, судам следовало исходить из положений статей 301, 302 ГК РФ об истребовании имущества из чужого незаконного владения. В этой связи кассатор отмечает, что предприниматель Саетов Р.Р., по его мнению, является добросовестным приобретателем имущества.
В кассационной жалобе Комитет просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части возложения обязанности возвратить предпринимателю Брусниковой О.А, денежные средства в размере 1 841 588 руб. 75 коп., ссылаясь на неправильное применение статей 6, 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заявитель считает, что у судов отсутствовали основания для возложения на Комитет обязанности возвратить предпринимателю Брусниковой О.А. уплаченные по договору купли-продажи денежные средства. По его мнению, суды не учли, что в соответствии с п. 1.7 Положения о территориальных органах Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - районных, городских комитетах по управлению собственностью, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 09.08.207 N 1458, финансирование деятельности территориального органа осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, Комитет осуществляет функции администратора доходов бюджета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в соответствии, денежные средства от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, поступают в бюджет муниципального района, а не на счет Комитета, денежные средства от продажи спорного участка в бюджет субъекта Российской Федерации не поступали.
В отзыве на кассационные жалобы Прокуратура Республики Башкортостан просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, в пределах доводов заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией поселения земельного законодательства, в ходе которой установлено, что предприниматель Брусникова О.А. обратилась к главе Администрации поселения с заявлением от 10.10.2016 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 433 315 кв.м. на кадастровом плане территории (кадастровый номер квартала 02:44:091101) и о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка на праве собственности без проведения торгов для сельскохозяйственного производства.
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru 01.12.2016 размещено извещение N 301116/0096638/02 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе.
Согласно данному извещению Администрация поселения в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сообщила о возможности предоставления в собственность за плату земельного участка площадью 433 315 кв.м. в кадастровом квартале 02:44:091101, категория земель сельскохозяйственного назначения. В этом же извещении указано, что заявления подаются в виде бумажного документа непосредственно при личном обращении по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Худайбердина, д. 16 каб. 45, дата и время начала приема заявок - 01.12.2016 в 09 ч. 00 мин., дата и время окончания приема заявок - 30.12.2016 в 18 ч. 00 мин., дата подведения итогов - 09.01.2017.
Данное извещение было направлено для опубликования в Администрацию поселения. Учитывая, что на данное извещение заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка не поступило, Администрацией поселения на основании пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" принято постановление от 30.12.2016 N 98 "О предварительном согласовании предоставления индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Брусниковой О.А. в собственность за плату земельного участка, указанного на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:446110901 сельского поселения Куганакский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан".
Названным постановлением от 30.12.2016 N 98 утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительно согласовано предоставление предпринимателю Брусниковой О.А. в собственность земельного участка, последней предложено обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка.
Администрацией поселения вынесено постановление от 03.03.2017 N 15 "О предоставлении ИП Брусниковой земельного участка с кадастровым номером 02:44:091101:67 площадью 433 315 кв. м на праве собственности за плату по договору купли-продажи".
На основании указанного постановления между Администрацией поселения (продавец) и предпринимателем Брусниковой О.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи от 03.03.2017 N 17/18, согласно условиям которого продавец продает в собственность, а покупатель получает и оплачивает по цене и на условиях договора земельный участок с кадастровым номером 02:44:091101:67 площадью 433 315 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с/с Куганакский, с разрешенным использованием (назначением): для сельскохозяйственного производства.
Цена земельного участка составляет 1 841 588 руб. 75 коп. (п. 2.1 договора).
На основании п. 2.2 договора покупатель оплачивает цену участка в течение 10 календарных дней с момента заключения договора.
Земельный участок передан покупателю по акту приема-передачи от 25.07.2017.
Переход прав на земельный участок с кадастровым номером 02:44:091101:67 площадью 433 315 кв.м. зарегистрирован Управлением Росреестра 04.08.2017 за N 02:44:091101:67-02/117/2017-1.
В соответствии платежным поручением от 26.07.2017 N 139 предприниматель Брусникова О.А. внесена денежные средства в размере 1 841 588 руб. 75 коп. в счет оплаты по договору в Управление Федерального казначейства по Республики Башкортостан (Комитет).
Между предпринимателем Брусниковой О.А. (продавец) и предпринимателем Саетовым Р.Р. заключен договор купли-продажи от 28.03.2018, в соответствии с условиями которого продавец продал, а покупатель купил в собственность следующее недвижимое имущество: 1/2 долю земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 433 315 кв. м, находящийся по адресу: РБ, Стерлитамакский район, с/с Куганакский, кадастровый номер объекта 02:44:091101:67, принадлежащий продавцу на основании договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 03.03.2017 N 17/18.
В силу п. 2 договора стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 920 794 руб. 38 коп.
На основании п. 3 договора покупатель оплачивает стоимость земельного участка, установленную п. 2 договора, путем перечисления денежных средств на банковский счет продавца либо наличными денежными средствами до подписания настоящего договора.
Сторонами 28.03.2018 подписан передаточный акт к договору купли-продажи земельного участка от 28.03.2018. В данном акте также указано, что покупатель имущество осмотрел, претензий по техническому и санитарному состоянию недвижимого имущества нет, кроме того, покупатель передал, а продавец принял оговоренную в договоре купли-продажи земельного участка от 28.03.2018 денежную сумму в размере 920 794 руб. 38 коп., расчет произведен полностью, стороны претензий друг к другу не имеют.
Право общей долевой собственности (1/2 доли) на земельный участок с кадастровым номером 02:44:091101:67 площадью 433 315 кв.м. зарегистрировано Управлением Росреестра 03.04.2018.
Кроме того, между предпринимателем Брусниковой О.А. (продавец) и Саетовым Р.Р. (покупатель) заключен договор купли-продажи от 27.04.2018, согласно которому Брусникова О.А. продает, а Саетов Р.Р. покупает на условиях, указанных в договоре, 1/2 долю в праве общей собственности на земельный участок площадью 433 315 кв.м. с кадастровым номером 02:44:091101:67, находящийся по адресу: РБ, Стерлитамакский район, с/с Куганакский, на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с п. 1.2 договора указанная 1/2 доля в праве общей собственности на земельный участок принадлежит Брусниковой О.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от 28.03.2018, договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 03.03.2017 N 17/18.
Стороны оценивают указанную долю в праве общей собственности на земельный участок в 920 794 руб. 38 коп. (п. 2.2 договора).
В силу п. 2.3 договора Саетов Р.Р. покупает у Брусниковой О.А. указанную долю в праве общей собственности на земельный участок за 920 794 руб. 38 коп.
На основании п. 2.4 договора расчет между сторонами произведен полностью до подписания договора.
Право общей долевой собственности (1/2 доли) на земельный участок с кадастровым номером 02:44:091101:67 площадью 433 315 кв.м. зарегистрировано Управлением Росреестра 03.05.2018.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 02:44:091101:67 площадью 433 315 кв.м. с мая 2018 г. по настоящее является предприниматель Саетов Р.Р.
Прокуратура Республики Башкортостан, ссылаясь на то, что у Администрации поселения в силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствовали полномочия на распоряжение спорным земельным участком, при предоставлении спорного земельного участка не соблюдены требования статьи 39.18 ЗК РФ, касающиеся надлежащего извещения, а при совершении сделок между предпринимателем Брусниковой О.А. и предпринимателем Саетовым Р.Р. нарушены положения пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Министерство в обоснование заявленного им иска указывало на то, что при совершении названных сделок предприниматель Брусникова О.А. в нарушение пункта 3 статьи 1 и статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, статьи 24 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" не известила его как высший исполнительный орган государственной власти о намерении продать земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, в связи с чем данные сделки совершены с нарушением преимущественного права покупки и являются ничтожными.
Удовлетворяя исковые требования Министерства в полном объеме, исковые требовании Прокуратуры Республики Башкортостан частично, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу отнесена к оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Кодекса).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (п. 75 постановления от 23.06.2015 N 25).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 названной статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, действующей с 01.03.2015) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ NО внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в абз. 3 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.12.2001 N 137-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Данные изменения вступили в силу с 01.01.2017 (статья 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ).
Таким образом, с 01.01.2017 распоряжение спорным земельным участком, государственная собственность на который не была разграничена, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления, то есть Администрацией района.
Согласно статье 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу названного Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.
С учетом обстоятельств размещения извещения о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка до дня вступления в силу названного Федерального закона суды первой и апелляционной инстанции правомерно отклонили довод Прокуратуры об отсутствии у Администрации поселения соответствующих полномочий.
Вместе с тем судами установлено, что Администрацией поселения не соблюдены требования статьи 39.18 ЗК РФ, касающиеся надлежащего извещения о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Таким образом, порядок опубликования информации о предоставлении земельных участков, регламентированный статьей 39.18 ЗК РФ, предусматривает публикацию извещения о предоставлении земельного участка в трех источниках:
- публикация в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка;
- публикация на официальном сайте www.torgi.gov.ru;
- публикация на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанный порядок извещения считается соблюденным при одновременной публикации во всех трех источниках.
Статья 28 Устава сельского поселения Куганакский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан предусматривает, что муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию) направляются в официальное печатное средство массовой информации в течение 7 дней после дня их подписания.
В случае невозможности их официального опубликования (обнародования) в официальном печатном средстве массовой информации муниципальные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в здании Администрации в течение 7 дней после дня их подписания (п. 3 ст. 28 Устава).
Аналогичные положения предусматривает статья 30 Устава муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что информация о предоставлении спорного земельного участка не была размещена ни в официальном печатном средстве массовой информации, ни в здании Администрации поселения.
Доказательства того, что информация о предоставлении спорного земельного участка была размещена на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в материалах дела отсутствуют.
На основании чего суды пришли к верному выводу о нарушении при предоставлении спорного участка требований Земельного кодекса Российской Федерации, касающихся надлежащего извещения.
Судами верно отмечено, что информирование населения о возможном предоставлении земельного участка имеет своей целью выявление круга возможных претендентов на земельный участок и на обеспечение принципа прозрачности предоставления земельного участка на конкурентной основе. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок. Размещение органом местного самоуправления информации о порядке предоставления земельных участков обеспечивает публичность предоставления земельных участков, и как следствие их предоставление на конкурентных началах с целью наиболее эффективного способа распоряжения публичными землями
Размещение информации о предоставлении земельного участка только на сайте www.torgi.gov.ru привело к необоснованному ограничению круга возможных претендентов на местном уровне, которые также могли быть заинтересованы в приобретении прав на спорный земельный участок.
С учетом изложенного суды правомерно признали договора купли-продажи от 03.03.2017 N 17/18, заключенный между Администрацией поселения и предпринимателем Брусниковой О.А., ничтожной сделкой в соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ как нарушающей требования пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ и при этом посягающей на публичные интересы и права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (в редакции, действующей на момент совершения оспариваемых сделок) при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Республика Башкортостан имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. В случае, если Республика Башкортостан не воспользуется преимущественным правом покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, продавец обязан письменно известить муниципальное образование, в границах которого расположен данный земельный участок, о намерении продать земельный участок.
Пунктом 2 статьи 24 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" предусмотрено, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме Правительство Республики Башкортостан и муниципальное образование, в границах которого расположен данный земельный участок, о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих, что при продаже спорного земельного участка предпринимателем Брусниковой О.А. соблюдены указанные требования, суды обоснованно признали договоры купли-продажи, заключенные между предпринимателем Брусниковой О.А. и предпринимателем Саетовым Р.Р. ничтожными сделками как совершенными с нарушением преимущественного права покупки силу пункта 4 статьи 8 названного Закона.
На основании изложенного суды обоснованно удовлетворили исковые требования в части признания недействительными (ничтожными) оспариваемых сделок и применения последствий их недействительности.
Оснований для удовлетворения требований Прокуратуры о возложении на предпринимателя Брусникову О.А. и предпринимателя Саетова Р.Р. обязанности разработать проект рекультивации нарушенных земель в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 02:44:091101:67, в соответствии с которым в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести рекультивацию земельного участка, суды не усмотрели.
Довод Комитета об отсутствии у судов оснований для возложения на него обязанности возвратить предпринимателю Брусниковой О.А. уплаченные по договору купли-продажи денежные средства, подлежит отклонению. Судами учтено, что при совершении оспариваемой сделки Комитет выступал в интересах вышеуказанного органа местного самоуправления, являлся организатором торгов по продаже земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории поселения, осуществляет функции по администрированию неналоговых доходов и осуществление взаимодействия с Управлением Федерального казначейства по Республики Башкортостан в соответствии с Соглашением о взаимодействии Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Стерлитамакскому району с Администрацией сельского поселения Куганакский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан по вопросам управления земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории сельского поселения, утвержденным решением Совета сельского поселения Куганакский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 24.02.2016 N 4/39, денежные средства перечислены на счет Комитета.
С учетом положений статьи 125 ГК РФ Комитет в рассматриваемом случае по существу выполнял одну из функций публичного собственника, фактически являющегося стороной оспариваемого договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Довод предпринимателя Саетова Р.Р. о том, что требования, основанные на пунктах 1, 2 статьи 167 ГК РФ не подлежали удовлетворению, судам следовало исходить из положений статей 301, 302 ГК РФ об истребовании имущества из чужого незаконного владения, при этом ответчик является добросовестным приобретателем имущества, отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно разъяснениями, изложенным в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 ГК РФ.
В рассматриваемом случае сделки в отношении спорного имущества оспариваются не по основанию отчуждения имущества неуправомоченным лицом, а по иным основаниям, а именно в связи с нарушением установленного статьей 39.18 ЗК РФ порядка информирования о предоставлении земельного участка для соответствующих целей, а также с нарушением требований статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ о преимущественном праве покупки.
Кроме того, следует отметить, что судами установлено, что ответчик не является добросовестным приобретателем имущества.
Иные доводы предпринимателя Саетова Р.Р., изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм права, кроме того, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2019 по делу N А07-11808/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Стерлитамакскому району и индивидуального предпринимателя Саетова Ридаля Равилевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениями, изложенным в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 ГК РФ.
В рассматриваемом случае сделки в отношении спорного имущества оспариваются не по основанию отчуждения имущества неуправомоченным лицом, а по иным основаниям, а именно в связи с нарушением установленного статьей 39.18 ЗК РФ порядка информирования о предоставлении земельного участка для соответствующих целей, а также с нарушением требований статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ о преимущественном праве покупки."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 января 2020 г. N Ф09-8681/19 по делу N А07-11808/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8681/19
23.09.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11132/19
24.07.2019 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11253/19
23.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-11808/18