Екатеринбург |
|
04 февраля 2020 г. |
Дело N А07-9439/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черемных Л. Н.,
судей Вербенко Т. Л., Сидоровой А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптан-Уфа" (далее - общество "Оптан-Уфа", заявитель) на решение Арбитражный суд Республики Башкортостан от 04.07.2019 по делу N А07-9439/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - общество "НК "Роснефть") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском заявлением к обществу "Оптан-Уфа" о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов в сумме 721 500 руб. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке, установленном нормами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 04.07.2019 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 решение суда оставлено без изменения.
Общество "Оптан-Уфа", не согласившись с названными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные решение и постановление отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы полагает, что судами не дано надлежащей оценки отсутствию заготовок перевозочных документов на отправку вагона-цистерны N 50043751, вагона-цистерны N 51255891 в автоматизированной системе ЭТРАН.
Таким образом, поскольку указанные вагоны простаивали в ожидании оформления электронной накладной отправителем вагона (собственником вагонов-цистерн), грузополучатель не наделен полномочиями по заключению от имени собственника вагонов договоров перевозки порожних вагонов, в связи с чем, сверхнормативный простой вагонов обусловлен объективными факторами в виде бездействия собственника цистерн - общества "НК "Роснефть", а возложение ответственности на общество "Оптан-Уфа" необоснованно.
Кроме того, заявитель жалобы, оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанций, указал, что сверхнормативный простой вагона-цистерны N 54074679 связан объективным фактором в виде не разбора поезда обществом "РЖД", на которые ответчик не мог повлиять, поскольку у него и его грузополучателя отсутствуют с ним договорные отношения, вина общества "Оптан-Уфа" в данном простое также отсутствует.
При указанных обстоятельствах, как полагает заявитель жалобы, Правилам торгов не предусмотрено какое-либо наказание для ответчика за не уведомление истца о задержке в отправке, а само указанное бездействие вообще никак не влияет на ответственность покупателя нефтепродуктов, порожних цистерн контрагентом со стороны истца, по поручению истца, для истца и в интересах истца юридического и практического значения не имеет, и не может служить основанием для возложения на ответчика ответственности за допущенный простой вагонов.
Общество "НК "Роснефть" представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу ответчика, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятых по делу законных судебных актов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в соответствии с пунктом 19.01 Приложения N 01 к Правилам проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургская Международная Товарносырьевая Биржа" (далее - Правила торгов), между обществом "НК "Роснефть" (поставщик) и обществом "Оптан-Уфа" (покупатель) заключено Генеральное соглашение от 15.06.2015 N 100015/04620Д (далее - Генеральное соглашение от 15.06.2015), по условиям которого поставщик обязался передать, а покупатель принять и оплатить биржевой товар в количестве и качестве, по номенклатуре, по ценам и срокам поставки согласно выписке из реестра договоров, условиям, установленными Правилами торгов.
Поставка товара осуществлялась на условиях "франко-вагон станция отправления", что означает доставку Биржевого товара поставщиком до железнодорожной станции, являющейся пунктом отправления, с последующей организацией поставщиком от своего имени, но за счет покупателя транспортировки товара железнодорожным транспортом до железнодорожных станций назначения, указанных покупателем.
Согласно разделу 01. Приложения N 01 к Правилам торгов поставщик обязуется выполнить и/или организовать от своего имени, но за счет покупателя выполнение услуг, связанных с транспортировкой товара железнодорожным транспортом, включая услуги по организации перевозки товара в подвижном составе третьих лиц.
Поставщик организует заказ вагонов, заказ плана перевозки, погрузку (налив) товара в вагоны, оформляет транспортную железнодорожную накладную и предоставляет погруженный товар в распоряжение перевозчика. Поставщик вправе привлекать третьих лиц в целях исполнения обязательств по оказанию услуг, связанных с транспортировкой товара железнодорожным транспортом на предложенных третьими лицами условиях.
Согласно пункту 06.14. Приложения N 01 к Правилам торгов покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.19. настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо иную станцию по усмотрению поставщика.
В соответствии с подпунктом 06.19.1. пункта 06.19. Приложения N 01 к Правилам торгов срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х (двух) суток.
Подпунктом 06.19.2. пункта 06.19. Приложения N 01 к Правилам торгов установлено, что срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату отправления порожней цистерны на станцию погрузки или другую станцию, указанную поставщиком, согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной на возврат порожней цистерны в графе "Оформление приема груза к перевозке".
Согласно подпункту 06.19.3. пункта 06.19. Приложения N 01 к Правилам торгов срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется согласно записям в транспортных железнодорожных накладных (квитанций), либо согласно данным Главного вычислительного центра (ГВЦ) - филиала общества "РЖД", либо согласно данным из иной автоматизированной базы данных общества "РЖД" в электронном формате.
В силу подпункта 06.19.4. пункта 06.19. Приложения N 01 к Правилам торгов отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления либо на иную станцию, указанную поставщиком. Неполные сутки считаются за полные.
Ссылаясь на данные ГВЦ общества "РЖД", общество "НК "Роснефть" указывает на то, что обществом "Оптан-Уфа" допущен простой 14 вагонов-цистерн на станции назначения, общим количеством 55 суток.
Пунктом 15.05. Приложения N 01 к Правилам торгов также установлено, что в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку:
- в размере 1 500 (полторы тысячи) рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
- или возмещает документально подтвержденные расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара покупателя.
Право выбора порядка определения неустойки (фиксированная сумма) или возмещение расходов принадлежит поставщику.
Также в соответствии с подпунктом 06.19.12. пункта 06.19. Приложения N 01 к Правилам торгов покупатель несет ответственность за действия грузополучателя по соблюдению срока нахождения арендованных цистерн поставщика на станции назначения (на путях общего пользования станции назначения и/или на подъездных путях грузополучателя) как за свои собственные.
Получив информацию о фактах сверхнормативного простоя вагонов, обществом "НК "Роснефть" в адрес покупателя были направлены претензии от 08.02.2017, 02.03.2017, 09.03.2017, 15.03.2017 об уплате штрафа за сверхнормативный простой цистерн в размере 82 500 руб.
В подпункте 06.19.9. пункта 06.19. Приложения N 01 к Правилам торгов стороны предусмотрели, что в случае несогласия покупателя с данными задержки вагонов-цистерн на станции назначения, указанными Поставщиком в претензии, покупатель обязан в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня получения претензии представить заверенные надлежащим образом копии транспортных железнодорожных накладных (груженый рейс) с проставленной датой в графе "прибытие на станцию назначения" и копии квитанций в приеме груза к перевозке (порожний вагон).
При непредоставлении копий транспортных железнодорожных накладных/квитанций, либо при предоставлении копий транспортных железнодорожных накладных/квитанций, не подтверждающих отсутствия простоя, либо непредставлении документально подтвержденного ответа на претензию в установленный срок, сумма претензии считается признанной покупателем (пункт 06.19.10. Приложения N 01 к Правилам торгов).
Кроме того, как установлено судами и подтверждается материалами дела, между обществом "НК "Роснефть" и обществом "ОПТАН-Уфа" заключено Генеральное соглашение от 18.07.2016 N 100016/05834Д (далее - Генеральное соглашение от 18.07.2016), согласно условиям которого поставщик обязался передать, а покупатель принять и оплатить биржевой товар в количестве и качестве, по номенклатуре, по ценам и срокам поставки согласно выписке из реестра договоров, условиям, установленными вышеуказанными Правилами торгов.
Поставка товара осуществлялась на условиях "франко-вагон станция отправления", что означает доставку Биржевого товара поставщиком до железнодорожной станции, являющейся пунктом отправления, с последующей организацией поставщиком от своего имени, но за счет покупателя транспортировки товара железнодорожным транспортом до железнодорожных станций назначения, указанных Покупателем.
Согласно разделу 01. Приложения N 01 к Правилам торгов поставщик обязуется выполнить и/или организовать от своего имени, но за счет покупателя выполнение услуг, связанных с транспортировкой товара железнодорожным транспортом, включая услуги по организации перевозки товара в подвижном составе третьих лиц.
Поставщик организует заказ вагонов, заказ плана перевозки, погрузку (налив) товара в вагоны, оформляет транспортную железнодорожную накладную и предоставляет погруженный товар в распоряжение перевозчика. Поставщик вправе привлекать третьих лиц в целях исполнения обязательств по оказанию услуг, связанных с транспортировкой товара железнодорожным транспортом на предложенных третьими лицами условиях.
Согласно пункту 06.14. Приложения N 01 к Правилам торгов покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пункте 06.19. настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо иную станцию по усмотрению поставщика.
В соответствии с подпунктом 06.19.1. пункта 06.19. Приложения N 01 к Правилам торгов срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х (двух) суток.
Подпунктом 06.19.2. пункта 06.19. Приложения N 01 к Правилам торгов установлено, что срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику.
Для целей расчета срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) поставщик использует данные ГВЦ - филиала общества "РЖД" и (или) данные ЭТРАН, и (или) данные из иной автоматизированной базы данных общества "РЖД" в электронном формате, при этом дата прибытия цистерн определяется по сведениям о дате прибытия на станцию назначения (груженый рейс), а дата передачи порожней цистерны - по дате оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс).
Согласно подпункту 06.19.3. пункта 06.19. Приложения N 01 к Правилам торгов покупатель обязуется обеспечить слив товара и передать порожние цистерны перевозчику в срок, указанный в подпункте 06.19.1. Приложения N 01 к Правилам торгов.
В силу подпункта 06.19.4. пункта 06.19. Приложения N 01 к Правилам торгов отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику. Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем цистерн и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
Ссылаясь на данные ГВЦ общества "РЖД", общество "НК "Роснефть" указывает на то, что обществом "Оптан-Уфа" допущен также простой 193 вагонов-цистерн на станции назначения, общим количеством 667 суток.
Пунктом 17.05. Приложения N 01 к Правилам торгов предусмотрено, что в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку:
- в размере 1 500 (полторы тысячи) рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
- или возмещает документально подтвержденные расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми поставщиком заключены Договоры на организацию транспортировки Товара покупателя.
Право выбора порядка определения неустойки (фиксированная сумма) или возмещение расходов принадлежит поставщику.
При этом пунктом 06.18. Приложения N 01 к Правилам торгов установлено, что покупатель отвечает за действия своих контрагентов и грузополучателей, как за свои собственные.
Также в соответствии с подпунктом 06.19.9. пункта 06.19. Приложения N 01 к Правилам торгов покупатель отвечает за соблюдение грузополучателем срока нахождения арендованных цистерн поставщика (цистерн, предоставленных поставщиком для транспортировки Товара покупателя) на станции назначения (на путях общего пользования станции назначения и/или на подъездных путях грузополучателя и/или путях необщего пользования организаций, с которыми у покупателя (грузополучателя) заключены договоры на подачу-уборку вагонов и/или договоры на эксплуатацию пути необщего пользования), как за свои собственные.
Получив информацию о фактах сверхнормативного простоя вагонов, обществом "НК Роснефть" в адрес покупателя были направлены претензии от 30.01.2017, 02.03.2017, 09.03.2017, 15.03.2017, 21.03.2017, 14.06.2017, 11.07.2017, 24.07.2017, 25.07.2017, 27.07.2017, 28.07.2017, 04.09.2017, 04.10.2017, 05.10.2017, 13.11.2017, 06.12.2017, 18.12.2017 об уплате штрафа за сверхнормативный простой цистерн в размере 1 000 500 руб.
В подпункте 06.19.8. пункта 06.19. Приложения N 01 к Правилам торгов стороны предусмотрели, что в случае несогласия покупателя с данными по сверхнормативному простою цистерн, указанными поставщиком в претензии, покупатель обязан в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения претензии предоставить поставщику оформленные и заверенные надлежащим образом грузополучателем копии транспортных железнодорожных накладных (груженый рейс) с проставленной датой в графе "Прибытие на станцию назначения" и памяток приемосдатчика (Форма ГУ - 45) с проставленной датой в графе "уборка" вместе с ведомостями подачи и уборки вагонов (Форма ГУ - 46) с проставленными отметками в пункте "Время уборки".
Неисполнение обществом "Оптан-Уфа" в добровольном порядке требований о выплате суммы штрафа, послужило основанием для обращения общества "НК "Роснефть" с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, пришел к выводу о том, что начисление штрафа произведено истцом правомерно на основании согласованных условий Генерального соглашения от 15.06.2015, Генерального соглашения от 18.07.2016, в связи с чем, в отсутствие доказательств его оплаты со стороны ответчика, удовлетворил исковые требования в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу норм статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с нормой пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В заключенных сторонами соглашениях предусмотрена обязанность ответчика возвратить порожние вагоны в согласованные сторонами сроки и, соответственно, предусмотрена ответственность покупателя за нарушение согласованных сторонами в договорах сроков в виде неустойки (пункты 15.05. Приложения N 01, 17.05. Приложения N 01).
В силу части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Исследовав и оценив доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями норм статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе информацию из автоматизированной базы данных общества "РЖД", детализированный расчет штрафа с указанием дат прибытия спорных вагонов с грузом и даты отправления порожних вагонов обратно, а также акта общей формы от 14.10.2017 N 1/14895, суды признали доказанным факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по возврату порожних вагонов/цистерн свыше установленных соглашениями сроков.
Приняв во внимание условия Генерального соглашения от 15.06.2015, Генерального соглашения от 18.07.2016, руководствуясь положениями норм статей 15, 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу об обоснованности привлечения общества "Оптан-Уфа" к предусмотренной пунктами 15.05., 17.05 названных соглашений ответственности в виде уплаты неустойки в общей сумме 721 500 руб.
Проверив расчет истца, составленный с указанием номеров вагонов (цистерн), железнодорожных накладных, периода простоя и суммы договорной неустойки по спорным вагонам (цистерн), и признав его арифметически верным, в отсутствие доказательств добровольной оплаты штрафных санкций, суды правомерно удовлетворили исковые требования полностью. При этом суды не нашли оснований для применения норм статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижения размера начисленной неустойки.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что ответчик, будучи профессиональным участником отношений по поставке нефтепродуктов, в том числе, железнодорожным транспортом, мог и должен был разумно и добросовестно оценить условия относительно срока возврата порожних вагонов и реальности надлежащего исполнения обязательства в указанной части. Таким образом, приступив к исполнению договорных обязательств, ответчик принял на себя риски предпринимательской деятельности, установленные положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, на что также верно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Доводы заявителя жалобы о том, что отсутствие заготовки перевозочных документов на отправку спорных порожних вагонов в автоматизированной системе, которые должен был оформить собственник, что послужило причиной задержки вагонов, а также довод относительно необоснованности начисления штрафа за простой вагона-цистерны N 54074679, поскольку простой данного вагона связан объективным фактором в виде не разбора поезда обществом "РЖД", являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и отклонены с указанием соответствующих мотивов.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что в силу положений пункта 22 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28 (ред. от 03.10.2011), оформить перевозочный документ и предъявить собственный порожний вагон к перевозке имеет право любое лицо, имеющее полномочие или указание владельца вагона на предъявление его порожнего вагона к перевозке, выданное в письменной форме, в том числе с использованием телеграфных или иных средств связи.
Принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства и поведение лиц, участвующих в деле при исполнении спорных соглашений, суды пришли к обоснованным выводам о том, что ответчик, заключая Генеральное соглашение от 15.06.2015, Генеральное соглашение от 18.07.2016, принял на себя обязательства в случае поставки продукции в в/цистернах грузоперевозчика обеспечить своевременный возврат порожних вагонов (цистерн).
При указанных обстоятельствах, ответчик должен был принять все меры для надлежащего исполнения обязательств по спорному соглашению.
Таким образом, как верно отметил суд апелляционной инстанции, отсутствие заготовок электронных накладных на возврат порожних вагонов (цистерн) в автоматизированной системе ЭТРАН, не является обстоятельством, которые позволили бы освободить ответчика от ответственности в виде неустойки либо сделать вывод об отсутствии просрочки со стороны ответчика в исполнение обязательства, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательств того, что ответчиком предпринимались какие-либо действия для разрешения ситуаций, связанных с простоем вагонов (цистерн).
Изложенные в кассационной жалобе доводы направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств и не могут быть положены в основу отмены обжалованных судебных актов, поскольку заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "Оптан-Уфа" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражный суд Республики Башкортостан от 04.07.2019 по делу N А07-9439/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптан-Уфа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Черемных |
Судьи |
Т.Л. Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя жалобы о том, что отсутствие заготовки перевозочных документов на отправку спорных порожних вагонов в автоматизированной системе, которые должен был оформить собственник, что послужило причиной задержки вагонов, а также довод относительно необоснованности начисления штрафа за простой вагона-цистерны N 54074679, поскольку простой данного вагона связан объективным фактором в виде не разбора поезда обществом "РЖД", являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и отклонены с указанием соответствующих мотивов.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что в силу положений пункта 22 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28 (ред. от 03.10.2011), оформить перевозочный документ и предъявить собственный порожний вагон к перевозке имеет право любое лицо, имеющее полномочие или указание владельца вагона на предъявление его порожнего вагона к перевозке, выданное в письменной форме, в том числе с использованием телеграфных или иных средств связи."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2020 г. N Ф09-9480/19 по делу N А07-9439/2019