Екатеринбург |
|
19 февраля 2020 г. |
Дело N А71-1723/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Сулейменовой Т.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртнефть" (далее - общество "Удмуртнефть") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А71-1723/2019.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Удмуртнефть" - Русских А.Н. (доверенность от 24.01.2019 N 017).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к обществу "Удмуртнефть" о взыскании 162502 руб. 61 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и(или) рассеивании попутного нефтяного газа на Лудошурском месторождении нефти за 2017 год.
Решением суда от 07.06.2019 исковые требования удовлетворены: с общества "Удмуртнефть" взыскано в доход бюджета 162502 руб. 61 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Удмуртнефть" просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, принять по делу новое решение. Заявитель жалобы, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148, приводит доводы об отсутствии оснований для доначисления платы, при этом полагает, что дополнительный коэффициент Кпр равный 25, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в рассматриваемом случае не должен применяться.
В отзыве на кассационную жалобу Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (правопреемник истца) просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 07.03.2018 общество "Удмуртнефть" представило в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год. При проверке данной декларации выявлено, что общество "Удмуртнефть" в расчете суммы платежа за выбросы загрязняющих веществ весь фактический выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух, содержащегося в сожженном и (или) рассеянном объеме попутного нефтяного газа отразило в разделе 1.1 декларации, и не применяло коэффициент Кпр=25 в случае превышения предельно допустимого показателя сжигания (5%), в результате чего образовалась недоимка по плате за негативное воздействие на окружающую среду по Лудошурскому месторождению нефти в сумме 162502 руб. 61 коп.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике в адрес общества "Удмуртнефть" направлено требование от 07.12.2018 N 84/1 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое получено ответчиком 12.12.2018 и в добровольном порядке не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия у ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 162502 руб. 61 коп. в результате неверного ее исчисления без применения коэффициента Кпр к объему выбросов загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимое значение показателя сжигания.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 утверждено Положение об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа (далее - Положение).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 плата за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, добытого на участках недр, предоставленных в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке в пользование, исчисляется в соответствии с правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом особенностей, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим Постановлением.
В пункте 3 указанного Постановления установлено предельно допустимое значение показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания попутного нефтяного газа в размере не более 5 процентов объема добытого попутного нефтяного газа.
В соответствии с пунктом 10 Положения плата за выбросы исчисляется для пользователя недр в зависимости от интегрального и фактического показателей сжигания.
В случае если интегральный и (или) фактический показатель сжигания превышает предельно допустимое значение показателя сжигания, размер платы за выбросы исчисляется как сумма:
платы за выбросы, рассчитанной в отношении объема сожженного и (или) рассеянного попутного нефтяного газа, не превышающего объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания, в соответствии с абзацем вторым данного пункта;
платы за выбросы (как за сверхлимитное загрязнение), рассчитанной в отношении объема сожженного и (или) рассеянного попутного нефтяного газа, превышающего объем, соответствующий предельно допустимому значению показателя сжигания, которая определяется по формуле: Pсд атм = Kпр x Kнмм x *i=1Kот x K x Hплi атм x (Mфi атм - Mдi атм).
Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с разделом 1.1. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (приложение 2 к Приказу Минприроды России от 09.01.2017 N 3) в столбце 12 указывается коэффициент Кпр, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, равный 25.
В разделе 1.2 декларации в столбце 3 значение показателя определяется как разность всей массы фактического выброса загрязняющего вещества и массы выброса данного вещества в фактическом объеме сожженного на факельных установках и (или) рассеянного попутного нефтяного газа, соответствующем предельно допустимому значению показателя сжигания.
С учетом изложенного, как верно указали суды, в данном случае, понятие коэффициента Кпр в части превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух применимо только к объему выбросов, не превышающих предельно допустимое значение показателя сжигания (5%). Масса выброса загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимое значение показателя сжигания, в целях исчисления платы за выбросы приравнивается к сверхлимитному загрязнению, признается превышающей установленные ПДВ и ВСВ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год общество "Удмуртнефть" при исчислении платы не применило повышающий коэффициент Кпр=25 к фактическим выбросам загрязняющего вещества, превышающим предельно допустимое значение показателя сжигания. В результате неверного ее исчисления без применения коэффициента Кпр к объему выбросов загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимое значение показателя сжигания, образовалась задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 162502 руб. 61 коп.
При этом судами правомерно отклонены доводы общества "Удмуртнефть" о том, что в рассматриваемом случае дополнительный коэффициент Кпр=25 не подлежит применению, со ссылкой на пункт 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 6 Положения, поскольку указанные нормы регулируют применение дополнительного коэффициента К=25 (а не дополнительного коэффициента Кпр=25), при этом в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 прямо указано, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, добытого на участках недр, предоставленных в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке в пользование, исчисляется в соответствии с правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом особенностей, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим Постановлением.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что задолженность общества "Удмуртнефть" по уплате платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа на Лудошурском месторождении нефти за 2017 год, составила 162502 руб. 61 коп.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств и просит еще раз пересмотреть данное дело по существу и переоценить имеющиеся в деле доказательства. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.06.2019 по делу N А71-1723/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртнефть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год общество "Удмуртнефть" при исчислении платы не применило повышающий коэффициент Кпр=25 к фактическим выбросам загрязняющего вещества, превышающим предельно допустимое значение показателя сжигания. В результате неверного ее исчисления без применения коэффициента Кпр к объему выбросов загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимое значение показателя сжигания, образовалась задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 162502 руб. 61 коп.
При этом судами правомерно отклонены доводы общества "Удмуртнефть" о том, что в рассматриваемом случае дополнительный коэффициент Кпр=25 не подлежит применению, со ссылкой на пункт 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 6 Положения, поскольку указанные нормы регулируют применение дополнительного коэффициента К=25 (а не дополнительного коэффициента Кпр=25), при этом в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 прямо указано, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, добытого на участках недр, предоставленных в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке в пользование, исчисляется в соответствии с правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом особенностей, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим Постановлением."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 февраля 2020 г. N Ф09-9622/19 по делу N А71-1723/2019