г. Пермь |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А71-1723/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии:
от истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (ИНН 1831099255, ОГРН 1041800269928): представители не явились;
от ответчика открытого акционерного общества "Удмуртнефть" (ИНН 1831034040, ОГРН 1021801147774): Русских А.Н. по доверенности от 24.01.2019, Корепанова Л.З. по доверенности от 06.06.2019;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика открытого акционерного общества "Удмуртнефть"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 07 июня 2019 года по делу N А71-1723/2019,
принятое судьей Иютиной О.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике
к открытому акционерному обществу "Удмуртнефть"
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к открытому акционерному обществу "Удмуртнефть" (далее ответчик, ОАО "Удмуртнефть") о взыскании 162502 руб. 61 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и(или) рассеивании попутного нефтяного газа на Лудошурском месторождении нефти за 2017 год.
Решением Арбитражного суда Удмуртской республики от 07.06.2019 исковые требования удовлетворены: с ОАО "Удмуртнефть" взыскано в доход бюджета 162502 руб. 61 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик ОАО "Удмуртнефть" обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы об отсутствии оснований для дочисления платы, при этом полагает, что дополнительный коэффициент Кпр равный 25, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в рассматриваемом случае не должен применяться. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика поддержали данные доводы.
Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции (в составе судей Варакса Н.В., Васева Е.Е., Грибиниченко О.Г.), состоявшемся 18.09.2019, в соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 09 час. 45 мин. 23.09.2019.
23.09.2019 судья Васева Е.Е. отсутствует ввиду нахождения в отпуске, в связи с чем на основании п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 произведена замена судьи Васевой Е.Е. на судью Муравьеву Е.Ю. Рассмотрение дела начато сначала.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 07.03.2018 ОАО "Удмуртнефть" представило в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год. При проверке данной декларации выявлено, что ОАО "Удмуртнефть" в расчете суммы платежа за выбросы загрязняющих веществ весь фактический выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух, содержащегося в сожженном и (или) рассеянном объеме попутного нефтяного газа отразило в разделе 1.1 декларации, и не применяло коэффициент Кпр=25 в случае превышения предельно допустимого показателя сжигания (5%), в результате чего образовалась недоимка по плате за негативное воздействие на окружающую среду по Лудошурскому месторождению нефти в сумме 162502 руб. 61 коп.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике в адрес ОАО "Удмуртнефть" направлено требование от 07.12.2018 N 84/1 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое получено ответчиком 12.12.2018 и в добровольном порядке не исполнено.
В связи с чем Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике в арбитражный суд с указанными выше исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности наличия у ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 162502 руб. 61 коп. в результате неверного ее исчисления без применения коэффициента Кпр к объему выбросов загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимое значение показателя сжигания.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В ст. 16 данного Федерального закона установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 утверждено Положение об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 плата за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, добытого на участках недр, предоставленных в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке в пользование, исчисляется в соответствии с правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 13 ст. 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом особенностей, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим Постановлением.
В п. 3 указанного Постановления установлено предельно допустимое значение показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания попутного нефтяного газа в размере не более 5 процентов объема добытого попутного нефтяного газа.
В соответствии с п. 10 Положения об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148, плата за выбросы исчисляется для пользователя недр в зависимости от интегрального и фактического показателей сжигания.
В случае если интегральный и (или) фактический показатель сжигания превышает предельно допустимое значение показателя сжигания, размер платы за выбросы исчисляется как сумма:
платы за выбросы, рассчитанной в отношении объема сожженного и (или) рассеянного попутного нефтяного газа, не превышающего объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания, в соответствии с абзацем вторым данного пункта;
платы за выбросы (как за сверхлимитное загрязнение), рассчитанной в отношении объема сожженного и (или) рассеянного попутного нефтяного газа, превышающего объем, соответствующий предельно допустимому значению показателя сжигания, которая определяется по формуле:
Pсд атм = Kпр x Kнмм x i=1Kот x K x Hплi атм x (Mфi атм - Mдi атм),
где:
Кпр - повышающий коэффициент, применяемый к ставке платы за выбросы в части объема или массы, превышающих объем или массу, установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, значение которого с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2019 г. равно 25;
Kнмм - дополнительный коэффициент, применяемый в случае, установленном пунктом 2(1) данного Положения, значение которого в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г. и с 1 января 2031 г. равно 1, а с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2030 г. - 0,25;
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2... n);
Кот - дополнительный коэффициент к ставкам платы за выбросы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, равный 2;
К - дополнительный коэффициент, значение которого равно:
25 - в случае, установленном п. 2 данного Положения, за исключением случая, когда пользователем недр осуществляется реализация проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа в отчетном периоде. При реализации пользователем недр в отчетном периоде проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа дополнительный коэффициент К в случае, установленном абз. 2 п. 7 данного Положения, равен 1, в случае, установленном абз. 3 п. 7 данного Положения, - произведению 25 и показателя, исчисляемого как разница между 1 и показателем покрытия затрат, рассчитанным в соответствии с п. 17 и п. 22 данного Положения;
120 - в случае, установленном п. 5 данного Положения;
Нплi атм - ставка платы за выбросы i-го загрязняющего вещества;
Мфi атм - выбросы i-го загрязняющего вещества в фактическом объеме сожженного на факельных установках и (или) рассеянного попутного нефтяного газа, определяемом пользователем недр по результатам замеров;
Мдi атм - выбросы i-го загрязняющего вещества в фактическом объеме сожженного на факельных установках и (или) рассеянного попутного нефтяного газа, соответствующем предельно допустимому значению показателя сжигания.
Доводы ОАО "Удмуртнефть" о том, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике необоснованно применены дополнительный коэффициент К=25, судом отклонены, поскольку из представленного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике расчета следует, что в рассматриваемом случае при исчислении платы за выбросы дополнительный коэффициент К=25 не применялся.
Доводы ОАО "Удмуртнефть" о том, что в рассматриваемом случае дополнительный коэффициент Кпр=25 не подлежит применению, со ссылкой на п. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 6 Положения об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148, судом отклонены, поскольку указанные нормы регулируют применение дополнительного коэффициента К=25 (а не дополнительного коэффициента Кпр=25), при этом в п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 прямо указано, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, добытого на участках недр, предоставленных в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке в пользование, исчисляется в соответствии с правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 13 ст. 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом особенностей, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим Постановлением.
Доводы ОАО "Удмуртнефть" о том, что дополнительный коэффициент Кпр=25, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не подлежит применению, поскольку разрешениями на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух ОАО "Удмуртнефть" вся масса загрязняющих веществ от сжигания попутного нефтяного газа разрешена к выбросу, судом обоснованно отклонены по следующим основаниям.
Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с разделом 1.1. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (приложение 2 к приказу Минприроды России от 09.01.2017 N 3) в столбце 12 указывается коэффициент Кпр, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, равный 25.
В разделе 1.2 декларации в столбце 3 значение показателя определяется как разность всей массы фактического выброса загрязняющего вещества и массы выброса данного вещества в фактическом объеме сожженного на факельных установках и (или) рассеянного попутного нефтяного газа, соответствующем предельно допустимому значению показателя сжигания.
То есть, в данном случае, понятие коэффициента Кпр в части превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух применимо только к объему выбросов, не превышающих предельно допустимое значение показателя сжигания (5%). Масса выброса загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимое значение показателя сжигания, в целях исчисления платы за выбросы приравнивается к сверхлимитному загрязнению, признается превышающей установленные ПДВ и ВСВ.
Как следует из материалов дела, в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год ОАО "Удмуртнефть" при исчислении платы не применило повышающий коэффициент Кпр=25 к фактическим выбросам загрязняющего вещества, превышающим предельно допустимое значение показателя сжигания. В результате неверного ее исчисления без применения коэффициента Кпр к объему выбросов загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимое значение показателя сжигания образовалась задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 162502 руб. 61 коп.
Каких либо доводов и возражений по арифметическому расчету задолженности в сумме 162502 руб. 61 коп. ответчиком ОАО "Удмуртнефть" не заявлено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике о взыскании ОАО "Удмуртнефть") о взыскании 162502 руб. 61 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа на Лудошурском месторождении нефти за 2017 год.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 июня 2019 года по делу N А71-1723/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртнефть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1723/2019
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике
Ответчик: ОАО "Удмуртнефть"