Екатеринбург |
|
03 марта 2020 г. |
Дело N А34-11464/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Гавриленко О. Л., Ященок Т. П.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Кургане Курганской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Курганской области от 17.10.2019 по делу N А34-11464/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
Управления - Михайлова Д.М. (доверенность от 09.01.2020 N 16, диплом);
государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Кургана Курганской области" (далее - учреждение) - Кондратьева И.С. (доверенность от 18.02.2020), Малахова Л.П. (директор, приказ от 30.07.2018 N 121Л, от 29.01.2019 N 152Л).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения Управления от 02.07.2019 N 055S19190002726 в части привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), в виде штрафа 3 319 000 руб.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 17.10.2019 (судья Леонова Ю.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 (судьи Бояршинова Е.В., Костин В.Ю., Скобелкин А.П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения недействительным отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Пенсионный фонд полагает, что после установленного срока предоставление сведений, в отношении лиц, сведения о которых не отражены в форме СЗВ-СТАЖ за соответствующий отчетный период, не является исправлением ошибки, а свидетельствует о нарушении установленных сроков, поскольку сведения в отношении части застрахованных лиц по указанной форме за отчетный период представлены впервые.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, учреждением 27.02.2019 представлены в Управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" (далее - СЗВ-СТАЖ) (исходная) за 2018 год в отношении 145 застрахованных лиц, которые приняты Пенсионным фондом, что зафиксировано в протоколе проверки отчетности.
Позднее, 14.03.2019, учреждением представлена дополняющая форма СЗВ-СТАЖ, однако отчет не принят и в адрес учреждения направлены разъяснения по выгрузке формы СЗВ-СТАЖ.
Учреждением 22.03.2019 повторно представлена дополняющая форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении 6 638 безработных граждан, документ Управлением принят.
Управлением проведена проверка отчетности по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2018 год, в ходе которой установлено нарушение, выразившееся в несвоевременном представлении сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 6638 застрахованных лиц, о чем составлен акт от 23.05.2019 N 055S18190002397 и принято оспариваемое решение от 02.07.2019 N 055S19190002726, которым учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 3 319 000 руб.
Управлением 23.07.2019 учреждению выставлено требование N 055S01190003080 об уплате в срок до 12.08.2019 финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в сумме 3 319 000 руб.
Полагая, что указанное решение не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из отсутствия правовых основания для привлечения страхователя к ответственности.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ обязано представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются по формам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п (далее - Постановление N 3п) "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений".
В соответствии с приложением 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ - выбирают один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
При заполнении формы отчета СЗВ-СТАЖ, согласно п. 2.1.5 Постановления N 3п, в позиции "тип сведений" знаком "Х" отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с п. 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, (далее - Инструкция) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (п. 39 Инструкции).
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст. 11 названного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, возможно не применять.
В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Как установлено судами, корректировка представленных в установленный срок страхователем сведений за спорный период произведена самостоятельно, путем представления 22.03.2019 дополняющей формы СЗВ-СТАЖ, что исключает возможность привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Принимая во внимание указанное выше, суды пришли к верному выводу об отсутствии у пенсионного фонда правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности, признав оспариваемое решение недействительным.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 17.10.2019 по делу N А34-11464/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Кургане Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, возможно не применять.
...
Как установлено судами, корректировка представленных в установленный срок страхователем сведений за спорный период произведена самостоятельно, путем представления 22.03.2019 дополняющей формы СЗВ-СТАЖ, что исключает возможность привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
...
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 марта 2020 г. N Ф09-775/20 по делу N А34-11464/2019