Екатеринбург |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А71-14642/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Кангина А. В., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего Негосударственного пенсионного фонда "Время" - государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.11.2019 по делу N А71-14642/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Комитета по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики (далее - Комитет) - Гарапова И.Р. (доверенность от 25.09.2019 N 1);
Государственного казенного учреждения "Государственный архив социально-правовых документов Удмуртской Республики" (далее - учреждение) - Байкова П.Ю. (приказ от 13.09.2019 N 158-л).
Конкурсный управляющий фонда обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия учреждения, выразившееся в непринятии на хранение от конкурсного управляющего фонда на безвозмездной основе документов по личному составу, образовавшихся в процессе деятельности фонда; обязании учреждения безвозмездно принять на хранение от конкурсного управляющего фонда документы по личному составу, образовавшиеся в процессе деятельности фонда.
Решением суда первой инстанции от 26.11.2019 (судья Калинин Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020 (судьи Савельева Н.М., Голубцов В.Г., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), пункта 3.9 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 N 03-33/пс. При этом фонд полагает, что не имеет значения, к какой форме собственности относятся организации, передающие документы на хранение. Кроме того, фонд отмечает, что взимание платы за совершение обязательных мероприятий из средств конкурсной массы не соответствует публично - правовым целям защиты прав кредиторов, вкладчиков, застрахованных лиц, поскольку противоречит их законным интересам.
В отзывах на кассационную жалобу учреждение и Комитет просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу фонда - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 01.10.2018 конкурсный управляющий фонда обратился в Комитет с заявлением N 6/32303 о принятии на хранение документов. В ответ на заявление Комитет разъяснил о возмездном характере оказания услуг по передаче на хранение в государственный архив архивных документов, являющихся собственностью организации, не отнесенных к собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной.
Конкурсный управляющий фонда 01.07.2019 обратился в учреждение с заявлением N 56К/79060 о принятии на архивное хранение документов по личному составу, образовавшихся в деятельности фонда. Учреждение в письме от 02.07.2019 указало, что прием документов фонда возможен на основании договора, заключенного между Конкурсным управляющим фонда и учреждением на возмездной основе.
Считая бездействие учреждения, выразившееся в непринятии на хранение от конкурсного управляющего фонда на безвозмездной основе документов по личному составу незаконным, конкурсный управляющий фонда обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 129 Федерального закона N 127-ФЗ установлена обязанность конкурсного управляющего передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона N 125-ФЗ архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, реализуемая через деятельность архива.
В соответствии со статьями 7 - 9 Федерального закона N 125-ФЗ архивные документы классифицируются на архивные документы, относящиеся к государственной, муниципальной и частной собственности.
К собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные документы государственных органов и организаций субъекта Российской Федерации. К частной собственности относятся архивные документы организаций, действующих на территории Российской Федерации, и не являющихся государственными или муниципальными (часть 2 статьи 7, пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 125-ФЗ).
На основании пункта 10 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
В силу пункта 2.2 Положения о предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности государственных архивов Удмуртской Республики, утвержденного приказом Комитета от 27.12.2006 N 116-п, разработанным в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и уставами государственных архивных учреждений, подведомственных Комитету в целях упорядочения и совершенствования деятельности государственных архивов Удмуртской Республики по привлечению средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности государственных архивов Удмуртской Республики, государственные архивы выполняют платные работы и оказывают платные услуги на основании соответствующих договоров, заключаемых с физическими и юридическими лицами.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с пунктом 3.3 Устава учреждения доходы от использования или продажи имущества учреждения и платных услуг, оказываемых учреждением, средства безвозмездных поступлений и от иной приносящей доход деятельности учреждения поступают в бюджет Удмуртской Республики.
Учреждение направило в адрес конкурсного управляющего фонда письмо от 02.07.2019 N 01-41/425, которым разъяснено, что в силу части 10 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ конкурсный управляющий обязан передать в архив на хранение документы по личному составу ликвидируемой негосударственной организации на основании договора возмездного оказания услуг. В соответствии с Прейскурантом цен на работы и услуги, выполняемые (оказываемые) государственными казенными учреждениями, подведомственными Комитету, на платной основе, стоимость хранения документов по личному составу фонда в количестве 50 единиц хранения составит 32 610 руб. 17 коп.
Доказательств того, что документы по личному составу фонда относятся к архивным документам государственной или муниципальной собственности, суду не представлено.
При этом судами верно отмечено, что не имеет правового значения финансовое состояние фонда и факт его нахождения в процедуре банкротства.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого бездействия учреждения незаконным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных фондом требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иное толкование конкурсным управляющим фонда положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В связи с тем, что заявителю кассационной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, доказательства ее уплаты в заседание суда кассационной инстанции не представлены, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с конкурсного управляющего фонда в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.11.2019 по делу N А71-14642/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего Негосударственного пенсионного фонда "Время" - государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" - без удовлетворения.
Взыскать с конкурсного управляющего Негосударственного пенсионного фонда "Время" - государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" в доход федерального бюджета 1500 рублей по кассационной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 10 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
...
Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
...
Учреждение направило в адрес конкурсного управляющего фонда письмо от 02.07.2019 N 01-41/425, которым разъяснено, что в силу части 10 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ конкурсный управляющий обязан передать в архив на хранение документы по личному составу ликвидируемой негосударственной организации на основании договора возмездного оказания услуг. В соответствии с Прейскурантом цен на работы и услуги, выполняемые (оказываемые) государственными казенными учреждениями, подведомственными Комитету, на платной основе, стоимость хранения документов по личному составу фонда в количестве 50 единиц хранения составит 32 610 руб. 17 коп."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2020 г. N Ф09-2260/20 по делу N А71-14642/2019