Екатеринбург |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А71-11391/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Фоминой К.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (далее - общество, управляющая организация, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.08.2019 по делу N А71-11391/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Удмуртской Республики приняли участие представители:
общества - Бушмакина С.А. (доверенность от 09.12.2019 N 1);
Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ижевска (далее - управление, заинтересованное лицо) - Попонина Л.В. (доверенность от 09.01.2020 N 5/Д).
Полномочия представителей проверены Арбитражным судом Удмуртской Республики.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к управлению о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в актуализации перечня управляющих организаций для управления многоквартирным домом (далее - перечень), в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Решением суда от 30.08.2019 (судья Якушев В.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 (судьи Грибиниченко О.Г., Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы настаивает на неправомерности оспариваемого бездействия управления и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку право управляющей организации на исключение из перечня на основании ее заявления установлено подпунктом "д" пункта 7 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616). Общество полагает, что положения абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616 не исключают обязанность управления провести актуализацию перечня и не лишают заявителя права на обращение с заявлением об исключении его из перечня. Общество настаивает на том, что положения Правил N 1616 носят характер публичной оферты (часть 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку исходя из положений подпунктов "а", "б" пункта 1 Правил N 1616 решение должно содержать существенные условия договора управления. Заявитель жалобы полагает, что к рассматриваемому спору по аналогии закона подлежат применению положения об отзыве акцепта (пункт 1 статьи 6, статья 439 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отзыв согласия, сообщение о котором поступило сторонам сделки до ее совершения, считается своевременным и состоявшимся, а последствия, предусмотренные статьей 439 Гражданского кодекса Российской Федерации, не наступившими.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить кассационную жалобу общества без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Как следует из материалов дела, общество, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами N 018-000010 от 13.04.2015, обратилось в управление с заявлением от 07.03.2019 N исх-0317 о включении общества в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Постановлением администрации города Ижевска от 10.04.2019 N 741 утвержден перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в который под номером 2 включено общество.
Общество обратилось 26.06.2019 в управление и к главе муниципального образования "Город Ижевск" с заявлением от 26.06.2019 N исх0932 об исключении его из указанного перечня в связи с отсутствием возможности принять в данный момент многоквартирные дома.
Письмом от 01.07.2019 N 3542/01-29 оформлен отказ управления обществу в актуализации перечня организаций путем исключения из него общества, мотивированный непринятием в отношении данного юридического лица решения об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом; также указано на возможность повторного обращения в управление после принятия такого решения.
Заявитель, не согласившись с отказом в актуализации перечня управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционных инстанций исходили из отсутствия оснований для признания оспариваемого бездействия управления недействительным, поскольку на дату обращения общества в управление с заявлением от 26.06.2019 оснований для актуализации перечня не имелось.
Судами первой и апелляционной инстанций отмечено, что в силу пункта 8 Правил N 1616 право управляющей организации подать заявление об исключении из перечня наступает только после определения данной управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 этой статьи, но не более одного года.
В силу пункта 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02. 2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (пункт 6 Правил N 1616).
В силу подпункта "д" пункта 7 Правил N 1616 перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления перечисленных в п. 7 Правил N 1616, в частности, со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций. При этом согласно абзацу третьему пункта 8 Правил N 1616 управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из Перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из данного Перечня.
Суды исходили из того, что исключение из Перечня осуществляется по заявлению организации, являющейся управляющей, а не только включенной в перечень организаций для управления многоквартирным домом.
Из взаимосвязанного толкования подпункта "д" пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616 следует именно этот вывод, и целью такого порядка актуализации перечня, учитывая положения статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 4 Правил N 1616, является защита гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации права граждан на жилище, прав и законных интересов собственников помещений и пользователей помещениями в многоквартирных домах, в которых собственники помещений не выбрали способ управления или не реализовали выбранный способ управления, не определили управляющую организацию, с тем, чтобы такие многоквартирные дома не находились без управления, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения общества в суд послужил отказ управления в исключении управляющей организации из перечня организаций по ее заявлению, мотивированный отсутствием оснований, предусмотренных положениями Правил N 1616, для актуализации перечня организаций.
Судами установлено, что постановлением администрации города Ижевска от 10.04.2019 N 741 утвержден перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. Общество 07.03.2019 включено в данный перечень.
Управляющая организация 26.06.2019 обратилась в управление и к главе муниципального образования "Город Ижевск" с заявлением от 26.06.2019 N исх-0932 об исключении его из указанного перечня в связи с отсутствием возможности на данный момент принять в управление многоквартирные дома.
Письмом от 01.07.2019 N 3542/01-29 управление отказало обществу в актуализации перечня организаций путем исключения из него общества, поскольку в отношении последнего не принято решение об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом.
Руководствуясь положениями подпункта "д" пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616, установив, что по состоянию на дату обращения общества с заявлением об исключении его из перечня (26.06.2019) и составления ответчиком письма об отказе в актуализации перечня (01.07.2019), решение об определении общества в качестве управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом не принято, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что отказ управления соответствует закону и прав заявителя не нарушает.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечено, что аналогичная позиция изложена в письме Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.08.2019 N 30152-СН/04, составленном в ответ на запрос управления от 17.07.2019 N 4050/01-29.
Все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного дела, судами установлены, нормы права применены к установленным обстоятельствам правильно.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судами не допущено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.08.2019 по делу N А71-11391/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из взаимосвязанного толкования подпункта "д" пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616 следует именно этот вывод, и целью такого порядка актуализации перечня, учитывая положения статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 4 Правил N 1616, является защита гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации права граждан на жилище, прав и законных интересов собственников помещений и пользователей помещениями в многоквартирных домах, в которых собственники помещений не выбрали способ управления или не реализовали выбранный способ управления, не определили управляющую организацию, с тем, чтобы такие многоквартирные дома не находились без управления, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2020 г. N Ф09-1477/20 по делу N А71-11391/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1477/20
05.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15775/19
30.08.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-11391/19
09.07.2019 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-11391/19