г. Пермь |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А71-11391/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "УК - Ижкомцентр": Бушмакина С.А., паспорт, доверенность N 1 от 12.12.2018, диплом КА 50952 N 150751 от 12.07.2011;
от заинтересованного лица, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска г. Ижевск: Попонина Л.В., паспорт, доверенность N 5/Д от 07.02.2019, диплом N 1868 от 02.07.2002;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "УК - Ижкомцентр",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 30 августа 2019 года по делу N А71-11391/2019,
принятое судьей Якушевым В.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК - Ижкомцентр" (ОГРН 1111841013811, ИНН 1841022974)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска г. Ижевск (ОГРН 1071840007909, ИНН 1833046562)
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (далее - ООО "УК-Ижкомцентр", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - Управление ЖКХ, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в актуализации перечня управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 августа 2019 года (резолютивная часть 26 августа 2019 года) по делу N А71-11391/2019 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель указывает, что исключение управляющей организации из Перечня должно осуществляться на основании заявления управляющей организации, что установлено подпунктом "д" пункта 7 Правил. Положения абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616 не исключают обязанность Управления ЖКХ провести актуализацию Перечня и не лишают заявителя права на обращение с заявлением об исключении его из Перечня. Положения Правил N 1616 носят характер публичной оферты (часть 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку исходя из положений подпунктов "а", "б" пункта 1 Правил N 1616 решение должно содержать существенные условия договора управления. К спору по аналогии закона подлежат применению положения об отзыве акцепта (пункт 1 статьи 6, статья 439 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отзыв согласия, сообщение о котором поступило сторонам сделки до ее совершения, считается своевременным и состоявшимся, а последствия, предусмотренные статьей 439 Гражданского кодекса Российской Федерации, не наступившими.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с использованием видеоконференц-связи представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, указанным в отзыве. Просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "УК-Ижкомцентр", имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами N 018-000010 от 13.04.2015, обратилось в Управление ЖКХ с заявлением от 07.03.2019 N исх-0317 о включении ООО "УК-Ижкомцентр" в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Постановлением Администрации города Ижевска от 10.04.2019 N 741 утвержден перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в который под номером 2 включено ООО "УК-Ижкомцентр" (л.д. 17-18).
26.06.2019 общество обратилось в Управление ЖКХ и к Главе муниципального образования "Город Ижевск" заявлением от 26.06.2019 N исх-0932 об исключении его из вышеуказанного перечня в связи с отсутствием возможности принять в данный момент многоквартирные дома.
Письмом от 01.07.2019 N 3542/01-29 Управление ЖКХ отказало обществу в актуализации перечня организаций путем исключения из него ООО "УК-Ижкомцентр", поскольку в отношении общества не принято решение об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом; после принятия такого решения ООО "УК-Ижкомцентр" вправе повторно обратиться с данным заявлением (л.д. 19).
Заявитель, не согласившись с отказом в актуализации перечня управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65, часть 5 ст. 200 АПК РФ).
Как установлено частью 17 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 этой статьи, но не более одного года.
В силу пункта 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (пункт 6 Правил N 1616).
Управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из перечня организаций (абзац 3).
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации города Ижевска от 10.04.2019 N 741 утвержден перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Перечень) (л.д. 16-17). В п. 1 Перечня включено ООО "УК-Ижкомцентр", имеющее лицензию N 018-000010 от 13.04.2015, дата включения - 07.03.2019.
26.06.2019 общество обратилось в Управление ЖКХ и к Главе муниципального образования "Город Ижевск" с заявлением от 26.06.2019 N исх-0932 об исключении его из вышеуказанного перечня в связи с отсутствием возможности на данный момент принять в управление многоквартирные дома.
Письмом от 01.07.2019 N 3542/01-29 Управление ЖКХ отказало обществу в актуализации перечня организаций путем исключения из него ООО "УК-Ижкомцентр", поскольку в отношении общества не принято решение об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом. В письме Управление ЖКХ указало, что после принятия такого решения ООО "УК-Ижкомцентр" вправе повторно обратиться с данным заявлением (л.д. 19).
В силу подпункта "д" пункта 7 Правил N 1616, Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций.
Согласно абзацу третьему пункта 8 Правил N 1616 управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из Перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из данного Перечня.
Таким образом, право на исключение из Перечня организаций у управляющей компании на основании собственного заявления возникает лишь с момента определения ее управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом.
Из взаимосвязанного толкования подпункта "д" пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616 следует, что Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций. При этом право на подачу такого заявления у управляющей организации возникает после того, как в отношении нее уполномоченным органом местного самоуправления принято решение об определении данной управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом.
Таким образом, Правила N 1616 предусматривают заявительный порядок включения в Перечень. Однако исключение из Перечня по заявлению управляющей организации возможно лишь в том случае, если управляющая организация будет определена в качестве управляющей организации хотя бы одним многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 4 Правил N 1616).
Из данных положений следует, что управляющая организация, определенная в соответствии с Правилами N 1616, будет осуществлять временное управление многоквартирным домом сроком не более одного года.
Данное правовое регулирование с учетом положений статьи 161 ЖК РФ направлено на защиту гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации права граждан на жилище, прав и законных интересов собственников помещений и пользователей помещениями в многоквартирных домах, в которых собственники помещений не выбрали способ управления или не реализовали выбранный способ управления, не определили управляющую организацию, с тем, чтобы такие многоквартирные дома не находились без управления, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как следует из материалов дела и заявителем не оспаривается, по состоянию на дату обращения общества с заявлением об исключении его из Перечня (26.06.2019) и на дату составления ответчиком письма об отказе в актуализации Перечня (01.07.2019), решение об определении ООО "УК-Ижкомцентр" в качестве управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом не было принято.
Таким образом, оснований для актуализации Перечня на дату обращения общества с заявлением от 26.06.2019 не имелось, в связи с чем оспариваемое бездействие Управления ЖКХ соответствует положениям Правил N 1616, оснований для признания его незаконным не имеется.
Аналогичная позиция изложена в письме Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.08.2019 N 30152-СН/04, составленном в ответ на запрос Управления ЖКХ от 17.07.2019 N 4050/01-29.
При таком положении отсутствует предусмотренная частью 1 статьи 198 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания ненормативных правовых актов администрации недействительными, что является основанием к отказу в удовлетворении заявления общества.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований отказано судом правомерно. Соответствующие доводы по изложенным выше мотивам отклоняются.
Доводы общества о том, что у него отсутствует финансовая и техническая возможность соблюдения требований Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами отклоняется.
Общество имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, возможность управления домами является неотъемлемой частью данной деятельности и влечет за собой присущие ей соответствующие риски, в том числе в виде дополнительных расходов.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 августа 2019 года по делу N А71-11391/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК - Ижкомцентр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11391/2019
Истец: ООО "Управляющая компания - Ижкомцентр"
Ответчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1477/20
05.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15775/19
30.08.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-11391/19
09.07.2019 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-11391/19