Екатеринбург |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А60-36014/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Токмаковой А.Н., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" (далее - общество "Ингосстрах", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2019 по делу N А60-36014/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Ингосстрах" - Лишенко О.Ю. (доверенность от 10.01.2020).
Общество "Ингосстрах" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 30.04.2019 по делу N 066/06/69695/2019.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, акционерное общество " Страховое общество газовой промышленности" (далее - общество "СОГАЗ").
Решением суда от 24.09.2019 (судья Хачев И.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 (судьи Грибиниченко О.Г., Васева Е.Е., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Ингосстрах" просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель утверждает, что его расчет был произведен в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, при этом суд первой инстанции при рассмотрении материалов дела и принятии оспариваемого решения не дал оценку доводам общества "Ингосстрах" относительно нарушений, допущенных при расчетах страхового тарифа. Цена контракта должна быть сформирована участником на основе прилагаемого заказчиком расчета начальной (максимальной) цены и в соответствии с нормами действующего законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Указание Банка России от 04.12.2018 N 5000-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание Банка России N 5000-У), изменяющее порядок начисления коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период, с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года при осуществлении обязательного страхования, (далее - коэффициент КБМ) при расчете размера страховой премии. Теперь каждый год 1 апреля каждому водителю присваивается новый КБМ, а определяться он будет на основе всех полисов ОСАГО, заключенных страхователем в отчетном году. Пересчёт КБМ для юридических лиц происходит 1 апреля каждого года, его величина определяется как среднее арифметическое по всем транспортным средствам юридического лица, чтобы избежать злоупотреблений при проведении конкурсов на заключение договоров ОСАГО.
Общество "Ингосстрах" представило заявку, в которой страховая премия рассчитана исходя из информации, представленной в "Техническом задании" и "Обосновании начальной (максимальной) цены контракта" заказчика с учетом требований действующего законодательства об ОСАГО.
Расчет страховой премии составил 547 767 руб. 42 коп. Заявка общества "Ингосстрах" содержит предложение цены контракта в размере 547 767 руб. 42 коп., что соответствует требованиям Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), Указанию Банка России N 5000-У. В то время как расчеты других участников не соответствуют данному Указанию Банка России.
По мнению общества "Ингосстрах", заказчиком нарушены его права на участие в конкурсе на равных условиях для всех участников конкурса с соблюдением принципа конкуренции, поскольку конкурсная комиссия обязана была на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме принять решение о соответствии заявки общества "Ингосстрах". Заявка общества "Ингосстрах" полностью соответствовала требованиям конкурсной документации, цена контракта рассчитана в полном соответствии с нормами действующего законодательства об ОСАГО, поэтому заявка общества "Ингосстрах" была отклонена заказчиком незаконно. Учитывая, что предложение общества "Ингосстрах" было лучшим из всех участников конкурса, то в случае неотклонения заявки оно было бы признано победителем конкурса и получило доход в виде страховой премии по контракту.
Заявитель жалобы считает необоснованным вывод судов об отсутствии в действиях заказчика нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Общество "СОГАЗ" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.03.2019 на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о закупках (http://zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта была установлена в размере 555 025 руб. 21 коп.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса от 18.04.2019 N 0162100007719000030 победителем конкурса признано общество "СОГАЗ" как участник, предложивший цену контракта в размере 555 025 руб. 21 коп.
Второе место было присвоено заявке страхового акционерного общества "ВСК" с ценой контракта - 555 025 руб. 21 коп.
Обществом "Ингосстрах" 09.04.2019 была подана заявка на участие в конкурсе с ценой контракта 547 767 руб. 42 коп.
Согласно протоколу от 18.04.2019 заявка общества "Ингосстрах" была отклонена в связи с тем, что она не соответствовала требованиям части 5 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ и пункта 20 части 2 информационной карты. Участником закупки цена контракта рассчитана с нарушением требований, предусмотренных Указанием Банка России N 5000-У.
Общество "Ингосстрах" обратилось в антимонопольный орган с жалобой о нарушении заказчиком - Управлением Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области требований Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом вынесено решение от 30.04.2019 N 066/06/69695/2019, которым жалоба признана необоснованной.
Полагая, что решение управления от 30.04.2019 N 066/06/69695/2019 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, общество "Ингосстрах" обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует законодательству, прав и законных интересов общества "Ингосстрах" не нарушает.
Выводы судов являются правильными, соответствуют нормам права и установленным обстоятельствам.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона N 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что согласно информационной карте конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта составляла 555 025 руб. 21 коп.
Пунктом 25 информационной карты конкурсной документации предусмотрено, что при определении цены контракта должны применяться страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов, утвержденные Указанием Банка России N 5000-У.
Участники закупки, которые определили цену контракта с нарушением Указания Банка России N 5000-У, либо при расчете предлагаемой цены контракта применили базовые ставки страховых тарифов, коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, отличные от установленных Указанием Банка России N 5000-У и отличные от Приложения N 1 к техническому заданию, считаются предоставившими недостоверную информацию о цене контракта.
В случае установления недостоверности информации, представленной участником открытого конкурса в электронной форме, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в этом конкурсе на любом этапе его проведения (пункт 5 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "Ингосстрах" при подаче заявки сделало предложение по цене контракта 547 767 руб. 42 коп., что меньше начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям данного закона, извещению об осуществлений закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 названного закона. Не подлежит отклонению заявка на участие в конкурсе в связи с отсутствием в ней документов, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, за исключением случая закупки товара, работы, услуги, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона N 44-ФЗ.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (часть 3.1 статьи 53 Закона N 44-ФЗ).
В силу пунктов 1-2 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с данным законом актуально (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 данной статьи.
Пунктом 1 статьи 9 Закона об ОСАГО установлено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствий с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 данного закона.
Согласно пункту 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 данного закона. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
На основании пункта 10 статьи 15 Закона об ОСАГО сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
Судами установлено, что начальная (максимальная) цена контракта (страховая премия) сформирована заказчиком на основании Указания Банка России N 5000-У с применением минимальных базовых тарифов на каждое автотранспортное средство.
Указанием Банка России N 5000-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно Указанию Банка России N 5000-У все коэффициенты, помимо коэффициента КМБ, являются постоянными. Вместе с тем, влиять на изменение цены контракта может только коэффициент КМБ, который, в свою очередь, находится в прямой зависимости от наличия произошедших ранее у заказчика страховых случаев.
Учитывая данное условие, коэффициент КМБ является одинаковым для всех страховщиков-участников конкурса и не может быть произвольно снижен участником конкурса, а заявка участника закупки, изменившего цену за услуги ОСАГО, подлежит отклонению в связи с предоставлением недостоверных сведений о цене контракта, поскольку страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных.
Согласно части 8 статьи 22 Закона N 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных: и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Начальная (максимальная) цена контракта (страховая премия) сформирована заказчиком на основании статьи 22 Закона N 44-ФЗ в соответствии со страховыми тарифами, утвержденными Указанием Банка России N 5000-У.
Судами установлено, что заявка участника закупки - общества "Ингосстрах" не соответствовала требованиям конкурсной документации, поскольку содержала недостоверные сведения о цене контракта (заявка содержала предложение в отношении объекта закупки - 547 767 руб. 42 коп., что не соответствовало начальной (максимальной) цене контракта, определенной заказчиком в размере 555 025 руб. 21 коп.
При этом суды обоснованно исходили из того, что участникам конкурса при подаче заявок следовало руководствоваться действующим на дату размещения извещения о проведении открытого конкурса N 0362100004519000010 в Единой информационной системе (25.03.2019) Указанием Банка России N 5000-У, оснований для применения данного Указания, вступившего в силу с 01.04.2019 и изменяющего порядок начисления коэффициента КБМ, у общества "Ингосстрах" не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
С момента размещения в Единой информационной системе извещения о проведении конкурса информация о закупке становится доступной неограниченному кругу лиц. Внесение каких-либо изменений в извещение и конкурсную документацию после их опубликования законодателем не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что решением управления от 30.04.2019 по делу N 066/06/69-695/2019 правомерно признана необоснованной жалоба общества "Ингосстрах" на действия управления при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (номер извещения 0162100007719000030).
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2019 по делу N А60-36008/2019, отказано в удовлетворении требований общества "Ингосстрах" к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, обществу "СОГАЗ" о признании недействительным открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Управления (номер извещения 0162100007719000030), а также о признании недействительным контракта от 30.04.2019 N 17-19 на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, идентификационный код закупки: 191667007301266700100100270406512244, заключенного между ответчиками. Действия заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области признаны соответствующими действующему законодательству.
Доводы общества "Ингосстрах", изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71, частью 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2019 по делу N А60-36014/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С момента размещения в Единой информационной системе извещения о проведении конкурса информация о закупке становится доступной неограниченному кругу лиц. Внесение каких-либо изменений в извещение и конкурсную документацию после их опубликования законодателем не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что решением управления от 30.04.2019 по делу N 066/06/69-695/2019 правомерно признана необоснованной жалоба общества "Ингосстрах" на действия управления при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (номер извещения 0162100007719000030).
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2019 по делу N А60-36008/2019, отказано в удовлетворении требований общества "Ингосстрах" к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, обществу "СОГАЗ" о признании недействительным открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Управления (номер извещения 0162100007719000030), а также о признании недействительным контракта от 30.04.2019 N 17-19 на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, идентификационный код закупки: 191667007301266700100100270406512244, заключенного между ответчиками. Действия заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области признаны соответствующими действующему законодательству."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2020 г. N Ф09-1552/20 по делу N А60-36014/2019