Екатеринбург |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А47-18345/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Жаворонкова Д. В., рассмотрел кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (далее - управление, пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.01.2020 по делу N А47-18345/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2020 по тому же делу.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Хайретдиновой Фании Якубовны (далее - ИП Хайретдинова Ф.Я., предприниматель) финансовых санкций в размере 5000 руб. за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль 2019 года.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 30.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2020 по тому же делу решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Пенсионный фонд полагает, что сдача дополняющей формы СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых первоначально сведения не представлялись, свидетельствует о совершении страхователем правонарушения - непредставление страхователем в установленных срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в связи с чем страхователь правомерно привлечен к ответственности по статье 17 названного Закона.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ИП Хайретдинова Ф.Я. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования в качестве страхователя за регистрационным номером 066-421-061391 с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
Предприниматель в установленные законом сроки направил в пенсионный фонд исходные формы СЗВ-М за январь, февраль 2019 года, однако данные формы сведений о застрахованных лицах не содержали.
ИП Хайретдинова Ф.Я. 13.04.2019 представила дополняющие формы СЗВ-М за январь, февраль 2019 года с указанием в них 5 застрахованных лиц.
Управлением 31.05.2019 составлены акты N 066S18190007433, 066S18190007438 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и уведомлением известило о дате и месте рассмотрения акта.
Пенсионным фондом 16.07.2019 приняты решения N 066S19190008108, 066S19190008109 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль 2019 года на 5 застрахованных лиц, которые не были указаны в исходных формах СЗВ-М за январь, февраль 2019 года.
В целях добровольной уплаты финансовых санкций должнику выставлены требования от 22.08.2019 N 066S01190014231 об уплате штрафа в размере 2500 руб. и N 066S01190014232 об уплате штрафа в размере 2500 руб. со сроком исполнения.
Поскольку должником добровольно требования не исполнены, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Суды, придя к выводу о том, что выявленное пенсионным фондом нарушение не может быть квалифицировано как нарушение срока предоставления сведений, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Таким образом, предприниматель, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения пенсионным фондом, реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
Как указал суд высшей инстанции, такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период), является правомерным.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.01.2020 по делу N А47-18345/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Таким образом, предприниматель, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения пенсионным фондом, реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
Как указал суд высшей инстанции, такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период), является правомерным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2020 г. N Ф09-3489/20 по делу N А47-18345/2019