Екатеринбург |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А60-49948/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Кангина А. В., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная Теплоснабжающая Компания" (далее - заявитель, ОАО "ОТСК", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2019 по делу N А60-49948/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Бадова Ю.И. (доверенность от 01.01.2020).
ОАО "ОТСК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - департамент) от 29.05.2019 N 29-21-17-192.
Решением суда от 29.11.2019 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "ОТСК" просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Настаивает на отсутствии у него обязанности снимать показания общедомового прибора учета в многоквартирном доме по адресу: г. Артемовский, ул. Первомайская, 72, поскольку управление в отношении данного дома осуществляет ООО "Порядок". Указывает, что получив 15.01.2019 от управляющей компании показания прибора учета за январь 2019 года, общество правомерно начислило плату за период "январь 2019" равный календарному месяцу с 16.12.2018 по 15.01.2019 с учетом установленного в январе 2019 года тарифа, не допустив нарушение Правил N 354. Указывает, что судами не учтена правовая позиция, изложенная в определении Верховного суда Российской Федерации от 21.08.2017 N 310-КГ17-10411 по делу А14-10615/2016, о незаконности дробления показаний прибора учета на дни. Также обращает внимание на то, что его действия по расчету платы за период январь 2019 основывались на разъяснениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, выраженных в письме от 09.04.2019 N 12560-ОО/04 "О расчете за объем потребленного коммунального ресурса".
Департамент представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Из обстоятельств дела следует, что спор между сторонами возник ввиду выдачи департаментом в адрес общества оспариваемого предписания, пунктом 2 которого департамент обязал общество обеспечить соблюдение порядка начисления платы за услугу по отопление согласно требованиям Правил N 354, предъявить собственникам/пользователям жилых помещений указанного выше дома плату за объем тепловой энергии на отопление, потребленной в декабре 2018 года (за период с 16.12.2018 по 31.12.2018) по утвержденному тарифу на тепловую энергию на декабрь 2018 года.
Полагая, что данное предписание в части пункта 2 не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, ОАО "ОТСК" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Со ссылкой на положения части 2, пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, пункта 1, подпункта 5 пункта 9, подпункта 13 пункта 11 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, суды правильно указали, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В силу пункта 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Исполнитель обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункт "г" пункт 31 Правил N 354).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Согласно пункту 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что исполнителем коммунальной услуги по отоплению указанном выше доме является ОАО "ОТСК", дом имеет два ввода в систему отопления, на каждый ввод установлен узел учета тепловой энергии (далее - УКУТ). При начислении платы за услугу "отопление" в проверяемом периоде обществом были применены тарифы, утвержденные Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области. Анализ копий карточек регистрации параметров УКУТ в многоквартирном доме показал, что за декабрь 2018 года показания/объемы УКУТ взяты за период с 16.11.2018 по 15.12.2018. Начисления за январь 2019 года проведены исходя из объемов потребления, определенных по показаниям УКУТ за период с 16.12.2018 по 15.01.2019.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11.12.2018 N 241-ПК установлены и введены в действие с 01.01.2019 по 31.12.2023 с календарной разбивкой одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую на территории Артемовского городского округа, согласно приложению N 2 (пункт 1). Утверждены изменения, которые вносятся в некоторые Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории Артемовского городского округа (пункт 2).
В соответствии с данным Постановлением одноставочный тариф на тепловую энергию для населения с 01.01.2019 по 30.06.2019 установлен 2261,88 руб./Гкал. Постановление вступает в силу с 01.01.2019.
Таким образом, у общества отсутствовали основания для предъявления в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг за январь 2019 года собственникам/пользователям жилых помещений платы за объем тепловой энергии, потребленной в декабре 2018 года (за период с 16.12.2018 по 31.12.2018) по тарифу на тепловую энергию, утвержденному с января 2019 года.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав требования вышеприведенных нормативных актов, нарушения положений которых вменяется заявителю, установив, что начисления за январь 2019 года проведены исходя из объемов потребления, определенных по показаниям УКУТ за период с 16.12.2018 по 15.01.2019, при этом тарифы на тепловую энергию изменены только с 01.01.2019, суды пришли к правильному выводу о законности требований департамента, изложенных в оспариваемом пункте 2 предписания.
Предписание, основанное на законе, не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Довод кассационной жалобы о том, что общество не является лицом, обязанным снимать показания общедомового прибора учета, поскольку дом находится под управлением ООО "Порядок" с 01.06.2013 правомерно отклонен судами нижестоящих инстанций, как противоречащий содержанию подпункта "е" пункта 31 Правил N 354.
Ссылка кассатора в обоснование своей позиции на определение Верховного суда Российской Федерации от 21.08.2017 N 310-КГ17-10411 по делу А14-10615/2016, как на подтверждение отсутствия единообразной практики, отклоняется судом округа, поскольку фактические обстоятельства данного дела не являются тождественными настоящему спору.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателями жалоб положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Выводы судов согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для итогового вывода об удовлетворении требований, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2019 по делу N А60-49948/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная Теплоснабжающая Компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Согласно пункту 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
...
Довод кассационной жалобы о том, что общество не является лицом, обязанным снимать показания общедомового прибора учета, поскольку дом находится под управлением ООО "Порядок" с 01.06.2013 правомерно отклонен судами нижестоящих инстанций, как противоречащий содержанию подпункта "е" пункта 31 Правил N 354.
Ссылка кассатора в обоснование своей позиции на определение Верховного суда Российской Федерации от 21.08.2017 N 310-КГ17-10411 по делу А14-10615/2016, как на подтверждение отсутствия единообразной практики, отклоняется судом округа, поскольку фактические обстоятельства данного дела не являются тождественными настоящему спору."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2020 г. N Ф09-3835/20 по делу N А60-49948/2019