г. Пермь |
|
06 марта 2020 г. |
Дело N А60-49948/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Савельевой Н.М., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "Объединенная Теплоснабжающая Компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 ноября 2019 года по делу N А60-49948/2019,
принятое судьей Бушуевой Е.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Объединенная Теплоснабжающая Компания" (ИНН 6658447960, ОГРН 1136658039100)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания в части,
установил:
Открытое акционерное общество "Объединенная Теплоснабжающая Компания" (далее - заявитель, ОАО "ТСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным пункта 2 предписания от 29.05.2019 N 29-21-17-192.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2019 (резолютивная часть объявлена 22.11.2019) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что судом вынесено решение без учета того обстоятельства, что общество не является лицом, обязанным снимать показания общедомового прибора учета в многоквартирном доме по адресу: г. Артемовский, ул. Первомайская, 72, управление в отношении данного дома осуществляет ООО "Порядок". Получив от управляющей компании показания прибора учета за январь 2019 года 15 января 2019 года, общество правомерно начислило плату за период "январь 2019" равный календарному месяцу с 16.12.2018 по 15.01.2019 с учетом установленного в январе 2019 года тарифа, не допустив нарушение Правил N 354.
Заинтересованное лицо представило отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отделом контроля по Восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 29.04.2019 по 29.05.2019 на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки N 29-21-15-192 от 25.04.2019 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества "ТСК" на предмет соблюдения обязательных требований к определению размера платы и внесению платы за коммунальную услугу "отопление" собственникам помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Артемовский, ул. Первомайская, д. 72.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а именно: в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг за январь 2019 года собственникам/пользователям жилых помещений дома N 72 по ул. Первомайская в г. Артемовский предъявлена плата за объем тепловой энергии, потребленной в декабре 2018 года (за период с 16.12.2018 по 31.12.2018) по тарифу на тепловую энергию, утвержденному с января 2019 года.
Результаты проверки отражены в акте N 29-21-16-192 от 29.05.2019 и послужили основанием для выдачи предписания от 29.05.2019 N 29-21-17-192.
Пунктом 2 указанного предписания Департамент обязал общество обеспечить соблюдение порядка начисления платы за услугу по отопление согласно требованиям Правил N 354, предъявить собственникам/пользователям жилых помещений дома N 72 по ул. Первомайская г. Артемовский плату за объем тепловой энергии на отопление, потребленной в декабре 2018 года (за период с 16.12.2018 по 31.12.2018) по утвержденному тарифу на тепловую энергию на декабрь 2018 года.
Полагая, что данное предписание в части пункта 2 не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, ОАО "ОТСК" обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции не установил совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказал в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, проверив правильность применения судом положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении спора о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопроса о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие оспариваемого акта нормативным требованиям, нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося за судебной защитой.
Исходя из совокупности норм части 2, пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 1, подпункта 5 пункта 9, подпункта 13 пункта 11 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что мероприятия по лицензионному контролю в отношении заявителя проведены компетентным контролирующим органом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.
Относительно содержания предписания апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из содержания предписания следует, что основанием для его выдачи послужили выявленные в ходе проведения внеплановой документарной проверки нарушения требований статьи 157 ЖК РФ, статьи 40 Закона о защите прав потребителей.
В пункте 2 предписания Департамент предложил обществу обеспечить соблюдение порядка начисления платы за услугу по отоплению согласно требованиям Правил N 354, предъявить собственникам/пользователям жилых помещений дома по ул. Первомайская, 72 в г. Артемовский плату за объем тепловой энергии на отопление, потребленной в декабре 2018 года (за период с 16.12.2018 по 31.12.2018) по утвержденному тарифу на тепловую энергию по состоянию на декабрь 2018 года.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Порядок начисления платы за коммунальную услугу отопления на территории Свердловской области регулируется с 01.07.2016 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
Согласно подпункту "е" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Как следует из обстоятельств дела, исполнителем коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Артемовский, ул. Первомайская, 72 является ОАО "ОТСК"; дом имеет два ввода в систему отопления, на каждый ввод установлен узел учёта тепловой энергии (далее - УКУТ). При начислении платы за услугу "отопление" в проверяемом периоде ОАО "ОТСК" применяет тарифы, утвержденные постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
Анализ копий карточек регистрации параметров узлов коммерческого учета (далее - УКУТ) в многоквартирном доме показал, что за декабрь 2018 года показания/объемы УКУТ взяты за период с 16.11.2018 по 15.12.2018. Начисления за январь 2019 года проведены исходя из объемов потребления, определенных по показаниям УКУТ за период с 16.12.2018 по 15.01.2019.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11.12.2018 N 241-ПК установлены и введены в действие с 01.01.2019 по 31.12.2023 с календарной разбивкой одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую на территории Артемовского городского округа, согласно приложению N 2 (пункт 1). Утверждены изменения, которые вносятся в некоторые постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории Артемовского городского округа (пункт 2).
В соответствии с данным Постановлением одноставочный тариф на тепловую энергию для населения с 01.01.2019 по 30.06.2019 установлен 2261,88 руб./Гкал. Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.
Таким образом, у общества отсутствовали основания для предъявления в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг за январь 2019 года собственникам/пользователям жилых помещений дома 72 по ул. Первомайская г. Артемовский платы за объем тепловой энергии, потребленной в декабре 2018 года (за период с 16.12.2018 по 31.12.2018) по тарифу на тепловую энергию, утвержденному с января 2019 года.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 АПК, проанализировав требования вышеприведенных нормативных актов, нарушения положений которых вменяется заявителю, установив, что начисления за январь 2019 года проведены исходя из объемов потребления, определенных по показаниям УКУТ за период с 16.12.2018 по 15.01.2019, при этом тарифы на тепловую энергию изменены только с 01.01.2019, апелляционный суд признает законным требование Департамента, изложенное в пункте 2 предписания от 29.05.2019 N 29-21-17-192.
Выдача предписания, которое основано на законе, не может нарушать права и законные интересы заявителя.
По изложенным в постановлении мотивам апелляционным судом отклоняется довод жалобы о том, что общество правомерно начислило плату за период "январь 2019" равный календарному месяцу с 16.12.2018 по 15.01.2019.
Приведенный в жалобе довод о том, что общество не является лицом, обязанным снимать показания общедомового прибора учета, поскольку дом находится под управлением ООО "Порядок" с 01.06.2013 апелляционным судом отклоняется, поскольку противоречит подп. "е" пункта 31 Правил N 354.
Учитывая, что с 01.01.2019 Региональной энергетической комиссией Свердловской области изменены (увеличены) тарифы на коммунальные ресурсы (в том числе и на тепловую энергию), в нарушение статьи 40 Закона о защите прав потребителей в действиях ОАО "ОТСК" усматриваются признаки неосновательного обогащения (при предъявлении платы за объем тепловой энергии, потребленной в декабре 2018 года (за период с 16.12.2018 по 31.12.2018), по тарифу на тепловую энергию, утвержденному с января 2019 года (2261,88 руб./Гкал).
Поскольку совокупность предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания предписания в оспариваемой части недействительным не установлена, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований.
Апелляционный суд полагает, что предписание является исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на прекращение и устранение выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 ноября 2019 года по делу N А60-49948/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная Теплоснабжающая Компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49948/2019
Истец: ОАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области отдел контроля по восточному управленческому округу