Екатеринбург |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А07-32156/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Кравцовой Е.А., Токмаковой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фахрисламовой А.И., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Муниципального района Чишминского района Республики Башкортостан (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.11.2019 по делу N А07-32156/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Поволжского округа прибыл представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение, учреждение "ЦЖКУ") - Солнцева Р.Р. (доверенность от 01.01.2020 N 734/1, паспорт).
От Администрации в электронном виде через систему "Мой арбитр" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей. Указанное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Учреждение "ЦЖКУ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации о признании постановления от 18.06.2019 N 641-П "Об определении гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории сельского поселения Лесной сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан" недействительным.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Чишмы-вода" (далее - общество "Чишмы-вода", общество с ограниченной ответственностью "ВКХ с. Алкино-2".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.11.2019 (судья Давлеткулова Г.А.) требования удовлетворены в полном объеме. Признано недействительным постановление Администрации от 18.06.2019 N 641-П "Об определении гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории сельского поселения Лесной сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан". С Администрации в пользу учреждения "ЦЖКУ" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 (судьи Иванова Н.А., Арямов А.А., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
По мнению заявителя кассационной жалобы, учреждение "ЦЖКУ" как организация, осуществляющая очистку сточных вод, независимо от принадлежности ей спорных водопроводных сетей, а также независимо от определения ее в качестве гарантирующей организации, является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, с которой должны заключаться договоры водоотведения абонентами, объекты которых подключены к указанным водопроводным сетям.
Администрация полагает, что создание дополнительного звена - иного хозяйствующего субъекта, который будет ответственен за водоотведение по водопроводным сетям сельских поселений, повлечет наложение дополнительных расходов на население; в собственности учреждения "ЦЖКУ" находится станция биологической очистки, следовательно, целесообразно определить гарантирующей организацией в сфере водоотведения именно учреждение "ЦЖКУ".
Кассатор также указывает на то, что Администрация ранее обращалась к учреждению "ЦЖКУ" с заявлением о передаче станции биологической очистки в муниципальную собственность, однако никаких мер со стороны учреждения предпринято не было.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение мотивированно возражает против доводов кассационной жалобы, просит судебные акты оставить без изменения, полагая их законными и обоснованными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением от 18.06.2019 N 641-П "Об определении гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории сельского поселения Лесной сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан" Администрация определила учреждение "ЦЖКУ" гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения, установив зону ее деятельности - территорию муниципального сельского поселения Лесной сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.
Учреждение "ЦЖКУ" полагая, что спорное постановление нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования учреждения "ЦЖКУ", руководствовался выводом о том, что заявитель не соответствует установленным действующим законодательством критериям гарантирующего поставщика на территории муниципального образования Лесной сельсовет, оспариваемый ненормативный правовой акт Администрации нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Статья 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесено, в частности, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2); под централизованной системой водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28); под централизованной системой холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29).
Органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности (часть 1 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно части 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Таким образом, из совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что для определения гарантирующей организации из числа организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы водоотведения, необходимо установить организацию, осуществляющую водоотведение, то есть технологический процесс приема, транспортировки и очистки сточных вод.
При этом неосуществление юридическим лицом всего технологического процесса водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод), не исключает указанное лицо из числа организаций, осуществляющих водоотведение, в случае, если указанным лицом эксплуатируется один из объектов централизованной системы водоотведения, в том числе канализационные сети.
В силу части 1 статьи 38 Закона о водоснабжении и водоотведении развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (часть 1 статьи 38 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Судами установлено, что в границах муниципального образования сельское поселение Лесной сельсовет действует утвержденная генеральная схема водоотведения, согласно которой общество "Чишмы-вода", владеющая водопроводными и канализационными системами сельского поселения с. Алкино-2 Чишминского района, является единственной организацией, осуществляющей водоотведение в границах муниципального образования сельское поселение Лесной сельсовет и на балансе, которой находятся канализационные сети, общей протяженностью 8800 м.
Сети канализации, по которым транспортируются сточные воды от населения с. Алкино-2 и которые находятся в пользовании общества "Чишмы вода", примыкают к сетям учреждения "ЦЖКУ" в точке кк36.
Абонентами учреждения "ЦЖКУ" является Министерство обороны России в части объектов, расположенных на территории военных городков N 3, N 4, воинской части N 63494 и общество "Чишмы вода".
Согласно схеме сетей канализации военного городка N 4 в транспортировке сточных вод, поступающих от населения по сетям общества "Чишмы вода", задействовано только 350 м канализационных сетей от точки кк36 до точки кк38.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что заявитель имеет в эксплуатации канализационные сети протяженностью 1877,5 м, используемые для обслуживания объектов расположенных за пределами муниципального образования Лесной сельсовет (в части объектов, расположенных на территории военных городков N 3, N 4, воинской части N 63494); объекты на территории муниципального образования Лесной сельсовет находятся на обслуживании иной организации - общества "Чишмы - вода", осуществляющей водоотведение по канализационным сетям, протяженностью 8800-м, учитывая также активное несогласие учреждения в принятии на себя статуса гарантирующего поставщика, пришли к обоснованному выводу, что учреждение "ЦЖКУ" неправомерно отнесено Администрацией к гарантирующей организации, занимающейся водоотведением на территории муниципального образования Лесной сельсовет.
Суды обоснованно указали на то, что спорным постановлением Администрация возлагает на учреждение "ЦЖКУ" выполнение обязанностей, которые противоречат целям его деятельности, являются технически невыполнимыми для него, и, соответственно, обжалуемый ненормативный акт нарушает права и охраняемые законом интересы учреждения.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии у учреждения "ЦЖКУ" станции биологической очистки, об экономической целесообразности в связи с этим наделения статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения именно учреждения, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Как верно указали суды, осуществление функции по сбору и очистке сточных вод населения не относится к числу основных видов деятельности учреждения "ЦКЖУ", не доказывает факта осуществления им такой деятельности на территории с. Алкино-2 и наличие у учреждения "ЦЖКУ" станции биологической очистки само по себе не является достаточным основанием для наделения заявителя статусом гарантирующего поставщика.
Довод Администрации о бездействии учреждения "ЦЖКУ" по вопросу передачи объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность также подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку, как верно указал суд апелляционной инстанции, данное обстоятельство в рассматриваемом споре не имеет правового значения и не является законным основанием для наделения учреждения "ЦЖКУ" статусом гарантирующего поставщика.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе Администрацией не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.11.2019 по делу N А07-32156/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Муниципального района Чишминского района Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности (часть 1 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно части 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
...
В силу части 1 статьи 38 Закона о водоснабжении и водоотведении развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (часть 1 статьи 38 Закона о водоснабжении и водоотведении)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 июля 2020 г. N Ф09-4081/20 по делу N А07-32156/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4081/20
11.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1412/20
25.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-32156/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-32156/19