г. Челябинск |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А07-32156/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.11.2019 по делу N А07-32156/2019.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании постановления от 18.06.2019 N 641-П недействительным.
Определением суда первой инстанции к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требовании, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Чишмы-вода", общество с ограниченной ответственностью "ВКХ с. Алкино-2" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.11.2019 (резолютивная часть объявлена 18.11.2019) требования удовлетворены: признано недействительным постановление Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан от 18.06.2019 N 641-П "Об определении гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории сельского поселения Лесной сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан".
Также решением суда первой инстанции взыскано с Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилась с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что оспариваемое постановление принято Администрацией в пределах полномочий, предусмотренных положениями статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статей 6, 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Поскольку станция биологической очистки, находящаяся в собственности учреждения, является единственной станцией на территории Лесного сельсовета муниципального района Чишминского района Республики Башкортостан, к которой присоединены все сети водоотведения, то заявитель независимо от наличия статуса гарантирующего поставщика является организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Указанные обстоятельства, по мнению Администрации, свидетельствуют о законности обжалуемого постановления.
Податель жалобы отмечает, что факт нарушения прав и законных интересов учреждения в результате принятого администрацией спорного постановления является недоказанным, так как решение о выборе учреждения в качестве гарантирующего поставщика услуг водоотведения не повлияло на экономическую деятельность учреждения.
Дополнительно отмечает, что поскольку объекты биологической станции используются в интересах Министерства обороны менее 50%. в администрацию поступило предложение от учреждения о рассмотрении вопроса о передаче объектов биологической станции в муниципальную собственность. Так как никаких мер по передаче указанных объектов со стороны учреждения принято не было, что и послужило основанием для принятия спорного постановления.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением от 18.06.2019 N 641-П "Об определении гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории сельского поселения Лесной сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан" Администрация муниципального района Чишминский район определила ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения, установив зону ее деятельности - территорию муниципального сельского поселения Лесной сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.
Полагая, что спорное постановление нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о том, что заявитель не соответствует критериям гарантирующего поставщика на территории муниципального образования Лесной сельсовет и нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), статьей 6 которого к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесено, в частности, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
В силу пункта 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии со статьей 2 Закона N 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п. 2); под централизованной системой водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п. 28); под централизованной системой холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29).
Определение гарантирующей организации и установление зоны ее деятельности осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения (часть 1 статьи 12 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Исходя из совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что для определения гарантирующей организации из числа организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы водоотведения, необходимо установить организацию, осуществляющую водоотведение, то есть технологический процесс приема, транспортировки и очистки сточных вод.
При этом, неосуществление юридическим лицом всего технологического процесса водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод), не исключает указанное лицо из числа организаций, осуществляющих водоотведение, в случае, если указанным лицом эксплуатируется один из объектов централизованной системы водоотведения, в том числе канализационные сети.
Как верно указано судом первой инстанции, наделение статуса гарантирующей организации по водоотведению возможно при условии наличия у организации в эксплуатации канализационных сетей и присоединение к данным сетям наибольшего количества абонентов.
В соответствии с положениями статьи 38 Закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (часть 1).
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (часть 2).
На основании статьи 6 Закона N 416-ФЗ утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в эксплуатации ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ находятся канализационные сети протяженностью 1877,5 м., блок фильтров, хлораторную, переданные заявителю по актам приема-передачи от 24.03.2017 во исполнение приказа Департамента имущественных отношений N 843 от 24.03.2017.
Указанные объекты находятся за пределами населенного пункта с. Алкино-2, на территории военных городков N 3 и N 4, абонентами заявителя является Министерство обороны России в части объектов, расположенных на территории военных городков N 3, N 4, воинской части N 63494 и ООО "Чишмы вода".
Между тем материалами дела подтверждается, что в границах муниципального образования сельское поселение Лесной сельсовет действует утвержденная генеральная схема водоотведения, согласно которой ООО "Чишмы-вода", владеющая водопроводными и канализационными системами сельского поселения с. Алкино-2 Чишминского района на основании Концессионного соглашения, заключенного 29.09.2014 с Администрацией сельского поселения Лесной сельсовет, является единственной организацией осуществляющей водоотведение в границах муниципального образования сельское поселение Лесной сельсовет и на балансе, которой находятся канализационные сети, общей протяженностью 8800 м.
Также судом установлено, что сети канализации, по которым транспортируются сточные воды от населения п. Алкино-2 и которые находятся в пользовании ООО "Чишмы вода", примыкают к сетям заявителя в точке кк36.
ООО "Чишмы вода" обслуживает все объекты, расположенные на территории населенного пункта, в том числе население с. Алкино-2, численность которого на дату утверждения генеральной схемы (таблица 1) составляла 4040 человек.
Абонентами ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является Министерство обороны России в части объектов, расположенных на территории военных городков N 3, N 4, воинской части N 63494 и ООО "Чишмы вода".
При этом согласно схеме сетей канализации военного городка N 4 в транспортировке сточных вод, поступающих от населения по сетям ООО "Чишмы вода", задействовано только 350 м канализационных сетей от точки кк36 до точки кк38.
Таким образом, установив, что заявитель имеет в эксплуатации канализационные сети протяженностью 1877,5 м, используемые для обслуживания объектов расположенных за пределами муниципального образования Лесной сельсовет (в части объектов, расположенных на территории военных городков N 3, N 4, воинской части N 63494), объекты на территории муниципального образования Лесной сельсовет находятся на обслуживании иной организации - ООО "Чишма - вода", осуществляющей водоотведение по канализационным сетям, протяженностью 8 800 м, не имеет численного преимущества в отношении абонентов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что учреждение неправомерно отнесено администрацией к гарантирующей организации, занимающейся водоотведением на территории муниципального образования Лесной сельсовет.
Довод подателя жалобы о наличии у заявителя станции биологической очистки, которая включает в себя блок фильтров, здание решеток, хлораторную, административный и производственный корпус был предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции и обоснованно отклонен как не являющийся основанием для наделения заявителя статус гарантирующего поставщика.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ водоотведение включает в себя - прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Судом установлено, что прием сточных вод от населения муниципального образования Леской сельсовет (Алкино -2) осуществляет ООО "Чишмы вода", транспортировка сточных вод преимущество осуществляется по сетям ООО "Чишмы вода".
Следовательно, процесс приема и транспортировки сточных вод осуществляется при использовании объектов коммунальной инфраструктуры, которые заявителю не переданы.
Кроме того, заявитель по своей организационно-правовой форме является бюджетным учреждением.
Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.
Согласно уставу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
Аналогичные цели деятельности установлены пунктом 3 Приказа Министра обороны РФ N 155 от 02.03.2017.
Объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе сооружение биологической очистки, сети канализации принадлежат на праве собственности Министерству обороны России и переданы в пользование заявителя на основании приказа Департамента имущественных отношений N 843 от 24.03.2017 во исполнение пункта 6 Приказа Министра обороны РФ N 155 от 02.03.2017 исключительно для целей оказания коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ.
Таким образом, осуществление функции по сбору и очистки сточных вод, не относится к числу основных видов деятельности заявителя, не доказывает факта осуществления такой деятельности на территории с. Алкионо-2 и не является достаточным основанием для наделения заявителя статусом гарантирующей организации.
В силу указанного, доводы жалобы в соответствующей части отклоняются судом апелляционной инстанции.
Также не принимается довод апеллянта о бездействии заявителя по вопросу передачи объектов коммунальной инфраструктуры как не имеющего правового значения и не являющего законным основанием для наделения его статусом гарантирующей организации.
На основании изложенного суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правомерно пришел к выводу о том, что спорным постановлением администрация возлагает на заявителя выполнение обязанностей, которые противоречат целям его деятельности, являются технически невыполнимыми для него, и обжалуемый акт нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по апелляционной инстанции не подлежат распределению, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.11.2019 по делу N А07-32156/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-32156/2019
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧИШМИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ООО "ВКХ с.Алкино-2", ООО "ЧИШМЫ-ВОДА", Администрация МР Чишминский район рБ
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4081/20
11.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1412/20
25.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-32156/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-32156/19