Екатеринбург |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А76-31077/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Лазарева С. В., Сулейменовой Т. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Комитет) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2020 по делу N А76-31077/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ГеоПром" - Абдувалиев Р.А. (доверенность от 06.08.2019 б/н) (посредством онлайн-заседания).
Общество с ограниченной ответственностью "ГеоПром" (далее - общество "ГеоПром") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация) и Комитету с заявлением о признании незаконным бездействия по несогласованию перевода земельного участка, площадью 580494 кв.м, с кадастровым номером 74:00:0000000:874, расположенного по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно в 4,6 км по направлению на север от центральной части поселка Нагорный в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; об обязании направить в Министерство имущества Челябинской области или общество "ГеоПром" согласие на перевод указанного земельного участка в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" (с учетом привлечения судом первой инстанции в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве заинтересованного лица Комитета).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство имущества Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2020 суд признал незаконным бездействие Администрации в лице Комитета, выразившегося в несогласовании перевода земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874 по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно 4,6 км по направлению на север от центральной части п. Нагорный, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Суд возложил на Администрацию в лице Комитета обязанность согласовать перевод земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874 по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно 4,6 км по направлению на север от центральной части п. Нагорный, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению кассатора, судами неправомерно установил факт незаконного бездействия Администрации по несогласованию перевода земельного участка из одной категории в другую, поскольку в ответ на обращение общества "ГеоПром" Комитетом в письме N 2182 от 17.08.2012 было отказано в согласовании изменения категории земельного участка. Указанное решение заявителем не оспорено, незаконным в установленном порядке не признано. Кроме того, как указал заявитель, выражение согласия правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую не является обязанностью, поскольку это волеизъявление. Полагает, что оспариваемые судебные акты не содержат ссылку на правовую норму, обязывающую орган местного самоуправления формально согласовывать перевод земельного участка из одной категории в другую без учета действующих документов территориального планирования. Комитет указывает, что, поскольку спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, согласование перевода указанного участка из одной категории в другую возможно только после корректировки документов территориального планирования Сосновского муниципального района. При этом действующее градостроительное законодательство не запрещает заинтересованным лицам выполнение работ по корректировке документов территориального планирования в самостоятельном порядке. Ссылается на то обстоятельство, что Комитет является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку функции перевода спорного участка не входят в компетенцию Комитета. Кроме того, Комитет в силу своего функционала обязан осуществлять действия, изложенные в судебном акте, только при наличии соответствующего распорядительного акта Администрации.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ГеоПром" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что обществом "ГеоПром" получена лицензия на право пользования недрами от 03.08.2011 серии ЧЕЛ 80268 ТР. Срок действия до 30.06.2036, целевое назначение - геологическое изучение, разведка и добыча строительного песка на уч. Малиновский.
Согласование проектной документации по Малиновскому месторождению песчано-гравийной смеси произведено распоряжением Министерства от 18.12.2017 N 3976-Р.
Участок Малиновский расположен на территории Сосновского муниципального района.
Письмом от 03.11.2017 N 11/7 общество "ГеоПром" обратилось в Администрацию, в котором просило согласовать схему земельного участка под уч. Малиновский и предоставить его по договору аренды.
Постановлением Администрации от 09.04.2018 N 1420 утверждена схема расположения земельного участка, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", общей площадью 580 494 кв.м, территориальная зона - зона сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно в 4,6 км по направлению на север от центральной части поселка Нагорный, для добычи полезных ископаемых.
Указанный земельный участок 03.05.2018 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 74:00:0000000:874 с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
В целях исполнения лицензионного соглашения (приложение 1 к лицензии ЧЕЛ 80268 ТР) письмом от 08.05.2018 общество "ГеоПром" обратилось на имя главы Сосновского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 74:00:0000000:874 для разработки карьера по добыче строительного песка.
В письме Комитета от 04.06.2018 N 1461 заявителю указано на необходимость обращения в Министерство с ходатайством о переводе земельного участка в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2012 N 259-П.
Письмом от 27.07.2018 N 04/7 общество "ГеоПром" обратилось в Администрацию с просьбой согласовать перевод земельного участка 74:00:0000000:874 в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Письмом от 17.08.2018 N 2182 Комитет отказал в согласовании перевода земельного участка в другую категорию, сославшись на то, что в территориальной зоне, где расположен земельный участок, не предусмотрен вид территориального использования для разработки карьера.
Комитет в письме от 14.02.2019 N 358 указал на необходимость изменения территориального планирования, с предложением обратиться в управление строительства и архитектуры Сосновского муниципального района.
Общество "ГеоПром" письмом от 15.04.2019 N 01/4 обратилось в управление строительства и архитектуры Сосновского муниципального района Челябинской области с просьбой произвести (в территориальном планировании) учет земельного в территориальной зоне земель промышленности.
Управление строительства и архитектуры Сосновского муниципального района Челябинской области в письме от 05.06.2019 N 4326 указало, что работы по корректировке документов территориального планирования не запланированы на 2019 в связи с отсутствием финансирования.
Ссылаясь на незаконность бездействия органов местного самоуправления, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что заявитель как обладатель лицензии на право пользования недрам, имеет исключительное право на приобретение в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874, и обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, в связи с чем возможность использования земельного участка для добычи полезных ископаемых исключается без перевода земельного участка в соответствующую разрешенному использованию участка категорию земель. Поскольку возможность перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения допускается нормой пункта 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), и факт наличия на земельном участке месторождения полезного ископаемого материалами дела подтвержден, суды пришли к выводу о наличии у органа местного самоуправления обязанности по согласованию перевода земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории, в связи с чем признал обжалуемое бездействие незаконным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункт 20 пункта 2 статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации классифицируются по целевому назначению на категории, в том числе могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и землям промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Статьей 7 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, указанных в данной норме.
К числу таких исключительных случаев, допускающих перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию нормой подпункта 8 части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ отнесено добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Применительно к норме пункта 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию.
В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую (пункт 10.1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судами отмечено, что из изложенных норм следует, что действующим законодательством допускается перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случае добычи на земельном участке полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Челябинской области от 15.09.2005 N 151-П "Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в земли другой категории и состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в земли другой категории" прием, рассмотрение ходатайств и принятие решений о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в земли другой категории на территории Челябинской области осуществляет Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области.
Согласно статье 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую установлено частью 3 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ.
В силу подпункта 7 статьи 10 Административного регламента государственной услуги "Перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в земли другой категории предоставления государственной услуги", утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2012 N 259-П (далее - Административный регламент) к ходатайству о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории прикладывается согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
По результатам рассмотрения ходатайства в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Из материалов дела следует и судами установлено, что обществу "ГеоПром", которое является обладателем лицензии на право пользования недрами от 03.08.2011 серии ЧЕЛ 80268 ТР, сроком действия 30.06.2036, в ответ на его обращение постановлением Администрации N 1420 от 09.04.2018 утверждена схема расположения земельного участка, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", общей площадью 580 494 кв.м, территориальная зона - зона сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно в 4,6 км по направлению на север от центральной части поселка Нагорный.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 03.05.2018 с присвоением ему кадастрового номера 74:00:0000000:874 с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что заявитель, являясь правообладателем лицензии на право пользования недрами, вправе требовать заключения договора аренды земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами, принимая во внимание, что подпунктом 7 статьи 10 Административного регламента для перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории требуется согласие правообладателя земельного участка, а также отсутствие доказательств наличия правовых оснований для отказа в согласовании изменения категории земель, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности действий органа местного самоуправления, выразившихся в несогласовании перевода земельного участка, площадью 580494 кв.м, с кадастровым номером 74:00:0000000:874.
Довод Комитета о соответствии оспариваемых действий нормам части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 4 Федерального закона N 172-ФЗ, которые исключают перевод земельных участков из одной категории земель в другую в случае, если это не предусмотрено документами территориального планирования, правомерно отклонены судами как противоречащий части 1 статьи 9, подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 26, подпунктам 1 и 4 части 2 статьи 8, статье 45 Градостроительного кодекса Российской.
При этом, как верно отмечено судами, изменение документации территориального планирования находится в сфере полномочий органа местного самоуправления, в связи с чем утверждение кассатора о том, что разрешение вопроса о переводе земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874 в земли иной категории при рассмотрении настоящего спора является преждевременным до инициирования обществом "ГеоПром" процедуры изменения документации территориального планирования, правомерно признано судами обоснованным.
Ссылка кассатора о том, что Комитет не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку функции перевода спорного участка не входят в его компетенцию, судом округа отклоняется как ошибочная. В силу Положения о Комитете, утвержденного решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 21.06.2017 N 301 Комитет является структурным подразделением Администрации. Как указано выше, изменение документации территориального планирования находится в сфере полномочий органа местного самоуправления.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку указанные доводы являлись предметом оценки судов. Доводы кассатора направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2020 по делу N А76-31077/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую установлено частью 3 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ.
...
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
...
Довод Комитета о соответствии оспариваемых действий нормам части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 4 Федерального закона N 172-ФЗ, которые исключают перевод земельных участков из одной категории земель в другую в случае, если это не предусмотрено документами территориального планирования, правомерно отклонены судами как противоречащий части 1 статьи 9, подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 26, подпунктам 1 и 4 части 2 статьи 8, статье 45 Градостроительного кодекса Российской."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 июля 2020 г. N Ф09-4310/20 по делу N А76-31077/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-629/2021
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4310/20
20.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4310/20
14.05.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3134/20
29.01.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-31077/19