Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 сентября 2020 г. N Ф09-4310/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А76-31077/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Аникина И.А., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой И.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2020 по делу N А76-31077/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ГеоПром" - Абдувалиев Рашид Аскарович (доверенность от 06.08.2019);
от ответчика - Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - Сафиуллина Ольга Леонидовна (доверенность от 20.12.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "ГеоПром" (далее - ООО "ГеоПром", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области и Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация, Комитет, заинтересованные лица) с заявлением о признании незаконным бездействия по несогласованию перевода земельного участка, площадью 580494 кв.м, с кадастровым номером 74:00:0000000:874, расположенного по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно в 4,6 км по направлению на север от центральной части поселка Нагорный в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; об обязании направить в Министерство имущества Челябинской области или ООО "ГеоПром" согласие на перевод указанного земельного участка в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" (с учетом привлечения судом первой инстанции в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области).
Применительно к норме статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущества Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2020 (резолютивная часть от 22.01.2020) суд признал незаконным бездействие администрации Сосновского муниципального района в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района, выразившегося в несогласовании перевода земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874 по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно 4,6 км по направлению на север от центральной части п. Нагорный, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Суд возложил на Администрацию Сосновского муниципального района в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района обязанность согласовать перевод земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874 по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно 4,6 км по направлению на север от центральной части п. Нагорный, в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
С указанным решением не согласились Администрация и Комитет (далее также - податели апелляционных жалоб, апеллянты), в апелляционных жалобах просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Администрация в апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции неправомерно установил факт незаконного бездействия Администрации, поскольку в ответ на обращение общества "ГеоПром" Администрацией в письме N 2182 от 17.08.2012 было отказано в согласовании изменения категории земельного участка.
Полагает, что судом в решении не приведено правового обоснования допустимости понуждения собственника земельного участка к предоставлению согласия на перевод земельного участка из одной категории земель в другую.
Судом не учтено, что оспариваемые действия органа местного самоуправления соответствуют части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), которые исключают перевод земельных участков из одной категории земель в другую в случае, если это не предусмотрено документами территориального планирования, в силу чего разрешение вопроса о переводе земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874 из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения является преждевременным до внесения изменений в документы территориального планирования, которые могут быть произведены по заявлению обществу "ГеоПром" в установленном градостроительным законодательством порядке.
Полагает, что принятое решение противоречит части 2 статьи 175 АПК РФ, поскольку резолютивная часть не позволяет установить бездействие каждого из заинтересованных лиц незаконным и в какой части каждый из них обязан восстановить нарушенные права заявителя. Считает, что возлагая на орган местного самоуправления обязанность по совершению действий по согласованию перевода земельного участка в иную категорию земель, суд в нарушение статьи 10 Конституции Российской Федерации вмешивается в деятельность органов местного самоуправления.
Комитет в апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка доказательствам, представленным заинтересованными лицами в обоснование законности оспариваемых действий.
ООО "ГеоПром" в отзыве на апелляционные жалобы просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Комитета не явились.
В отсутствие возражений сторон и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, ООО "ГеоПром" получена лицензия на право пользования недрами от 03.08.2011 серии ЧЕЛ 80268 ТР. Срок действия до 30.06.2036, целевое назначение - геологическое изучение, разведка и добыча строительного песка на уч. Малиновский (л.д.7-14).
Согласование проектной документации по Малиновскому месторождению песчано-гравийной смеси произведено распоряжением Министерства от 18.12.2017 N 3976-Р (л.д.15-19).
Участок Малиновский расположен на территории Сосновского муниципального района.
Письмом от 03.11.2017 N 11/7 ООО "ГеоПром" обратилось в Администрацию, в котором просило согласовать схему земельного участка под уч. Малиновский и предоставить его по договору аренды.
09.04.2018 постановлением Администрации N 1420 утверждена схема расположения земельного участка, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", общей площадью 580 494 кв.м, территориальная зона - зона сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно в 4,6 км по направлению на север от центральной части поселка Нагорный, для добычи полезных ископаемых.
Указанный земельный участок 03.05.2018 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 74:00:0000000:874 с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
В целях исполнения лицензионного соглашения (приложение 1 к лицензии ЧЕЛ 80268 ТР) письмом от 08.05.2018 ООО "ГеоПром" обратилось на имя главы Сосновского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 74:00:0000000:874 для разработки карьера по добыче строительного песка (л.д.20).
В письме Комитета от 04.06.2018 N 1461 заявителю указано на необходимость обращения в Министерство с ходатайством о переводе земельного участка в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2012 N 259-П (л.д. 21).
Письмом от 27.07.2018 N 04/7 ООО "ГеоПром" обратилось в Администрацию с просьбой согласовать перевод земельного участка 74:00:0000000:874 в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" (л.д. 24).
Письмом от 17.08.2018 N 2182 Комитет отказал в согласовании перевода земельного участка в другую категорию, сославшись на то, что в территориальной зоне, где расположен земельный участок, не предусмотрен вид территориального использования для разработки карьера (л.д.25).
Комитет в письме от 14.02.2019 N 358 указал на необходимость изменения территориального планирования, с предложением обратиться в управление строительства и архитектуры Сосновского муниципального района (л.д. 26).
15.04.2019 N 01/4 ООО "ГеоПром" обратилось в управление строительства и архитектуры Сосновского муниципального района Челябинской области с просьбой произвести (в территориальном планировании) учет земельного в территориальной зоне земель промышленности (л.д. 27).
Управление строительства и архитектуры Сосновского муниципального района Челябинской области в письме от 05.06.2019 N 4326 указало, что работы по корректировке документов территориального планирования не запланированы на 2019 в связи с отсутствием финансирования.
Ссылаясь на незаконность бездействия органов местного самоуправления, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель как обладатель лицензии на право пользования недрам, имеет исключительное право на приобретение в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874, и обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, в связи с чем возможность использования земельного участка для добычи полезных ископаемых исключается без перевода земельного участка в соответствующую разрешенному использованию участка категорию земель. Поскольку возможность перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения допускается нормой пункта 8 части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ, и факт наличия на земельном участке месторождения полезного ископаемого материалами дела подтвержден, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у органа местного самоуправления обязанности по согласованию перевода земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории, в связи с чем признал обжалуемое бездействие незаконным.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Согласно статье 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункт 20 пункта 2 статьи 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации классифицируются по целевому назначению на категории, в том числе могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и землям промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Статьей 7 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, указанных в данной норме.
К числу таких исключительных случаев, допускающих перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию нормой подпункта 8 части 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ отнесено добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Применительно к норме пункта 10 статьи 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию.
В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую (пункт 10.1 статьи 39.15 ЗК РФ).
Из изложенных норм следует, что действующим законодательством допускается перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случае добычи на земельном участке полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Челябинской области от 15.09.2005 N 151-П "Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в земли другой категории и состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в земли другой категории" прием, рассмотрение ходатайств и принятие решений о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в земли другой категории на территории Челябинской области осуществляет Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области.
Согласно статье 2 Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую установлено частью 3 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ.
В силу подпункта 7 статьи 10 Административного регламента государственной услуги "Перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в земли другой категории предоставления государственной услуги", утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2012 N 259-П (далее - Административный регламент) к ходатайству о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории прикладывается согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:
1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
По результатам рассмотрения ходатайства в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Из материалов дела следует, что обществу "ГеоПром", которое является обладателем лицензии на право пользования недрами от 03.08.2011 серии ЧЕЛ 80268 ТР, сроком действия 30.06.2036 (л.д.7), в ответ на его обращение (л.д. 20) постановлением Администрации N 1420 от 09.04.2018 утверждена схема расположения земельного участка, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", общей площадью 580 494 кв.м, территориальная зона - зона сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Челябинская область, р-н Сосновский, примерно в 4,6 км по направлению на север от центральной части поселка Нагорный.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 03.05.2018 с присвоением ему кадастрового номера 74:00:0000000:874 с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
Таким образом, заявитель, являясь правообладателем лицензии на право пользования недрами, вправе требовать заключения договора аренды земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами, и поскольку подпунктом 7 статьи 10 Административного регламента для перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории требуется согласие правообладателя земельного участка, при недоказанности заинтересованными лицами наличия правовых оснований для отказа в согласовании изменения категории земель, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности действий органа местного самоуправления.
Доводы апелляционных жалоб Администрации и Комитета о соответствии оспариваемых действий нормам части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 4 Федерального закона N 172-ФЗ, которые исключают перевод земельных участков из одной категории земель в другую в случае, если это не предусмотрено документами территориального планирования, апелляционным судом отклоняются.
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу подпункта 2 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем принятия решений о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
В силу подпунктов 1 и 4 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов и утверждение документации по планировке территории относится к полномочиям органов местного самоуправления районов.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из положений статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации следуют полномочия органа местного самоуправления на утверждение документации по планировке территории, однако не следует, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченным органом исключительно по обращению третьих лиц.
Таким образом, поскольку изменение документации территориального планирования находится в сфере полномочий органа местного самоуправления, доводы апелляционной жалобы о том, что разрешение вопроса о переводе земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:874 в земли иной категории при рассмотрении настоящего спора является преждевременным до инициирования обществом "ГеоПром" процедуры изменения документации территориального планирования, признаются коллегией необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы Администрации об отсутствии оснований для понуждения собственника земельного участка к предоставлению согласия на перевод земельного участка из одной категории земель в другую, апелляционным судом отклоняются, учитывая, что в соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ в данном случае орган местного самоуправления реализует публично-правовые функции лица, имеющего полномочия по распоряжению земельными участками, не разграниченными в государственной собственности, в силу чего не вправе решать вопрос о даче согласия на изменении категории земель исключительно с позиций частной инициативы.
Доводы апелляционной жалобы Администрации о противоречии принятого решения части 2 статьи 175 АПК РФ, поскольку резолютивная часть не позволяет установить бездействие каждого из заинтересованных лиц незаконным и в какой части каждый из них обязан восстановить нарушенные права заявителя, отклоняются как противоречащие содержанию резолютивной части решения, учитывая, что Комитет является функциональным органом Администрации.
Принятие судом первой инстанции о признании незаконным бездействия Администрации и возложении обязанности по восстановлению прав заявителя в силу статьи 16 АПК РФ и части 5 статьи 200 АПК РФ, вопреки доводам апелляционной жалобы Администрации, не может быть расценено как вмешательство в деятельность органов местного самоуправления.
По изложенным мотивам, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2020 по делу N А76-31077/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
И.А.Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-31077/2019
Истец: ООО "ГеоПром"
Ответчик: Администрация Сосновского муниципального района, КУИЗО Сосновского муниципального района, КУИиЗО Сосновского муниципально района
Третье лицо: Министерство имущества Челябинской области, Министерство имущетсва Челябинской области, КУИиЗО Сосновского муниципально района
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-629/2021
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4310/20
20.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4310/20
14.05.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3134/20
29.01.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-31077/19