Екатеринбург |
|
10 августа 2020 г. |
Дело N А76-13208/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Столярова А.А., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инфра Инвест" (далее - общество "ИнфраИнвест") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.11.2019 по делу N А76-13208/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области, принял участие представитель общества "ИнфраИнвест" - Синицин В.В. (доверенность от 01.04.2019).
Общество "ИнфраИнвест" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области" (далее - кадастровая палата) о признании незаконным решения от 11.04.2019 N Ф7400/18-25118 об исправлении технических опечаток в отношении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0712005:529; об обязании кадастровой палаты восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0712005:529 с 15.01.2015 по 23.04.2018 в размере 56 328 800 руб. (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - Комитет), общество с ограниченной ответственностью "Автодорожник".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ИнфраИнвест" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение норм материального права.
Заявитель указывает, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка в порядке исправления технической ошибки в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Кроме того, заявитель полагает, что судами не учтено, что на дату образования спорного земельного участка в отношении исходных земельных участков была установлена кадастровая стоимость в размере рыночной, следовательно, в отношении образованного участка кадастровая стоимость подлежала определению с применением аналогичных показателей. Также заявитель отмечает, что изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка нарушает его права и законные интересы как арендатора соответствующего участка в связи с увеличением арендной платы.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2014 по делу N А76-8592/2014 была установлена кадастровая стоимость в размере рыночной для земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0712005:30, 74:36:0712005:36, 74:36:0316004:4345, 74:36:0703001:51.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0712005:529, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Курчатовский р-н, на пересечении ул. Молдавской и пр. Победы, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения торгово-гостиничного комплекса, для размещения рынка с объектами метрополитена, площадью 40066 кв. м, поставленном на государственный кадастровый учет 15.01.2015.
Указанный земельный участок образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0712005:30, 74:36:0712005:36.
При постановке на ГКУ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0712005:529 определена путем сложения с применением сведений о кадастровой стоимости преобразуемых земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0712005:30, 74:36:0712005:36, установленной решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2014 N А76-8592/2014, в размере 56 328 800,00 руб.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0712005:529 в размере 56 328 800,00 руб. внесены в кадастр недвижимости 15.01.2015.
Решением об исправлении технической ошибки от 11.04.2018 N Ф7400/18-25118, принятым Управлением Росреестра, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0712005:529 определена в размере 233 668 117,28 руб. в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, с применением удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего виду разрешенного использования земельного участка для кадастрового квартала "74:36:0712005", утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П.
Общество "ИнфраИнвест", полагая, что оспариваемое решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом чего для признания незаконными решений или действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений или действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
На основании пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Указанные правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пункту 2 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (п. 8 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Во исполнение пунктов 11, 13 Правил N 316 приказом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Методические указания N 222 действовали до 01.03.2019 и подлежали применению в спорных правоотношениях.
Согласно пункту 1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Пунктом 13 Правил N 316 предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. 2.1.3 Методических указаний N 222 в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В силу пункта 2.1.17 Методических указаний N 222 в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
При этом применение сведений о кадастровой стоимости исходных земельных участков при определении кадастровой стоимости земельного участка, образованного путем объединения земельных участков, Методическими указаниями не предусмотрено.
Судами установлено, что при постановке 15.01.2015 на государственный кадастровый учет кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0712005:529 была определена в размере 56 328 800,00 руб., то есть путем сложения кадастровой стоимости преобразуемых земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0712005:30, 74:36:0712005:36, установленной решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2014 N А76-8592/2014.
Вместе с тем в рамках дела N А76-8592/2014 рыночная стоимость была определена для конкретных объектов недвижимости с кадастровыми номерами 74:36:0712005:30, 74:36:0712005:36, при объединении указанных земельных участков кадастровая стоимость образованного (нового) земельного участка не могла быть определена по правилам, установленным для раздела земельного участка, а должна определяться по общим правилам, установленным Методическими указаниями.
В силу части 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Указанная техническая ошибка была выявлена филиалом 10.04.2018 в рамках исполнения приказа от 18.04.2016 N П-265 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на устранение ошибок при расчете кадастровой стоимости объектов недвижимости и оформлении актов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
В результате выявления указанной технической ошибки филиалом был составлен протокол выявления технической ошибки от 10.04.2018 N 7400/603/18-489.
Решением Управления Росреестра от 11.04.2018 N Ф7400/18-25118 исправлена техническая ошибка в сведениях ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0712005:529, выявленная филиалом.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0712005:529 определена в размере 233 668 117,28 руб. в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П для кадастрового квартала "74:36:0712005", соответствующий пятой функциональной группе видов разрешенного использования, предусмотренной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", а именно для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Значение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0712005:529 составило 233 668 117,28 (удельный показатель кадастровой стоимости 5 832,08 x площадь земельного участка 40 066).
С учетом изложенного суды обоснованно признали правомерными действия уполномоченного органа и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.11.2019 по делу N А76-13208/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инфра Инвест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
...
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0712005:529 определена в размере 233 668 117,28 руб. в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П для кадастрового квартала "74:36:0712005", соответствующий пятой функциональной группе видов разрешенного использования, предусмотренной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", а именно для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Значение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0712005:529 составило 233 668 117,28 (удельный показатель кадастровой стоимости 5 832,08 x площадь земельного участка 40 066)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2020 г. N Ф09-2052/20 по делу N А76-13208/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2052/20
23.01.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-18699/19
19.11.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-13208/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-13208/19