Екатеринбург |
|
10 августа 2020 г. |
Дело N А71-17526/2019 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "РепТим" (заявитель, ТСЖ, ТСЖ "РепТим") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.01.2020 по делу N А71-17526/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон.
ТСЖ "РепТим" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.09.2019 N 018/04/9.21-505/2019 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - антимонопольный орган, Управление).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дигеста" (далее - общество "Дигеста", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.01.2020, (судья Мосина Л.Ф.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 (судья Риб Л.Х.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТСЖ просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, заявленные требования удовлетворить, считает, что основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют ввиду того, что шаровые затворы (отсекающие задвижки) находятся на теплотрассе отопления и трассе горячего водоснабжения, принадлежащих обществу "Дигеста". Заявитель жалобы также считает, что судом первой инстанции необоснованно отказано о рассмотрении настоящего дела по общим правилам искового производства, а также указывает на необходимость привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц обществ с ограниченной ответственностью "РЦ-Ростверк", "Удмуртские коммунальные системы".
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в Управление поступило заявление общества "Дигеста" на действия ТСЖ "РепТим", выразившиеся в необоснованном препятствии транспортировке горячей воды, принадлежащий третьему лицу пристрой, путем закрытия задвижки в подвале многоквартирного дома по адресу: г. Ижевск, ул. Тимирязева, 19.
Общество "Дигеста" является собственником нежилого помещения в пристрое к многоквартирному дому по указанному адресу, обществом заключены прямые договоры на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями: МУП г. Ижевска "Ижводоканал", ООО "УКС", ПАО "Т-Плюс".
Инженерные сети, через которые осуществляется поставка коммунальных ресурсов в пристрой общества "Дигеста", проходят транзитом через подвал многоквартирного дома, в котором на границе зон эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности между ТСЖ "РепТим" и обществом "Дигеста" установлены отсекающие задвижки, к которым общество "Дигеста" не имеет доступа.
В подвале многоквартирного дома 09.04.2019 произошла авария на сетях горячего водоснабжения (порыв трубы), в связи с чем по просьбе сотрудников общества "Дигеста" задвижка горячего водоснабжения, находящаяся в подвале, была экстренно закрыта ТСЖ.
После устранения аварии третье лицо обратилось в ТСЖ с просьбой возобновить подачу горячего водоснабжения, на что председатель ТСЖ ответил отказом, указав, что услуга по закрытию и открытию задвижек является платной, и предложил оплатить данную услугу.
Как пояснил судам заявитель, техническое обслуживание общего имущества дома, в том числе обслуживание запирающих устройств сети горячего водоснабжения по договору с ТСЖ "РепТим" от 01.07.2013 N 01/07-2013ТСЖ оказывает общество с ограниченной ответственностью "РЦ-Ростверк", которое подтвердило, что заявки на открывание задвижек горячего водоснабжения после устранения аварии в зоне ответственности общества "Дигеста" не поступало. Подача горячего водоснабжения восстановлена по распоряжению председателя ТСЖ "РепТим" при запуске всей системы горячего водоснабжения дома, после отключения по телефонограмме обществу с ограниченной ответственностью "УКС" 21.05.2019.
Согласно письменным пояснениям общества "Дигеста" от 26.06.2019, горячее водоснабжение отсутствовало период с 9 апреля по 10 июня 2019 года. Заявитель по делу данный факт не опровергает.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон между обществом "УКС" и ТСЖ "РепТим" к договору теплоснабжения от 01.05.2012 N К848, границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является: по отоплению и горячему водоснабжению - наружная стена жилого дома, внутренняя система горячего водоснабжения принадлежит ТСЖ "РепТим".
Антимонопольным органом в отношении ТСЖ "РепТим" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 018/04/9.21-505/2019 и проведении административного расследования. 25.07.2019 Управлением в присутствии представителя ТСЖ "РепТим" составлен протокол об административном правонарушении N 018/04/9.21-505/2019 по факту совершения ТСЖ административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 25.09.2019 антимонопольным органом вынесено постановление N 018/04/9.21-505/2019 о привлечении ТСЖ к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Суды пришли к выводам о наличии в действиях ТСЖ состава административного правонарушения, в удовлетворении требований отказали.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Исходя из специфики отношений по водоотведению, обуславливающей специальный характер регулирующих эти отношения норм права, владелец водопроводных и (или) канализационных сетей, не имеющий тарифа на транспортировку холодной воды и стоков по таким сетям и не предпринимавший попытки к его установлению, не вправе препятствовать перетоку по его сетям холодной воды и сточных вод присоединенных к ним абонентов под предлогом необходимости оплаты такой услуги.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 9 статьи 21 Закона N 416-ФЗ порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Судами установлено, что общество "Дигеста" является собственником нежилого помещения в пристрое к указанному многоквартирному дому; инженерные сети, через которые осуществляется поставка коммунальных ресурсов в пристрой, проходят транзитом через подвал многоквартирного дома, в котором на границе зон эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности между ТСЖ "РепТим" и обществом "Дигеста" установлены отсекающие задвижки, к которым общество "Дигеста" не имеет доступа. Сети горячего водоснабжения в спорном многоквартирном доме принадлежат ТСЖ "РепТим".
Таким образом, после получения обращения общества "Дигеста" о возобновлении подачи горячего водоснабжения ТСЖ не вправе было препятствовать транспортировке горячей воды по сетям. Следовательно, действия ТСЖ "РепТим", выразившиеся в необоснованном препятствии транспортировке горячей воды в пристрой, принадлежащий обществу "Дигеста", путем закрытия задвижки в подвале многоквартирного дома, свидетельствуют о нарушении части 3 статьи 11 Закона N 416-ФЗ.
Факт наличия в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, установлен, подтверждается материалами дела, документально не опровергнут.
Вопрос о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения был исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное ТСЖ наказание с учетом статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 АПК РФ, судами не установлены. При этом само по себе наличие возражений заинтересованного лица против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не является тем обстоятельством, которое влечет необходимость перехода к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Довод жалобы относительно необходимости привлечения к участию в деле третьих лиц также был рассмотрен судами и обоснованно отклонен исходя из того, что заявитель по делу не обосновал (и судом не установлено) каким образом судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности обществ с ограниченной ответственностью "РЦ-Ростверк" и "Удмуртские коммунальные системы". Суды также отметили, что ни оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности, ни судебные акты по настоящему делу не возлагают на указанные общества каких-либо обязанностей и не содержат каких-либо выводов о правах или обязанностях указанных обществ.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено. Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.01.2020 по делу N А71-17526/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "РепТим" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что общество "Дигеста" является собственником нежилого помещения в пристрое к указанному многоквартирному дому; инженерные сети, через которые осуществляется поставка коммунальных ресурсов в пристрой, проходят транзитом через подвал многоквартирного дома, в котором на границе зон эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности между ТСЖ "РепТим" и обществом "Дигеста" установлены отсекающие задвижки, к которым общество "Дигеста" не имеет доступа. Сети горячего водоснабжения в спорном многоквартирном доме принадлежат ТСЖ "РепТим".
Таким образом, после получения обращения общества "Дигеста" о возобновлении подачи горячего водоснабжения ТСЖ не вправе было препятствовать транспортировке горячей воды по сетям. Следовательно, действия ТСЖ "РепТим", выразившиеся в необоснованном препятствии транспортировке горячей воды в пристрой, принадлежащий обществу "Дигеста", путем закрытия задвижки в подвале многоквартирного дома, свидетельствуют о нарушении части 3 статьи 11 Закона N 416-ФЗ.
Факт наличия в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, установлен, подтверждается материалами дела, документально не опровергнут.
...
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное ТСЖ наказание с учетом статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2020 г. N Ф09-4205/20 по делу N А71-17526/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1634/20
10.08.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4205/20
23.03.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1634/20
10.01.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-17526/19