Екатеринбург |
|
21 августа 2020 г. |
Дело N А60-575/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Сухановой Н.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дагестанской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2020 по делу N А60-575/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Уралкомплект" (далее - заявитель, общество, ООО "Уралкомплект") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дагестанской таможни от 29.11.2019 N 10801000-2150/2019 о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит названные судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что судами неполно выяснены обстоятельств, имеющие значение для дела, и неполно дана оценка имеющим значение для дела документам. Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводом судов о недоказанности в действиях общества состава вмененного правонарушения. Настаивает, что обществом нарушены требования статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, поскольку документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, не представлены. Те документы, которые были представлены обществом в ходе производства по делу об административном правонарушении, не имеют отношения к товару, фактически перемещаемому через таможенную границу и требующему соблюдения запретов и ограничений. Кроме того, считает доказанным факт надлежащего извещения общества о составлении протокола, а вывод судов об обратном -необоснованным.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для ее удовлетворения не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, 16.07.2019 для убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) таможенному посту предъявлен железнодорожный вагон N 60848553 по накладной N 27468668 с товаром "Порошок абразивный, в виде смеси оксидов не драгоценных металлов: кремния, магния, железа, алюминия, кальция, никеля, хрома вид обработки высушивание, просеивание, предназначен для очистки металлических, каменных и бетонных..." (код ТН ВЭД ЕАЭС 2621900000, код ГНГ 2621900000 - "Шлаки, кроме гранулированных металлургических для переплавки, не поименованные в алфавите"), задекларированным ООО "Уралкомплект" Уральской электронной таможне по ДТ N 10511010/050719/0091955,
В соответствии с заявленным декларантом в графе 33 ДТ N 10511010/050719/0091955 кодом ТН ВЭД ЕАЭС - 2621900000, данный товар обладает признаками соотнесения с опасными отходами, включенными в Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования".
По мнению таможенного органа, при вывозе данного товара необходимо представить разрешительные документы - лицензию Минпромторга и разрешение Росприроднадзора.
Непредставление обществом указанных документов расценено Дагестанской таможней как нарушение требований статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (не представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка), что является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
По данному факту в отношении ООО "Уралкомплект" 15.08.2019 возбуждено дело N 10801000-2150/2019 по статье 16.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела таможенным органом составлен протокол от 15.10.2019 и вынесено постановление от 29.11.2019 N 10801000-2150/2019, которым общество привлечено к ответственности по статье 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды при рассмотрении дела пришли к выводу об отсутствии в действиях общества события вменяемого правонарушения, кроме того, указали на допущенное таможенным органом существенном нарушении процедуры административного производства.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Судами выявлено, что с таможенной территории фактически вывозится товар "шлак гранулированный...", указанный в перечне товаров, утвержденном решением Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 N 30 как "Шлак и зола прочие".
Согласно ТН ВЭД ЕАЭС (группа 26) по коду товара 2621900000, заявленному ООО "Уралкомплект" в графе 33 ДТ N 10511010/050719/00091955, классифицируется товар: "Шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп); зола и остатки от сжигания отходов городского хозяйства: прочие".
Такой товар как "Порошок абразивный...", заявленный ООО "Уралкомплект" в графе 31 ДТ N 10511010/050719/00091955, в описании товаров подгруппы 2621 ТН ВЭД ЕАЭС отсутствует.
В раздел 2.3 Перечня "Опасные отходы" включен товар - "шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей", код ТН ВЭД ЕАЭС 2620, 2621, 3825 (пункт 23).
Согласно примечанию к данному разделу, для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
Руководствуясь положениями Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (ратифицирована Федеральным законом от 25.11.1994 N 49-ФЗ), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами трансграничного перемещения отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 N 442, разделами 1.2 "Опасные отходы, запрещенные к ввозу" Приложения N 1 и 2.3 "Опасные отходы" Приложения N 2 и Приложения N 7 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования", проанализировав заключение таможенного эксперта, ТУ N 3989-001-14850363-2004, исходя из наличия представленных при таможенном декларировании документов (сертификат качества порошка абразивного фракция ТУ 3989-001-14850363-2004), суды пришли к выводу о том, что вывозимый товар предназначен не для совершения операций по удалению (разложению, уничтожению и/или захоронению), указанных в Приложении IV к Базельской конвенции, а является продуктом (материалом), предназначенным для очистки металлических поверхностей струйными аппаратами, следовательно, не является отходом.
При таких обстоятельствах в отсутствие доказательств, бесспорно подтверждающих наличие у общества обязанности по представлению разрешительных документов на вывоз товара (лицензии Минпромторга, разрешение Росприроднадзора), оснований для вывода о наличии в действиях общества события правонарушения, не имеется.
В связи с вышеизложенным судами нижестоящих инстанций правомерно отклонены выводы таможенного органа о наличии и доказанности вмененного состава правонарушения.
Установление судами факта допущенного таможенным органом существенного нарушения процедуры административного производства, выразившемся в ненадлежащем извещении о дате составления протокола об административном правонарушении, произведено на основании исследованных должным образом материалов дела, чему судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее непринятия у суда округа не имеется. Так, судами выявлено, что доказательств, подтверждающих, что в данном случае было получено именно письмо от 13.09.2019, в материалы дела не представлено, при этом общество факт получения 23.09.2019 именно спорного извещения оспаривает.
Все остальные доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2020 по делу N А60-575/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Дагестанской таможни - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.