Екатеринбург |
|
26 августа 2020 г. |
Дело N А34-11470/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Сухановой Н. Н., Черкезова Е. О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, фонд административный орган, управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.01.2020 по делу N А34-11470/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, приняли участие представитель заявителя - Михайлова Д.М. (доверенность от 09.01.2020).
Управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к государственному казенному учреждению "Курганская областная психоневрологическая больница" (далее - ответчик, ГКУ "Курганская ОПНБ") о взыскании убытков в размере 8 854 руб. 45 коп., возникших в связи с несвоевременным предоставлением индивидуальных сведений, повлекших незаконные выплаты пенсии Лазаревой Надежде Инокентьевне (далее - Лазарева Н.И.), Менщиковой Наталье Анатольевне (далее - Менщикова Н.А.), Хабарову Валерию Викторовичу (далее - Хабаров В.В.) в завышенном размере.
Определением суда от 15.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Лазарева Н.И., Менщикова Н.А., Хабаров В.В.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.01.2020 (судья Асямолов В.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что на момент вынесения решения об индексации пенсии управление не располагало сведениями о ведении Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабаровым В.В. трудовой деятельности у ответчика в сентябре-октябре 2017 года; необходимые сведения, в нарушение положений Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), ГКУ "Курганская ОПНБ" не сообщило. С учетом положений Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что Лазарева Н.И., Менщикова Н.А., Хабаров В.В. являются работниками ответчика и получателями пенсии по старости.
Руководствуясь пунктом 2.2 статьи 11 Федеральный закон N 27-ФЗ 13.12.2017 ответчик представил в фонд сведения по форме СЗВ-М (тип "исходная") за сентябрь 2017 года в отношении 640 застрахованных лиц, в том числе и в отношении Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В.
Сведения по форме СЗВ-М (тип "исходная") за октябрь 2017 года представлены ответчиком в фонд 14.12.2017 в отношении 643 застрахованных лиц, в том числе и в отношении Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В.
Пенсионным фондом 24.11.2017 принято решение о перерасчете с учетом индексации размера фиксированной выплаты пенсий Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В. с 01.12.2017. Согласно протоколам от 04.10.2018 N 916, от 04.10.2018 N 919, от 10.10.2018 N 963 Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В. за период с 01.12.2017 по 31.01.2018 излишне выплачены суммы индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в общей сумме 8 854 руб. 45 коп.
Полагая, что указанная сумма является убытками, подлежащими возмещению ответчиком, фонд направил в адрес ответчика требование от 24.10.2018 N 15-57610 об уплате суммы ущерба в добровольном порядке в срок до 23.11.2018. Ответчик оплату не произвел.
Неисполнение требования послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований, суды обеих инстанций исходили из недоказанности истцом причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причинением вреда в виде излишне выплаченных сумм пенсий с учетом индексации.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно пункту 2.2. статьи 2 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция) страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N 27-ФЗ.
Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2016, статья 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) дополнена статьей 26.1, в которой урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности.
На основании части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - обязательному пенсионному страхованию), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы.
В силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
В части 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 84 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила N 885н) выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
Согласно пункту 85 Правил N 885н определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 86 Правил N 885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Статьей 28 Федерального закона N 400-ФЗ установлена ответственность работодателей за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
На основании части 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 13.12.2017 ответчик представил в фонд сведения по форме СЗВ-М (тип "исходная") за сентябрь 2017 года в отношении 640 застрахованных лиц, в том числе и в отношении Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В.
Ответчик 14.12.2017 представил в Фонд сведения по форме СЗВ-М (тип "исходная") за октябрь 2017 года в отношении 643 застрахованных лиц, в том числе и в отношении Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В.
В связи с отсутствием сведений о продолжении работы Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В. фондом 24.11.2017 приняты решения о перерасчете размера пенсий указанным лицам с 01.12.2017.
Судами отмечено, что страхователем 04.10.2017 представлены сведения по форме СЗВ-М (тип "исходная") за август 2017 года на застрахованных лиц, в том числе и на пенсионеров Лазареву Н.И., Менщикову Н.А., Хабарова В.В.
Таким образом, с указанной даты (04.10.2017) заявитель имел информацию о том, что Лазарева Н.И., Менщикова Н.А., Хабаров В.В. трудовой деятельности не прекращали, что влечет отсутствие оснований для принятия решения об индексации получаемой пенсии от 21.11.2018.
Кроме того, сведения за сентябрь и октябрь 2017 года представлены ответчиком 13.12.2017 и 14.12.2017 и также содержат данные об указанных лицах.
Таким образом, фонд с 04.10.2017 знал о том, что Лазарева Н.И., Менщикова Н.А., Хабаров В.В. фактически не прекратили осуществление трудовой деятельности, в связи с чем отсутствовали основания для индексации получаемой пенсии с 01.01.2018, основания для выплаты индексации указанным физическим лицам у управления также отсутствовали, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суды правомерно отказали управлению в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23.01.2020 по делу N А34-11470/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами отмечено, что страхователем 04.10.2017 представлены сведения по форме СЗВ-М (тип "исходная") за август 2017 года на застрахованных лиц, в том числе и на пенсионеров Лазареву Н.И., Менщикову Н.А., Хабарова В.В.
Таким образом, с указанной даты (04.10.2017) заявитель имел информацию о том, что Лазарева Н.И., Менщикова Н.А., Хабаров В.В. трудовой деятельности не прекращали, что влечет отсутствие оснований для принятия решения об индексации получаемой пенсии от 21.11.2018.
Кроме того, сведения за сентябрь и октябрь 2017 года представлены ответчиком 13.12.2017 и 14.12.2017 и также содержат данные об указанных лицах.
Таким образом, фонд с 04.10.2017 знал о том, что Лазарева Н.И., Менщикова Н.А., Хабаров В.В. фактически не прекратили осуществление трудовой деятельности, в связи с чем отсутствовали основания для индексации получаемой пенсии с 01.01.2018, основания для выплаты индексации указанным физическим лицам у управления также отсутствовали, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2020 г. N Ф09-4245/20 по делу N А34-11470/2019