Екатеринбург |
|
27 августа 2020 г. |
Дело N А07-37499/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Тороповой М.В., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.03.2020 по делу N А07-37499/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Публичное акционерное общество "Башинформсвязь" (далее - общество "Башинформсвязь") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия Министерства, выразившиеся в отказе исключить объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:73:010718:847, 02:18:160209:353, 02:53:100110:190, 02:63:020311:140 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2016 N 2007, оформленного письмом от 25.09.2019 N НП-/12864; обязании Министерства устранить нарушения прав и законных интересов общества "Башинформсвязь" путем исключения объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:73:010718:847, 02:18:160209:353, 02:53:100110:190, 02:63:020311:140 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства от 29.12.2016 N2007, разместив в установленном порядке на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения об исключении указанных объектов из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; взыскании с Министерства в пользу общества "Башинформсвязь" 15 000 руб. судебных расходов (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 12.03.2020 заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Как указывает заявитель, заявленные требования направлены на оспаривание нормативного правового акта, для которого установлен иной порядок обжалования, в связи с чем полагает, что данный спор неподведомственен арбитражному суду. Министерство отмечает, что оспариваемый отказ основан на Приказе Министерства от 29.12.2016 N 2007 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень), который в судебном порядке не обжалован.
Как следует из материалов дела, в пункты 9937, 296, 925, 9215 Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2017 год, включены следующие объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу "Башинформсвязь" на праве собственности: нежилое здание с кадастровым номером 02:73:010718:847 расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Баймакский район, г. Баймак, пр. С. Юлаева. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.01.2003 серии 02-БА N 003856 объект является зданием Баймакского РУС (районный узел связи) общей площадью 1450,7 кв. м. Объект размещен на земельном участке с кадастровым номером 02:73:010718:54, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, р-н Баймакский, г. Баймак, пр. С. Юлаева, д.44, предоставленный обществу "Башинформсвязь" в аренду для размещения производственной базы согласно договору аренды N 661-13-73 находящегося в государственной собственности земельного участка от 12.07.2013; нежилое здание с кадастровым номером 02:18:160209:311 расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Бурзянский район, с. Сгаросубханкулово, ул. Ленина, д.76. Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, техническим паспортом на здание, составленным по состоянию на 25.11.2014 объект является административным зданием РУС (районный узел связи) общей площадью 1447.5 кв. м. Объект размещен на земельном участке с кадастровым номером 02:18:160209:7, находящимся по адресу: Республика Башкортостан, Бурзянский район, с. Старосубханкулово, ул. Ленина, д.76, вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, общей площадью 2660 кв. м, принадлежащем на праве собственности обществу "Башинформсвязь"; нежилое здание с кадастровым номером 02:53:100110:190 расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Шаранский район, с. Шараи, ул. Центральная, 23. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.08.2004 серии 02 А N 291616 объект является административным зданием общей площадью 924,5 кв. м. Объект размещен на земельном участке с кадастровым номером 02:53:100110:0042, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, Шаранский район, с. Шаран, ул. Центральная, 23, предоставленном обществу "Башинформсвязь" в аренду для размещения и обслуживания административного здания, согласно договору аренды земельного участка N43- 42-07зем от 28.08.2007; нежилое здание, с кадастровым номером 02:63:020311:140, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Белебеевский район, п. Приютово, б-р Мира, 2а, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.01.2003 серии 02-БЕ N 025394 объект является зданием АТС-7 (автоматическая телефонная станция) общей площадью 1268, 5 кв. м. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.09.2010 серии 04 АВ 730100 объект размещен на земельном участке с кадастровым номером 02:63:020311:27, находящимся по адресу: Республика Башкортостан, Белебеевский район, п. Приютово, б-р Мира, 2а, принадлежащий на праве собственности обществу "Башинформсвязь", вид разрешенного использования: для размещения производственной базы, общей площадью 2945 кв. м.
Общество "Башинформсвязь", полагая, что включение объектов недвижимости с кадастровыми номерами 02:73:010718:847, 02:18:160209:311, 02:53:100110:190, 02:63:020311:140 в Перечень неправомерным, обратилось с письмом от 30.08.2019 N 19/01.08-05/7190 с просьбой об исключении указанных объектов из Перечня.
Письмом от 25.09.2019 N НП-25/12864 Министерство отказало обществу "Башинформсвязь" в исключении объектов с кадастровыми номерами 02:73:010718:847, 02:18:160209:311, 02:53:100110:190, 02:63:020311:140 из Перечня.
Общество "Башинформсвязь", полагая, что отказ Министерства является незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и
действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в рассматриваемой ситуации установлены положениями статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28.11.2003 N 43-з (далее - Закон N43-з).
Статьей 2.1 Закона N 43-з предусмотрено, что налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1); отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 3).
Согласно пункту 1.3 постановления Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2014 N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (действующего в спорный период) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, в том числе здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади объекта в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, на возможность определения налоговой базы по налогу на имущество как кадастровой стоимости недвижимого имущества влияют один из нескольких факторов: соответствующий вид разрешенного использования земельного участка; возможность использования соответствующего здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Возможность использования соответствующего здания может быть обусловлена как назначением помещений (исходя из кадастрового паспорта соответствующего объекта недвижимости/документами технического учета), так и фактическим использованием здания (пункты 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что спорные объекты недвижимости, принадлежащие обществву "Башинформсвязь" на праве собственности, являются зданиями АТС (автоматическая телефонная станция), по своим характеристикам не отвечает ни одному из критериев, установленных п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса, статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан N 43-з "О налоге на имущество организаций".
Поскольку включение зданий с кадастровыми номерами 02:73:010718:847, 02:18:160209:311, 02:53:100110:190, 02:63:020311:140 в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса, нарушает права и законные интересы заявителя, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Законность судебных актов проверенав пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод Министерства о не подведомственности спора арбитражному суду, отклоняется как основанный на неправильном толковании норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к верному выводу, что для разрешения вопроса о подведомственности настоящего спора арбитражному суду необходимо установить, является ли заявленный спор спором о признании незаконным нормативного акта.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
По своему содержанию Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденный приказом Министерства от 29.12.2016 N 2007, не отвечает критериям нормативного правового акта, поскольку поименованные в данном Перечне объекты относятся к различным правообладателям, не касаются прав и
обязанностей неопределенного круга хозяйствующих субъектов.
Обществом "Башинформсвязь" заявлены требования о признании незаконными действия, выразившиеся в отказе исключить спорные объекты из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2016 N 2007.
Поскольку предметом оспаривания является решение органа исполнительной власти, касающееся конкретных объектов недвижимости, не обладающее признаками нормативного акта, заявленные требования направлены на устранение нарушения, допущенного в результате действий государственного органа, спор правомерно рассмотрен арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.03.2020 по делу N А07-37499/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что спорные объекты недвижимости, принадлежащие обществву "Башинформсвязь" на праве собственности, являются зданиями АТС (автоматическая телефонная станция), по своим характеристикам не отвечает ни одному из критериев, установленных п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса, статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан N 43-з "О налоге на имущество организаций".
Поскольку включение зданий с кадастровыми номерами 02:73:010718:847, 02:18:160209:311, 02:53:100110:190, 02:63:020311:140 в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса, нарушает права и законные интересы заявителя, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
...
Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 августа 2020 г. N Ф09-5045/20 по делу N А07-37499/2019
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5045/20
27.05.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4420/20
12.03.2020 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-37499/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-37499/19