Екатеринбург |
|
02 сентября 2020 г. |
Дело N А07-28278/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2020 делу N А07-28278/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
От Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан до рассмотрения кассационной жалобы по существу поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Указанное ходатайство судом округа рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Управлению Федерального казначейства Республики Башкортостан о взыскании убытков в размере 1465495,36 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Решением суда от 02.12.2019 исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Минфина России в пользу Администрации взысканы убытки в размере 1465493,36 руб., связанные с предоставлением жилого помещения N 112 общей площадью 103,7 кв. м, в жилом доме N 12 по ул. Мубарякова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан Годуновой Наталье Викторовне.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2020 решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм материального права. Заявитель указывает, что финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, осуществляемых за счет средств из федерального бюджета. Заявитель не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что истцом не представлено доказательств обращения в установленном порядке в соответствующие бюджеты (региональный бюджет и бюджет Российской Федерации) за выделением необходимых субвенций, а также недоказанности факта несения истцом заявленных к возмещению расходов. Администрация считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно исходил из доказанности факта наличия убытков, обоснованности их расчета, а также того, что указанные убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право инвалидов на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законодательством.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Уфы от 21.11.2014 по гражданскому делу N 2-5917/14 на Администрацию возложена обязанность предоставить Годуновой Н.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, общей площади не менее 28,0 кв. м.
Из указанного судебного акта следует, что согласно справке от 20.11.2001 серии МСЭ-012 Годунова Н.В. является инвалидом II группы по общему заболеванию бессрочно. Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа от 25.04.2008 N 437 Годунова Н.В. включена в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем вне очереди.
В соответствии с архивной выпиской от 12.07.2019 постановлением Администрации Октябрьского района г. Уфы от 11.03.1998 N 405 Годунова Н.В. поставлена на льготную очередь на получение жилой площади с правом первоочередного обеспечения, как инвалид общего заболевания II группы.
Как указывает Администрация, в целях исполнения решения Октябрьского районного суда г. Уфы от 21.11.2014 и в связи с отсутствием в реестре муниципальной собственности необходимых жилых помещений, Годуновой Н.В. и совместно проживающим членам ее семьи был предложен альтернативный вариант обеспечения жильем. По соглашению сторон Годуновой Н.В. с составом семьи из семи человек было предложено жилое помещение (трехкомнатная квартира) общей площадью 103,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Мубарякова, д. 12, кв. 117. В свою очередь Годунова Н.В. и совместно проживающие члены ее семьи передают в муниципальную собственность ранее занимаемое жилое помещение, находящееся в собственности граждан.
На основании постановления Администрации от 31.08.2018 N 1449 Годуновой Н.В. на состав семьи из семи человек (она, Годунова Ксения Олеговна, Годунов Константин Олегович, Годунов Даниэль Вадимович, Годунова Софья Константиновна, Годунов Алексей Константинович, Муллабаева Иветта Руслановна) предоставлено по договору социального найма жилое помещение (трехкомнатная квартира) N 117 общей площадью 103,7 кв. м, в жилом доме N 12 по ул. Мубарякова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Договор социального найма жилого помещения заключен Администрацией с Годуновой Н.В. 03.09.2018, на основании этого договора жилое помещение фактически передано Годуновой Н.В. по акту приема-передачи от 03.09.2018.
Администрация, полагая, что исполнив решения суда по предоставлению жилого помещения за счет собственных средств, ею понесены убытки в виде рыночной стоимости части переданной Годуновой Н.В. квартиры в сумме 1465495,36 руб., обратилась в суд с рассматриваемым иском о взыскании таких убытков с Российской Федерации в лице Минфина России и с Управления Федерального казначейства Республики Башкортостан.
Убытки определены истцом путем самостоятельного определения стоимости 28 кв. м в жилом помещении N 117 дома N 12 по ул. Мубарякова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, исходя из стоимости одного квадратного метра квартир среднего качества (типовых) на рынке жилья Республики Башкортостан в третьем квартале 2018 года, представленной на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Башкортостан.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, предъявленные
к Российской Федерации в лице Минфина России, придя к выводу о доказанности факта наличия убытков, обоснованности их расчета, а также компенсации таких убытков за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из следующего.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Закона.
Согласно статье 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Как установлено судом, Годунова Н.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, в связи с чем обеспечение ее жильем должно осуществляться органом государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций в порядке, предусмотренном статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ. В случае обеспечения ее жильем органом местного самоуправления во исполнение вступившего законную силу судебного акта соответствующие затраты органа местного самоуправления подлежат компенсации.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2017 N 309-ЭС16-20165, в отношении инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, необходимо выяснять обстоятельства исполнения разграниченных между государством и субъектом полномочий в сфере социальной защиты.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что Администрация не представила доказательств обращения в установленном порядке в соответствующие бюджеты (региональный бюджет и бюджет Российской Федерации) за выделением необходимых субвенций на компенсацию расходов, понесенных предоставлением Годуновой Н.В. жилого помещения во исполнение судебного акта.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что отсутствие такого обращения, объективно препятствовало выделению необходимых средств из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в виде субвенций и их дальнейшего перечисления из бюджета субъекта Российской Федерации во исполнение поименованных выше социальных обязательств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцом наличия причинно-следственной связи между действиями ответчиков и понесенными им затратами, что исключает возможность удовлетворения иска о возмещении убытков.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, в части направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов суда апелляционной инстанции о фактических обстоятельствах, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2020 делу N А07-28278/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Как установлено судом, Годунова Н.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, в связи с чем обеспечение ее жильем должно осуществляться органом государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций в порядке, предусмотренном статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ. В случае обеспечения ее жильем органом местного самоуправления во исполнение вступившего законную силу судебного акта соответствующие затраты органа местного самоуправления подлежат компенсации.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2017 N 309-ЭС16-20165, в отношении инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, необходимо выяснять обстоятельства исполнения разграниченных между государством и субъектом полномочий в сфере социальной защиты."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 сентября 2020 г. N Ф09-4051/20 по делу N А07-28278/2019