Екатеринбург |
|
01 сентября 2020 г. |
Дело N А60-66723/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Татариновой И.А., Рябовой С.Э.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2020 по делу N А60-66723/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Росреестра - Лебедев И.П. (доверенность от 09.12.2019 N 08-22/1286);
конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации ДСК" Багина И.Б. - Герасимов Д.А. (доверенность от 03.02.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Управление механизации
ДСК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра - об отмене решений от 08.11.2019N 66/002/311/2019-1977, от 08.11.2019 N 66/002/311/2019-1978 о приостановлении государственной регистрации прав по заявлению от 03.10.2019; - обязании Управления Росреестра произвести регистрацию прав на объекты недвижимости: здание (нежилое здание, здание цеха) площадью 1095 кв. м, кадастровый номер 66:56:0000000:13442; здание (нежилое здание, объект незавершенного строительства), кадастровый номер 66:56:0000000:16373, расположенные по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Северное шоссе, б/н на земельном участке площадью 9919,00 кв.м +/- 35 кв.м (договор аренды земельного участка N 27В-2007 от 15.03.2007).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Горюнов Леонид Николаевич.
Решением суда от 03.03.2020 заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что содержащаяся в уведомлениях информация полностью соответствует действительности; в представленных на регистрацию документах имелись ошибки; данные ошибки были допущены конкурсным управляющим; государственный регистратор не вправе вносить исправления в документы. Управление Росреестра полагает, что поскольку государственным регистратором вынесены отказы в регистрации, основания для признания незаконными уведомления отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.07.2018 по делу N А60-63869/2017 общество признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим общества утвержден Багин Игорь Борисович.
Конкурсным управляющим общества проведены торги по реализации имущества должника, в том числе лота N 3 в составе: нежилое здание цеха, общей площадью 1095 кв.м и нежилое здание площадью 162 кв. м, расположенные по адресу: Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Северное шоссе. Земельный участок площадью 9933,00 кв. м (договор аренды - 3 Постановления Главы города Нижний Тагил от 02.03.2006 N 189); кран-балка, 5 тонн; забор. Первые электронные торги в форме аукциона признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок на участие (Сообщение N 3400993 от 21.01.2019, Объявление N 59030206319 от 19.01.2019 - об объявлении торгов); (Сообщение N 3561433 от 12.03.2019, Объявление N 59030209679 от 16.03.2019 - о результатах торгов).
Повторные электронные торги в форме аукциона признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок на участие (Сообщение N 3579844 от 18.03.2019, Объявление N 59030206319 от 19.01.2019 - об объявлении торгов); (Сообщение N 3713983 от 30.04.2019, Объявление N 59030212679 от 18.05.2019 - о результатах торгов).
Электронные торги в форме публичного предложения по спорному имуществу признаны несостоявшимися, победителем признан единственный участник (поданы 2 заявки на участие, одна из которых подана за рамками периода торгов).
Между обществом в лице конкурсного управляющего и гражданином Горюновым Л.Н. 16.07.2019 заключен договор купли-продажи указанного недвижимого имущества от 16.07.2019 N 3; акт приема-передачи имущества подписан 20.08.2019.
Заявитель (продавец) и третье лицо (покупатель) обратились в Управление Росреестра с заявлением от 03.10.2019 о государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости: здание (нежилое здание, здание цеха) площадью 1095 кв. м, кадастровый номер 66:56:000000:13442; здание (нежилое здание, объект незавершенного строительства, кадастровый номер: 66:56:0000000:16373, расположенные по адресу: Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Северное шоссе, б/н на земельном участке площадью 9 919 кв.м +/- 35 кв. м (договор аренды земельного участка N 27В-2007 от 15.03.2007).
Уведомлениями N 66/002/311/2019-1977 от 08.11.2019 N 66/002/311/2019-1978 от 08.11.2019 Управление Росреестра уведомило заявителей о приостановлении государственной регистрации перехода прав на упомянутые объекты недвижимости на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации Недвижимости" до 08.02.2020 (далее - Закон N218-ФЗ).
Полагая, что приостановление государственной регистрации перехода прав на вышеупомянутые объекты недвижимости является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление, суды исходили из следующего.
На основании ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Частями 3 и 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной
регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (ч. 1 ст. 18 Закона N 218- ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В качестве основания для приостановления государственной регистрации перехода прав на упомянутые объекты недвижимости, Управление Росреестра указало, что представленный протокол N 39047-ОТПП/З о результате открытых торгов посредством публичного предложения в форме открытых торгов по продаже имущества общества содержит информацию о том, что предметом торгов являются: здание цеха, площадью 1095 кв. м с кадастровым номером: 66:56:0000000:13442 и объект незавершенного строительства с кадастровым номером: 66:56:0000000:16373, который визуально и текстуально отличается от документа, расположенного на официальном сайте "Межрегиональная электронная торговая система" на котором следующие сведения об имуществе должника (лот N 3): нежилое здание, площадью 162 кв. м с кадастровым номером: 66:56:0000000:13443 и здание цеха, площадью 1095 кв. м с кадастровым номером: 66:56:0000000:16373.
На основании изложенного Управление пришло к выводу о том, что представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи N 3 от 16.07.2019 по форме и содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства.
Регистратор в оспариваемых уведомлениях предложил заявителю и третьему лицу в качестве дополнительного документа представить договор, содержащий достоверные сведения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их взаимосвязи и совокупности, суды установили, что обществом на регистрацию представлены все необходимые документы; у государственного регистратора на момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации имелся договор купли-продажи недвижимого имущества от 16.07.2019, содержащий достоверные сведения об идентификационных признаках объектов недвижимости, в том числе кадастровые номера.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра отсутствовали основания для приостановления государственной регистрации прав.
Установив, что оспариваемые уведомления являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
У заявителей отсутствует возможность устранения выявленных управлением расхождений. Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2020 по делу N А60-63869/20117 отказано ООО "Авим-Мед", ИП Гейко М.В. в признании торгов, оформленных протоколом от 09.07.2019, а также договора купли-продажи от 16.07.2019, заключенного по итогам торгов с Горюновым Л.Н., недействительными по данному основанию.
Последующие отказы в государственной регистрации от 10.02.2020 N 66/002/311/2019-1977, N 66/002/311/2019-1978, обоснованные исключительно не устранением причин приостановления государственной регистрации, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не образуют.
Доводы заявителя отклоняются, поскольку не опровергают выводов судов об отсутствии оснований для приостановления государственной регистрации права.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка установленных судами фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2020 по делу N А60-66723/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
И.А.Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2020 г. N Ф09-5119/20 по делу N А60-66723/2019