Екатеринбург |
|
10 сентября 2020 г. |
Дело N А60-67451/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Лазарева С. В., Соловцова С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КЕРАМИК" (далее - общество "КЕРАМИК") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2020 по делу N А60-67451/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебное заседание явился представитель общества "КЕРАМИК" - Зыкова С.А. (доверенность от 15.04.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "КЕРАМИК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации города Нижний Тагил (далее - администрация) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 07.10.2019 N 01-06/6122, об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 66:56:0601008:2078, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Нижний Тагил, пересечение Уральского и Октябрьского проспектов, с видом разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, для благоустройства и организации бесплатной автопарковки, о возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 66:56:0601008:2078 без предоставления земельного участка для благоустройства и организации бесплатной автопарковки (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле третьего лица привлечено муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика городского хозяйства" (далее - учреждение).
Решением суда от 11.02.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "КЕРАМИК" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что парковка и озеленение являются элементами благоустройства торгово-развлекательного комплекса, для их размещения допускается использование земельного участка на основании разрешения уполномоченного органа без предоставления земельного участка. Заявитель ссылается на наличие в действиях администрации злоупотребления правом при принятии решения о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование учреждению.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией (арендодатель) и обществом "КЕРАМИК" (арендатор) заключен договор от 15.06.2015 N 5а-2015 аренды земельного участка с кадастровым номером 66:56:0601008:2078 площадью 11 975 кв. м с видом разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, для благоустройства и организации бесплатной автопарковки на срок с 08.06.2015 до 08.06.2018.
Письмом от 07.11.2018 N 01-01/6318 администрация уведомила заявителя о возобновлении указанного договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок.
Общество "КЕРАМИК" направило в администрацию письмо от 24.04.2019 N 971/НТ об одностороннем отказе от исполнения договора аренды N 5а-2015 от 15.06.2015 по правилам статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации. По истечении 3 месяцев с момента получения уведомления заявитель просил принять земельный участок по акту приема-передачи.
Письмом от 30.05.2019 N 01-06/3310 администрация просила заявителя подтвердить отказ от исполнения договора аренды N 5а-2015 от 15.06.2015 в связи с тем, что благоустройство с размещением парковочных мест на указанном земельном участке предусмотрено проектной документацией, разработанной для строительства торгово-развлекательного комплекса на земельном участке, предоставленном заявителю по договору аренды от 20.12.2017 N 116в-2017 на срок с 30.10.2017 до 30.10.2020.
Общество "КЕРАМИК" письмом от 11.06.2019 N 973/НТ подтвердило намерение в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора от 15.06.2015N 5а-2015, в связи с чем просил обеспечить явку уполномоченного представителя администрации для приемки земельного участка по акту приема - передачи 30.07.2019. Дополнительно заявитель поставил в известность администрацию о своем намерении осуществить благоустройство территории, предусмотренное проектной документацией, разработанной для строительства торгово-развлекательного комплекса, без предоставления земельного участка на основании разрешения на использование земельного участка, оформленного в соответствии с действующим законодательством.
Между сторонами заключено соглашение от 29.07.2019 о прекращении договора аренды земельного участка N 5а-2015 от 15.06.2015 с 30.07.2019.
Соглашение зарегистрировано в установленном порядке.
Общество "КЕРАМИК" обратилось к администрации с заявлением от 10.09.2019 N 976/НТ о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 66:56:0601008:2078 без предоставления земельного участка для благоустройства и организации бесплатной парковки площадью 11 975 кв. м, приложив соглашение о прекращении договора аренды земельного участка с актом приема-передачи, выписку из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 66:56:0601008:2078, договор от 20.12.2017 N 116в-2017 аренды земельного участка, предоставленного для завершения строительства торгово-развлекательного комплекса.
Администрацией письмом N 01-06/6122 от 07.10.2019 отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка на основании подпункта 3 пункта 10 постановления Правительства Свердловской области от 10.06.2015 N 482-ПП "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов".
Полагая, что отказ от 07.10.2019 N 01-06/6122 является незаконным, общество "КЕРАМИК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и
действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Свердловской области от 10.06.2015 N 482-ПП "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов", размещение объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, выданного исполнительным органом государственной власти Свердловской области или органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, осуществляющим распоряжение соответствующими землями или земельными участками.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В пункте 4 указанного Перечня предусмотрены объекты: элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Как следует из материалов дела, в заявлении о выдаче разрешения на использование земель заявителем указана цель использования - для благоустройства и организации бесплатной автопарковки.
Из положений пункта 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункта 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, следует, что парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Согласно пункту 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с пунктом 38 статьи 1 ГрК РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр утверждены Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, в которых предусмотрены объекты благоустройства - территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов (п. 1.3), а также элементы благоустройства - элементы озеленения; покрытия; ограждения (заборы); водные устройства; уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование; игровое и спортивное оборудование; элементы освещения; средства размещения информации и рекламные конструкции; малые архитектурные формы и городская мебель; некапитальные нестационарные сооружения; элементы объектов капитального строительства.
Правилами благоустройства территории города Нижний Тагил, утвержденными решением Нижнетагильской городской Думы от 20.12.2018 N 77, также предусмотрено, что элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что бесплатная парковка площадью 11 975 кв. м, предполагаемая к размещению заявителем, не относится к элементам благоустройства территории, предназначена для обслуживания строящегося торгового центра за пределами земельного участка, предоставленного для строительства, поэтому отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка на основании подпункта 3 пункта 10 постановления Правительства Свердловской области от 10.06.2015 N 482-ПП "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов" является правомерным, права и законные интересы общества не нарушены.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявления.
Ссылка заявителя на наличие в действиях администрации злоупотребления правом отклоняется.
В силу п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
По смыслу приведенных норм, для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей). Между тем материалами дела наличие у Администрации умысла на заведомо недобросовестное осуществление прав, наличие единственной цели причинения вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей) не подтверждается.
Как следует из материалов дела, от аренды земельного участка с кадастровым номером 66:56:0601008:2078 заявитель отказался. Предусмотренных законом оснований для размещения на этом земельном участке парковки без предоставления земельного участка у заявителя не имеется.
Доводы заявителя жалобы основаны на неверном токовании норм материального права, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2020 по делу N А60-67451/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КЕРАМИК" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.