Екатеринбург |
|
10 сентября 2020 г. |
Дело N А71-5679/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Беляевой Н.Г., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ижевска на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.02.2020 по делу N А71-5679/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Администрация муниципального образования "город Ижевск" представила в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя администрации. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" - Михина Ж.А. (доверенность от 25.12.2017 N 51400-04-23/133).
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - общество "Городская УК") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск" (далее - администрация) о признании тепловой сети (отопление и ГВС) от наружной стены МКД N 99 по адресу: г. Ижевск, пос. Машиностроителей, 99 до наружной стены здания по адресу: г. Ижевск, ул. Зеленая, 99 бесхозяйным имуществом, обязании ответчика принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной тепловой сети (отопление и ГВС) от наружной стены МКД N 99 по адресу: г. Ижевск, ул. Машиностроителей, 99 до наружной стены здания по адресу: г. Ижевск, ул. Зеленая, 99, а также определить теплосетевую организацию для содержания и обслуживания бесхозяйной тепловой сети (отопления и ГВС) от наружной стены МКД N 99 по адресу: г. Ижевск, ул. Машиностроителей, 99 до наружной стены здания по адресу: г. Ижевск, ул. Зеленая, 99, обязанную их содержать, в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу; о взыскании с ответчика денежных средств (судебной неустойки) в размере 500 руб. за каждый день неисполнения судебного акта с момента вступления решения суда в законную силу до истечения третьего месяца, 600 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная с четвертого месяца вступления решения суда в законную силу до его фактического исполнения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Ленинского района города Ижевска, общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", общество с ограниченной ответственностью "Республиканская тепловая компания", бюджетное учреждение Удмуртской Республики "Специализированная спортивная школа олимпийского резерва по велосипедному спорту" (далее - спортивная школа), муниципальное казенное учреждение города Ижевска "Служба технологического обеспечения ЖКХ", общество с ограниченной ответственностью "Районная теплоснабжающая компания".
Решением суда первой инстанции от 14.02.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Заявитель настаивает на том, что сеть не отвечает признакам бесхозяйного имущества, поскольку обслуживает жителей многоквартирного жилого дома до точки разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности со спортивной школой. Полагает, что спорный участок сети является неотъемлемой частью системы отопления и горячего водоснабжения МКД N 99, не имеет признаков транзитной тепловой сети, следовательно, является общим имуществом собственников многоквартирного дома. С учетом изложенного, ссылаясь на положения статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, настаивает на том, что обязанность по содержанию тепловой сети и ее ремонту лежит на управляющей организации.
По мнению заявителя, принятие в муниципальную собственность сети теплоснабжения повлечет нарушение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку обеспечение теплоснабжения спортивной школы не является обслуживанием населения.
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" также представила отзыв на кассационную жалобу заявителя, в котором поддерживает доводы заявителя кассационной жалобы, полагает, что спорные коммуникации не являются транзитными и не отвечают признакам бесхозяйного имущества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что общество "Городская УК" является управляющей компанией жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, поселок Машиностроителей, д. 99.
В подвале указанного жилого дома расположена тепловая сеть (отопление и горячее водоснабжение), которая обслуживает двух потребителей - многоквартирный дом по адресу г. Ижевск, пос. Машиностроителей, 99 и здание спортивной школы адресу: г. Ижевск, ул. Зеленая 99.
Письмом от 19.02.2019 N ГИ-055 истец обратился к главе администрации Ленинского района г. Ижевска с просьбой о рассмотрении вопроса о признании бесхозяйными тепловых сетей (отопление и горячее водоснабжение) от наружной стены и по подвалу дома N 99 по адресу:
г. Ижевск, пос. Машиностроителей, согласно прилагаемой схемы.
Письмом от 20.03.2019 N 01-23-0835 администрация Ленинского района г. Ижевска направила в адрес общества "Городская УК" протокол заседания постоянно действующей комиссии по выявлению бесхозяйных объектов на территории Ленинского района г. Ижевска, в котором указала, что теплотрасса в подвале дома гор. Машиностроителей 99 не имеет признаков бесхозяйного недвижимого объекта.
Необходимость установления признаков бесхозяйного имущества в отношении участка спорной тепловой сети и обязании ответчика совершения действий, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ), в целях надлежащего обслуживания указанных сетей, послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ предусмотрено, что потребителями тепловой энергии признаются любые лица (не только население), приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что спорный участок тепловой сети (отопление и ГВС) используется для поставки тепла не только в помещения многоквартирного дома по адресу г. Ижевск, поселок Машиностроителей, д. 99, но и для снабжения ресурсом здания спортивной школы по адресу: г. Ижевск, ул. Зеленая 99.
На основании изложенного, учитывая положения пунктов 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, суды обоснованно признали, что спорная тепловая сеть не может быть отнесена к общему имуществу многоквартирного дома N 99 по улице Машиностроителей г. Ижевска, поскольку обеспечивает не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, такая тепловая сеть не относится к внутридомовой инженерной системе.
Таким образом, выявив, что доказательств, подтверждающих, что спорная тепловая сеть принадлежит кому-либо на законных основаниях в материалах дела не имеется, и не установив правопритязаний на указанное имущество третьих лиц, суды пришли к верному выводу о том, что требования истца о признании спорной тепловой сети (отопление и ГВС) бесхозяйным имуществом, обязании ответчика принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной тепловой сети (отопление и ГВС) являются законными и обоснованными, на ответчике лежит обязанность совершения действий, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ в целях надлежащего обслуживания указанных сетей.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом "Городская УК" требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (часть 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.02.2020 по делу N А71-5679/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.