Екатеринбург |
|
15 сентября 2020 г. |
Дело N А47-2923/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Павловой Е.А.,
судей Шершон Н.В., Шавейниковой О.Э.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройпром" (далее - общество "Стройпром") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А47-2923/2020 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Оренбургской области (далее - уполномоченный орган, заявитель) 05.03.2020 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества "Стройпром" в связи с наличием задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонда в сумме 3 541 180 руб. 13 коп. (в том числе: 3037439,87 руб. - основной долг, 503740,26 руб. - пени).
Определением от 20.04.2020 заявление уполномоченного органа возвращено, в связи с тем, что общество "Стройпром" входит в перечень предприятий, на которые распространяется действие моратория в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекций".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 определение суда первой инстанции от 20.04.2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм права, общество "Стройпром" обратилось в суд округа с кассационной жалобой. По мнению заявителя кассационной жалобы, общество входит в перечень организаций, на которых распространяется действие моратория на возбуждение дел о банкротстве, поскольку один из видов его деятельности, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) как дополнительный, входит в соответствующий перечень. Кроме того, заявитель кассационной жалобы отмечает, что в настоящее время обществом погашена задолженность перед бюджетом по налогам.
В отзыве на кассационную жалобу уполномоченный орган просит обжалуемое постановление оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не находит.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон о моратории) внесены изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в частности, статьей 5 Закона о моратории дополнен Закон о банкротстве статьей 9.1.
Пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.01.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено, что для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении организаций, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в списке отдельных сфер деятельности (ОКВЭД) в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и действует в течение шести месяцев (с 06.04.2020 до 06.10.2020).
Как установлено апелляционным судом, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности предприятия "Стройпром" является строительство жилых и нежилых зданий (код 41.20).
Названный вид экономической деятельности не указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В связи с этим апелляционный суд пришел к выводу о том, что мораторий, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428, не распространяет свое действие на общество "Стройпром".
Согласно пункту 9 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020), исходя из буквального содержания положений пунктов 1 и 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве, в период действия моратория для возврата заявления кредитора о признании должника банкротом достаточным основанием будет включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий.
Таким образом, учитывая положения пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве, а также, несмотря на подачу уполномоченным органом заявления о признании общества банкротом в период моратория на возбуждение дел о банкротстве, однако который не распространяет свое действие на общество "Стройпром", при отсутствии сведений о включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий и доказательств осуществления иных основных видов деятельности, у суда первой инстанции не имелось оснований для возвращения данного заявления, в связи с чем суд апелляционной инстанции отменил определение суда первой инстанции и направил вопрос о его принятии на новое рассмотрение.
Доводы кассатора о произведенных платежах в счет оплаты образовавшейся задолженности не могут повлиять на результат рассмотрения жалобы, поскольку эти доводы подлежат исследованию в ходе рассмотрения дела по существу в суде первой инстанции. На стадии принятия заявления к производству арбитражный суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных процессуальным законодательством и Законом о банкротстве (статья 42 Закона о банкротстве), обстоятельства, связанные с возникновением задолженности на данной стадии процесса судом не исследуются. При этом, как следует из общедоступной информации, размещенной в картотеке арбитражных дел, судебное заседание по рассмотрению заявления назначено на 24.09.2020.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в обжалуемом судебном акте, не свидетельствуют о нарушении судом норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А47-2923/2020 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройпром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Павлова |
Судьи |
Н.В. Шершон |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 9 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020), исходя из буквального содержания положений пунктов 1 и 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве, в период действия моратория для возврата заявления кредитора о признании должника банкротом достаточным основанием будет включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий.
Таким образом, учитывая положения пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве, а также, несмотря на подачу уполномоченным органом заявления о признании общества банкротом в период моратория на возбуждение дел о банкротстве, однако который не распространяет свое действие на общество "Стройпром", при отсутствии сведений о включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий и доказательств осуществления иных основных видов деятельности, у суда первой инстанции не имелось оснований для возвращения данного заявления, в связи с чем суд апелляционной инстанции отменил определение суда первой инстанции и направил вопрос о его принятии на новое рассмотрение.
Доводы кассатора о произведенных платежах в счет оплаты образовавшейся задолженности не могут повлиять на результат рассмотрения жалобы, поскольку эти доводы подлежат исследованию в ходе рассмотрения дела по существу в суде первой инстанции. На стадии принятия заявления к производству арбитражный суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных процессуальным законодательством и Законом о банкротстве (статья 42 Закона о банкротстве), обстоятельства, связанные с возникновением задолженности на данной стадии процесса судом не исследуются. При этом, как следует из общедоступной информации, размещенной в картотеке арбитражных дел, судебное заседание по рассмотрению заявления назначено на 24.09.2020."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2020 г. N Ф09-5826/20 по делу N А47-2923/2020