Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2020 г. N Ф09-5826/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А47-2923/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой А.Г.,
судей Матвеевой С.В., Сотниковой О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.04.2020 по делу N А47-2923/2020.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Стройпром" - Светлова Наталья Борисовна (доверенность от 27.01.2020).
Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Оренбургской области (далее - уполномоченный орган, заявитель) 05.03.2020 обратилась в арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Стройпром" ((ИНН 5609181271, ОГРН 1165658063339), далее - общество "Стройпром", должник), в связи с наличием задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонда в размере 3541180,13 руб. (в том числе: 3037439,87 руб. - основной долг, 503740,26 руб. - пени).
В качестве саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, заявителем указан Союз арбитражных управляющих "Авангард".
Определением от 20.04.2020 заявление было возвращено уполномоченному органу, поскольку суд установил, что ООО "Стройпром" входит в перечень предприятий, на которые распространяется действие моратория в соответствии с Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекций".
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности должника является "Строительство жилых и нежилых зданий", код ОКВЭД 41.20, на который действие моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, не распространяется.
Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица проходило путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области Фортунина П.А. не была допущена к участию в судебном заседании в качестве представителя, поскольку ее полномочия не были приняты судом апелляционной инстанции ввиду отсутствия оригинала доверенности.
Представитель ООО "Стройпром" в судебном заседании 10.07.2020 с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлённые о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав обстоятельства дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Требования к заявлению уполномоченного органа о признании должника банкротом и перечень документов, которые должны быть приложены к такому заявлению, перечислены в статье 41 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона о банкротстве судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника. Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения конкретных лиц (единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов управления и иных лиц, указанных в статьях 9, 10 Закона о банкротстве) к такой ответственности. В этом случае заявление должно быть принято арбитражным судом.
При подаче заявления уполномоченным органом не были приложены доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения имущества должника в количестве, достаточном для финансирования процедуры банкротства в отношении должника.
После оставления заявления по указанному основанию без движения, заявителем 16.04.2020 были представлены:
1) ответы регистрирующих органов (согласно сведениям, переданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области в порядке статьи 85 НК РФ, Министерством сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, подтверждающие отсутствие недвижимого имущества, маломерных судов и самоходной техники, зарегистрированной за должником;
2) ответ МРЭО ГИБДД N 1 УМВД России по Оренбургской области, в соответствии с которым, за должником зарегистрировано транспортное средство -732457 (КАМАЗ-65117), 2017 г.в., государственный номер Х681МР56, vin XDC732457H9000359, которое находится в лизинге. Примерная рыночная стоимость 1400 тыс. рублей.
Так же из представленных в дело ответов на запросы видно, что последний бухгалтерский баланс в налоговый орган представлен 27.03.2020 за 2019 год. Согласно указанному балансу активы составили 77807 тыс. рублей в том числе: дебиторская задолженность 24630 тыс. рублей, финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) 53177 тыс. рублей.
Рассмотрев вопрос о принятии заявления уполномоченного органа, суд первой инстанции определил, что в соответствии с Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекций" классификатором видов экономической деятельности ООО "Стройпром" входит в перечень предприятий, на которые распространяется действие моратория.
Рассмотрев доказательства, представленные в материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и сопоставив их с выводами суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности жалобы уполномоченного органа в силу следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные в арбитражный суд в период действия моратория, а также поданные до даты введения моратория, вопрос о принятии которых не был решен арбитражным судом к дате введения моратория, подлежат возвращению арбитражным судом.
Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (далее - Постановление N 428).
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев (с 06.04.2020 до 06.10.2020).
Согласно Постановлению N 428 мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в списке отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В пункте 3 Постановления N 428 Федеральной налоговой службе (далее - ФНС) поручено поддержание в актуальном состоянии и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечня кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, указанных в списке отдельных сфер деятельности, составленном Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.
На основании Постановления N 428 Федеральная налоговая служба Российской Федерации разместила на сайте nalog.ru актуальный список отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением повой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 9 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020), исходя из буквального содержания положений пунктов 1 и 2 статьи 9.1 Закон о банкротстве, в период действия моратория для возврата заявления кредитора о признании должника банкротом достаточным основанием будет включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий. Обстоятельства возникновения задолженности должника перед кредиторами (в том числе причины, по которым она возникла, связь с основанием для введения моратория), а также период ее возникновения правового значения не имеют.
На стадии принятия заявления к производству арбитражный суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных процессуальным законодательством и Законом о банкротстве (статья 42 Закона о банкротстве), обстоятельства, связанные с возникновением задолженности на данной стадии процесса судом не исследуются.
Апелляционным судом установлено, что список отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, не содержит код ОКВЭД 41.20 (строительство жилых и нежилых зданий), который является основным видом деятельности ответчика, поэтому действие моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, не ООО "Стройком" не распространяется.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для возврата заявления Управления Федеральной налоговой службы России по Оренбургской области о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Стройпром".
С учетом изложенного определение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.04.2020 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а вопрос следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.04.2020 по делу N А47-2923/2020 отменить, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - удовлетворить, направить дело на новое рассмотрение Арбитражного суда Оренбургской области.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Г. Кожевникова |
Судьи |
С.В. Матвеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2923/2020
Должник: ООО "Стройпром"
Кредитор: Управление федеральной налоговой службы по Оренбургской области
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, арбитражный управляющий Даниленков Антон Викторович, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд