Екатеринбург |
|
18 сентября 2020 г. |
Дело N А34-12043/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Ященок Т. П., Жаворонкова Д. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления Курганской области (далее - заявитель, Финуправление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.02.2020 по делу N А34-12043/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Финуправление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным представления Управления федерального казначейства по Курганской области (далее - Управление, казначейство) от 28.06.2019 N 43-45-23/45-38.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Губернатор Курганской области Шумков Вадим Михайлович, Правительство Курганской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 04.02.2020 (судья Обабкова Н.А.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 (судьи Богдановская Г.Н., Карпачева М.И., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Финуправление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и несоответствие выводов судов материалам дела.
Кассатор полагает, что представление вынесено с нарушением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в свою очередь нарушений положений указанного кодекса Финуправление не допускало. При вынесении судебных актов судом ошибочно принято во внимание письмо Управления от 25.10.2019 N 43-45-29/45-72; суд апелляционной инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что полномочия казначейства по исправлению описки не нуждаются в дополнительном нормативном обосновании. Считает, что оспариваемое представление не являлось исполнимым, поскольку не содержало, конкретных мер, которые должны быть приняты для устранения выявленных нарушений, а также срок предоставления информации об исполнении представления в Управление является предшествующим дате вынесения представления.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления от 24.04.2019 N 240 "О назначении выездной плановой проверки в Финансовом управлении Курганской области" в период с 25.04.2019 по 07.06.2019 в отношении заявителя проведена выездная плановая проверка по теме: выполнение субъектами Российской Федерации обязательств по соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, установлено следующее.
Результаты проверки отражены в акте от 07.06.2019.
Представлен отчет о результатах выездной плановой проверки Финансового управления Курганской области от 19.06.2019.
По окончании проверки и ее результатам 28.06.2019 Финуправлению выдано представление N 43-45-23/45-38, в соответствии с которым заявителю необходимо рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения. О результатах исполнения представления следовало проинформировать казначейство до 01.09.2018.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1) распоряжением Правительства Курганской области от 11.09.2018 N 313-р "Об утверждении Плана по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам" утвержден План по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) без согласования с Министерством финансов Российской Федерации (без учета рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации от 11.09.2018 N 06-03-05/43/68649, от 02.10.2018 вх. N 01-1715/18), в нарушении пункта 10 статьи 131 БК РФ; подпункта "в" пункта 1 Перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации (далее - Перечень), являющимся приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации"; абзаца 4 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Курганской области от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63, заключенного между Минфином России и высшим должностным лицом Курганской области, являющейся получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
2) распоряжением Правительства Курганской области от 26.09.2018 N 345-р "О внесении изменений в распоряжение от 31.03.2017 N 78-р "Об утверждении Программы оздоровления государственных финансов Курганской области на 2017-2019 годы" утверждены изменения в Программу оздоровления государственных финансов Курганской области на 2017-2019 годы, без согласования с Министерством финансов Российской Федерации (без учета рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации от28.09.2018 N 06-03-05/43/78286, 03.12.2018 вх. N 01-2094/18) в нарушении положения пункта 10 статьи 131 БК РФ; подпункта "д" пункта 2 Перечня, являющегося приложением к постановлению N 1701; абзаца 5 подпункта 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63.
По причине технической описки, на основании протокола заседания Контрольной комиссии Управления от 24.10.2019 N 21 в представление внесены изменения от 25.10.2019 N 43-45-29/45-72: Абзац 5 представления заменить на абзац следующего содержания: "О результатах исполнении настоящего Представления следует проинформировать Управление федерального казначейства по Курганской области до 01.09.2019".
Заявитель, не согласившись с указанным представлением, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным по указанным основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 8 Положения Финуправление осуществляет разработку проектов законов Курганской области, постановлений и распоряжений Губернатора Курганской области, постановлений и распоряжений Правительства Курганской области по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Финансового управления; на основании и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов Курганской области, постановлений и распоряжений Губернатора Курганской области, постановлений и распоряжений Правительства Курганской области принятие нормативных правовых и иных актов Курганской области в установленной сфере деятельности Финансового управления.
В силу части 1 статьи 131 БК РФ в составе федерального бюджета предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Согласно части 10 статьи 131 БК РФ Министерство финансов Российской Федерации и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, заключают соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации.
Сроки, порядок подписания и условия таких соглашений устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации".
Судами установлено, что между Министерством финансов Российской Федерации и Губернатором Курганской области заключено Соглашение о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Курганской области от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63 (далее по тексту - Соглашение от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63), которое утверждено распоряжением Правительства Курганской области от 15.05.2018 N 141-р.
Предметом Соглашения от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63 является осуществление в 2018 году мер по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Курганской области, являющейся в 2018 году получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, предусмотренной Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2010 годов".
Согласно пункту 2.1 Соглашения от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63 получатель обязан осуществить в 2018 году меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов, в том числе меры, направленные на снижение уровня дотационности субъекта Российской Федерации и увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, предусматривающие внесение по согласованию с Министерством до 15.09.2018 изменений в план по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) (абзац 4 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 Соглашения от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63).
Положениями абзаца 5 подпункта 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63 предусмотрено утверждение по согласованию с Министерством до 01.10.2018 высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации плана мероприятий по росту доходного потенциала субъекта Российской Федерации и (или) по оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации, позволяющих обеспечить с 2020 года финансовое обеспечение в полном объеме расходных обязательств субъекта Российской Федерации без привлечения средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а при невозможности достижения указанной цели - сокращение к 2020 году расходов бюджета субъекта Российской Федерации до уровня расчетных объемов расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" (в сопоставимых условиях).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 Перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", и абзацу 4 пункта 2.1.1 Соглашения от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63, в обязательства субъекта входит внесение по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации до 15.09.2018 изменений в план по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) либо утверждение высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации такого плана в случае, если субъект Российской Федерации не являлся получателем дотации в 2017 году.
Согласно подпункту "д" пункта 2 Перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", и абзацу 5 подпункта 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63 к обязательствам субъекта Российской Федерации относится утверждение по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации до 01.10.2018 высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации плана мероприятий по росту доходного потенциала субъекта Российской Федерации и (или) по оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации, позволяющих обеспечить с 2020 года финансовое обеспечение в полном объеме расходных обязательств субъекта Российской Федерации без привлечения средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а при невозможности достижения указанной цели - сокращение к 2020 году расходов бюджета субъекта Российской Федерации до уровня расчетных объемов расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" (в сопоставимых условиях).
С учетом изложенного, представляется верным вывод судов о том, что в нарушение пункта 10 статьи 131 БК РФ, подпункта "в" пункта 1 и подпункта "д" пункта 2 Перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", абзаца 4 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 и абзаца 5 подпункта 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63, Финуравлением, которое по условиям Соглашения от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63, являлось ответственным за его реализацию, утвержден План по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), а также Программа оздоровления государственных финансов Курганской области на 2017-2019 г.г. без согласования с Минфином России и без учета рекомендаций, изложенных Минфином при оценке ранее утвержденного Плана и Программы.
Как верно отметила апелляционная коллегия, вопреки возражениям заявителя, неисполнение им обязанностей, предусмотренных Соглашением от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63, исходя из положений части 10 статьи 131 БК РФ, которой определяется правовой режим таких соглашений, следует расценивать как нарушение предусмотренных БК РФ требований, в связи с чем соответствующий довод подлежит отклонению.
Таким образом, утверждение заявителем Плана по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), а также Программы оздоровления государственных финансов Курганской области на 2017-2019 г.г. без согласования с Минфином России, учитывая, что такие обязанности были возложены на заявителя абзацем 4 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 и абзацем 5 подпункта 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63, следует расценивать как нарушение бюджетного законодательства.
Судами обоснованно отклонены доводы заявителя об отсутствии у казначейства полномочий по исправлению допущенной в оспариваемом представлении технической описки в части указания срока его исполнения, поскольку такая ошибка с учетом даты его принятия (28.06.2019) является очевидной и вопреки мнению Финуправления, полномочия казначейства по исправлению такой описки не нуждаются в дополнительном нормативном обосновании.
Истечение срока действия соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Курганской области от 09.02.2018 N 01-01-06/06-63 не освобождает заявителя от исполнения возложенных на него обязанностей.
Изучив и оценив оспариваемое представление, суды отклонили довод заявителя о его неопределенности и неисполнимости как неподтвержденный материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно части 10 статьи 131 БК РФ за невыполнение субъектами Российской Федерации обязательств, возникающих из соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов, Правительством Российской Федерации устанавливаются меры ответственности, которые применяются в текущем финансовом году по результатам выполнения соответствующим субъектом Российской Федерации обязательств в отчетном финансовом году.
Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", и как установлено судом первой инстанции, к заявителю не применялись.
Исходя из части 2 статьи 270.2 БК РФ (в ранее действующей редакции) под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о законности вынесенного представления.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 04.02.2020 по делу N А34-12043/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 10 статьи 131 БК РФ за невыполнение субъектами Российской Федерации обязательств, возникающих из соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов, Правительством Российской Федерации устанавливаются меры ответственности, которые применяются в текущем финансовом году по результатам выполнения соответствующим субъектом Российской Федерации обязательств в отчетном финансовом году.
Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", и как установлено судом первой инстанции, к заявителю не применялись.
Исходя из части 2 статьи 270.2 БК РФ (в ранее действующей редакции) под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 сентября 2020 г. N Ф09-45/20 по делу N А34-12043/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-45/20
19.05.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4104/20
26.02.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-45/20
04.02.2020 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-12043/19
05.12.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16797/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-12043/19
14.10.2019 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-12043/19