Екатеринбург |
|
18 сентября 2020 г. |
Дело N А60-61975/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Ященок Т. П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВЕРХ-ИСЕТСКАЯ" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2020 по делу N А60-61975/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Прытков С.В. (доверенность от 30.12.2019), Смирнов А.А. (доверенность от 09.01.2020).
Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - административный орган, Департамент) - Корольков Е.А. (доверенность от 09.01.2020).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту о признании незаконным предписания от 29.07.2019 N 29-09-10-182.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2020 (судья Бушуева Е.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 (судьи Борзенкова И.В., Савельева Н.М., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылается на невозможность указания в платежных документах сведений о суммарном объеме каждого вида коммунальных услуг, потому как не является ресурсоснабжающей организацией и соответствующими сведениями не располагает.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, Департаментом на основании приказа от 02.07.2019 N 29-09-08-182 в период с 10.07.2019 по 29.07.2019 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований обществом, в части соблюдения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354). В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения:
1. Начисление платы за услуги, потребленные в целях содержания общего имущества дома, собственникам/пользователям жилых помещений в многоквартирном доме (далее также - МКД) N 34 по ул. Заводская в г. Екатеринбурге, производится исходя из утвержденных нормативов коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, при этом в период с 07.12.2018 по 22.01.2019 на общем собрании собственников помещений в МКД принято решение о начислении платы за услуги, потребленные в целях содержания общего имущества дома, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
2. Отсутствие обязательной информации (реквизитов), указанной в пункте 69 Правил N 354, при начислении платы за коммунальные услуги, а именно: в платежных документах потребителей в жилых помещениях в многоквартирном доме N 34 по ул. Заводская в г. Екатеринбурге отсутствует обязательная информация о суммарных объемах общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов (электрической энергии, горячей воды), потребленных в жилых/нежилых помещениях в МКД.
По результатам проведения проверки Департаментом составлен акт от 29.07.2019 N 29-09-09-182 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 29.07.2019 N 29-09-10-182, со сроком исполнения - 31.10.2019.
Указанным предписанием на заявителя возложены следующие обязанности:
1. Обеспечить соблюдение порядка начисления платы собственникам/пользователям помещений МКД N 34 по ул. Заводская за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", при наличии решения общего собрания собственников помещений дома об определении расходов коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, в составе размера платы за содержание жилого помещения, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета с 01.07.2019;
2. Соблюдать требования подпункта "е" пункта 69 Правил N 354 (в части отражения обязательной информации о суммарных объемах общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов (электрической энергии, горячей воды) в платежных документах, предоставляемых потребителям в многоквартирном доме N 34 по ул. Заводская в г. Екатеринбурге).
Полагая, что данное предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании предписания недействительным.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды не установили необходимую совокупность условий для признания оспариваемого предписания недействительным.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом, заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, пункта 1 и подпункта 1 пункта 9 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП суды пришли к обоснованному заключению, что Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным, в том числе, на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области. Вследствие изложенного, Департамент наделен полномочиями по государственному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением обязательных требований жилищного законодательства, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
В ходе проведения проверки Департаментом выявлено начисление платы за услуги, потребленные в целях содержания общего имущества дома, собственникам/пользователям жилых помещений в многоквартирном доме N 34 по ул. Заводская в г. Екатеринбурге, исходя из утвержденных нормативов коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, при этом в период с 07.12.2018 по 22.01.2019 на общем собрании собственников помещений в МКД принято решение о начислении платы за услуги, потребленные в целях содержания общего имущества дома, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 354 указанные правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен главой VI Правил N 354.
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суды установили, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным протоколом от 04.04.2019 (вопрос N 5) решено: определять размер расходов граждан и организаций на оплату коммунальных ресурсов исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, является верным заключение судов о том, что в данном случае собственниками помещений многоквартирного дома реализовано право на установление порядка расчета и оплаты коммунальных ресурсов посредством принятия соответствующего решения на общем собрании, которым подтверждено волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, с июля 2019 года (с месяца, следующего за датой предоставления копии протокола в управляющую компанию) необходимо производить исходя из фактических потребленных объемов коммунальных ресурсов (по показаниям общедомовых приборов учета, установленных в МКД).
Доводы заявителя о том, что копия протокола, направленная в адрес общества, не соответствует нормам действующего законодательства по оформлению и содержанию, а также к сопроводительному письму заявителя в нарушение требований частей 1 и 1.1 статьи 46 ЖК РФ приложены копии решений и копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 34 по ул. Заводская в г. Екатеринбурге, судами рассмотрены и отклонены с указанием на то, что правом устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке управляющая организация не обладает. Недействительность решения общего собрания может быть установлена в судебном порядке, доказательств признания решения собственников жилых помещений об определении размера расходов граждан и организаций на оплату коммунальных ресурсов недействительным, материалы настоящего дела не содержат.
Также Департаментом в предоставленных платежных документах обнаружено отсутствие обязательной информации (реквизитов), указанной в пункте 69 Правил N 354, а именно: в платежных документах потребителей в жилых помещениях в многоквартирном доме N 34 по ул. Заводская в г. Екатеринбурге отсутствует обязательная информация о суммарных объемах общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов (электрической энергии, горячей воды), потребленных в жилых/нежилых помещениях в МКД.
Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за коммунальные услуги (в том числе за отопление и горячее водоснабжение) исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, раздел VI Правил N 354)
В пункте 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Платежный документ на оплату коммунальных услуг является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги и в нем указываются сведения о размере платы за предоставленные коммунальные ресурсы, которая рассчитывается исходя из объема их фактического потребления, определяемого по показаниям приборов учета (коллективных (общедомовых), индивидуальных (квартирных), а в случае их отсутствия исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.
Как следует из подпункта "е" пункта 69 Правил N 354, в платежном документе на оплату коммунальных услуг указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Установив, что МКД оборудован общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов: электрической энергии, холодной и горячей воды, тепловой энергии, которые находятся в рабочем состоянии, суды пришли к верному заключению, что в нарушение упомянутого подпункта "е" пункта 69 Правил N 354 суммарный объем соответствующей коммунальной услуги в платежных документах за сентябрь 2018 года и май 2019 года не указан, отсутствует информация о суммарном объеме электрической энергии и горячей воды (компоненты "подача" и "нагрев"), потребленных в жилых и нежилых помещениях МКД за соответствующий расчетный период исходя из показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, что свидетельствует о несоблюдении обществом требований законодательства.
Довод заявителя о том, что у общества отсутствует обязанность по указанию информации о суммарном объеме коммунальных ресурсов за расчетный месяц, так как заявитель не является ресурсоснабжающей организацией, судами рассмотрен и обоснованно отклонен, поскольку подпункт "е" пункта 69 Правил N 354 не содержит исключений и оснований для неуказания в платежных документах обязательной информации.
Иные доводы, устно озвученные представителями общества в судебном заседании, в том числе касающиеся наличия (отсутствия) общедомового прибора учета, не принимаются судом округа, поскольку не приводились, ни в первоначальном заявлении, ни в апелляционной, ни в кассационной жалобах, соответственно не были предметом исследования судов нижестоящих инстанций, соответствующие возражения материалы дела не содержат. Судебные акты нижестоящих инстанций приняты на основе имеющихся в материалах дела доказательствах. Необходимо обратить внимание на то, что направление дела на новое рассмотрение с целью повторного предоставления лицу процессуального права, которым он не воспользовался без уважительных причин при наличии у него соответствующей возможности, противоречит принципу правовой определенности и положениям части 2 статьи 9 АПК РФ, в силу которых лицо, участвующее в деле несет риск наступления неблагоприятных последствий совершения или несовершения этим лицом процессуальных действий.
С учетом изложенного, является верным вывод судов о том, что у Департамента имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, которое в свою очередь, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, а потому, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2020 по делу N А60-61975/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВЕРХ-ИСЕТСКАЯ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что МКД оборудован общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов: электрической энергии, холодной и горячей воды, тепловой энергии, которые находятся в рабочем состоянии, суды пришли к верному заключению, что в нарушение упомянутого подпункта "е" пункта 69 Правил N 354 суммарный объем соответствующей коммунальной услуги в платежных документах за сентябрь 2018 года и май 2019 года не указан, отсутствует информация о суммарном объеме электрической энергии и горячей воды (компоненты "подача" и "нагрев"), потребленных в жилых и нежилых помещениях МКД за соответствующий расчетный период исходя из показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, что свидетельствует о несоблюдении обществом требований законодательства.
Довод заявителя о том, что у общества отсутствует обязанность по указанию информации о суммарном объеме коммунальных ресурсов за расчетный месяц, так как заявитель не является ресурсоснабжающей организацией, судами рассмотрен и обоснованно отклонен, поскольку подпункт "е" пункта 69 Правил N 354 не содержит исключений и оснований для неуказания в платежных документах обязательной информации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 сентября 2020 г. N Ф09-5073/20 по делу N А60-61975/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5073/20
26.05.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3609/20
04.02.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-61975/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-61975/19