Екатеринбург |
|
22 сентября 2020 г. |
Дело N А76-37925/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Токмаковой А. Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - антимонопольный орган, УФАС) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А76-37925/2019 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области, приняли участие представитель УФАС - Покинь-Соха А.А. (доверенность от 10.01.2020).
Управление городской инженерной инфраструктуры Администрации Катав-Ивановского городского поселения (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения УФАС от 06.06.2019 N 074/01/18.1-881/2019 и предписания от 06.06.2019 N 074/01/18.1-881/2019.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Комлев Сергей Алексеевич (далее - ИП Комлев С.А.), межмуниципальное общество с ограниченной ответственностью "Катав-Ивановское автотранспортное предприятие" (далее - МООО "Катав-Ивановское автотранспортное предприятие").
Решением суда от 26.02.2020 (судья Худякова В.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 (судьи Бояршинова Е.В., Киреев П.Н., Скобелкин А.П.) решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.02.2020 по делу N А76-37925/2019 отменено, требование заявителя удовлетворено, признаны недействительными решение и предписание УФАС от 06.06.2019 по жалобе N 074/01/18.1-881/2019.
В кассационной жалобе УФАС просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает, что заявка ИП Комлева С.А. в отсутствие надлежащего оформления не соответствовала требованиям подпункта 2 пункта 17 Порядка проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденного постановлением Администрации Катав-Ивановского городского поселения от 14.12.2018 N 371 (далее - Порядок) и абзаца 4 пункта 7 информационной карты Конкурсной документации. Некачественная прошивка документов, приложенных к заявке, является основанием для отказа в допуске лица к участию в конкурсе.
Как следует из материалов дела, комиссией УФАС в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), рассмотрена жалоба МООО "Катав-Ивановское автотранспортное предприятие" на неправомерные действия Управления городской инженерной инфраструктуры Администрации Катав-Ивановского городского поселения при организации и проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, лот N 2 - порядковый номер маршрута 7, "пос. Колышкино - пос. Горбольница", регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Катав-Ивановского городского поселения: 5, извещение 1/2019 (далее - Конкурс).
По итогам рассмотрения материалов жалобы N 074/01/18.1-881/2019 УФАС вынесено решение от 06.06.2019, которым:
1. Признана обоснованной жалоба МООО "Катав-Ивановское автотранспортное предприятие".
2. Признано в действиях Управления городской инженерной инфраструктуры Администрации Катав-Ивановского городского поселения в лице конкурсной комиссии при проведении конкурса нарушения п.п. 2 п. 17 Порядка, абз. 4 п. 7 Информационной карты конкурсной документации.
3. В порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Администрации Катав-Ивановского городского поселения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
По жалобе N 074/01/18.1-881/2019 УФАС выдано предписание от 06.06.2019, где предписано:
1. Администрации в лице Конкурсной комиссии в срок до 21.06.2019 совершить действия направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно:
1.1) отменить протокол от 27.05.2019 рассмотрения заявок на участие в Конкурсе по Лоту N 2;
1.2) разместить на официальном сайте Организатора Конкурса в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" решение, принятое по итогам исполнения пункта 1.1. настоящего предписания, об отмене протокола, составленного в ходе проведения торгов;
1.3) направить лицам, подавшим заявки на участие в торгах, уведомление о принятии решения по итогам исполнения пункта 1.1., об отмене протокола, составленного в ходе проведения торгов.
2. Администрации в лице Конкурсной комиссии в срок до 08.07.2019 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно:
2.1) рассмотреть заявки, поступившие на участие в Конкурсе по лоту N 2 с учетом требований Порядка, конкурсной документации и решения УФАС по жалобе от 06.06.2019 N 074/01/18.1-881/2019;
2.2) разместить на официальном сайте организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решение, принятое по итогам исполнения пункта 2.1. настоящего предписания;
2.3) направить лицам, подавшим заявки на участие в торгах, уведомление о принятии решения по итогам исполнения пункта 2.1. настоящего предписания.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в УФАС в срок до 15.07.2019 с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии решений, принятых по результатам исполнения п.п. 1.1 2.1. настоящего предписания, сведения о датах размещения указанной информации на сайте, копии уведомлений, направленных в соответствии с п.п. 1.3. и 2.3. настоящего предписания).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа от 06.06.2019 по жалобе N 074/01/18.1-881/2019, полагая, что ненормативные правовые акты нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что комиссией заявителя при допуске заявок на участие в конкурсе не учтены положения конкурсной документации и неправомерно допущена к участию заявка ИП Комлева С.А.
Отменяя решение суда, и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из совокупного толкования статьи 18.1, пункта 1 статьи 22, статьи Закона о защите конкуренции оспариваемые решение и предписание от 06.06.2019 N 074/01/18.1-881/2019 вынесены уполномоченным органом.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному (межмуниципальному, смежному) маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок либо без проведения открытого конкурса в специально оговоренных случаях.
Решением Совета депутатов Катав-Ивановского городского поселения от 12.10.2016 N 87 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом по внутримуниципальным маршрутам на территории Катав-Ивановского городского поселения (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3.4.2 Положения уполномоченный орган выдает перевозчикам, осуществляющим перевозки по нерегулируемым тарифам, свидетельства об осуществлении перевозок по внутримуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивает посредством заключения уполномоченным органом Администрации муниципального контракта в порядке, установленном законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок с учетом положений Закона N 220-ФЗ (пункт 3.4.2 Положения).
Постановлением Администрации Катав-Ивановского городского поселения от 15.04.2019 N 104 утверждена Конкурсная документация открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее - Конкурсная документация).
По результатам процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по лоту N 2 участники N 1 (ИП Комлев С.А.) и N 2 (МООО "Катав-Ивановское автотранспортное предприятие") допущены к участию в открытом конкурсе. Рассмотрение заявок состоялось 27.05.2019, что оформлено протоколом N 1/2019.
По результатам процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе по лоту N 2 заявка ИП Комлева С.А. признана соответствующей требованиям Конкурсной документации, заявка МООО "Катав-Ивановское автотранспортное предприятие" отклонена по причине несоответствия участника требованиям пункта 5 Информационной карты Конкурсной документации, так как бланк обязательства не подписан лицом, уполномоченным представлять интересы юридического лица - участника открытого конкурса.
От МООО "Катав-Ивановское автотранспортное предприятие" в антимонопольный орган поступила жалоба на действия комиссии по проведению открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, одним из доводов которой было заявлено о несоответствии заявки ИП Комлева С.А. требованиям Конкурсной документации.
Рассмотрев указанную жалобу, антимонопольный орган указал, что заявка ИП Комлева С.А. в отсутствие надлежащего оформления не соответствовала требованиям подпункта 2 пункта 17 Порядка и абзаца 4 пункта 7 Информационной карты Конкурсной документации, что требовало от организатора конкурса отказать участнику в допуске.
В соответствии с пунктом 8 Порядка конкурсная документация должна содержать среди прочего: условия допуска к участию в открытом конкурсе; требования к содержанию (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) и форме заявки на участие в открытом конкурсе.
Для участия в открытом конкурсе подается заявка на участие в открытом конкурсе в пределах указанного в извещении о проведении открытого конкурса срока по форме и в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией (пункт 11 Порядка).
Согласно пункту 8 извещения N 1/2019 Конкурсной документации заявки на участие в открытом конкурсе подаются в письменной форме на бумажном носителе. Все листы заявки на участие в Конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в Конкурсе должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью (при ее наличии) и подписана юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества или лицом, уполномоченным таким юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества.
В соответствии с пунктом 6 информационной карты Конкурсной документации, заявка на участие в Конкурсе должна содержать документы, перечисленные в подпунктах 1 - 11 раздела II пункта 6 Информационной карты Конкурсной документации. Пункт 6 Информационной карты Конкурсной документации также предусматривает, что все листы заявки на участие в открытом конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Соблюдение указанных требований означает, что все документы поданы от имени участника, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в открытом конкурсе документов и сведений.
Пунктом 6 информационной карты Конкурсной документации также установлено, что несоблюдение требований к форме и содержанию заявки на участие в Конкурсе, в том числе к описанию предложения транспортных средств для осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, является основанием для отказа такому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества в допуске к участию в Конкурсе.
При этом в соответствии с данным пунктом, ненадлежащее исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества требования о том, что все листы в составе заявки должны быть пронумерованы, основанием для отказа не является.
В абзаце 4 пункта 7 Информационной карты Конкурсной документации предусмотрено, что организатор открытого конкурса отклоняет заявку на участие в открытом конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику открытого конкурса, указанным в пункте 5 информационной карты Конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в Конкурсной документации.
Согласно пункту 5 Информационной карты Конкурсной документации к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;
3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства.
4) отсутствие у участника открытого конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период.
5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);
6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Федерального закона.
Несоответствие заявки ИП Комлева А.С. указанным выше требованиям антимонопольным органом не установлено.
Пунктом 15 Порядка предусмотрены основания для недопуска лица к участию в открытом конкурсе:
1) непредставление обязательных документов, указанных в Конкурсной документации;
2) наличия в документах недостоверных сведений;
3) несоответствия участника требования, установленным Федеральным законом N 220-ФЗ;
4) отсутствия у юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества на момент подачи заявки права участвовать в открытых конкурсах в соответствии с частью 8 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ.
Как следует из материалов дела, при вскрытии заявки по лоту N 2 ИП Комлева С.А. установлено, что лист 81, содержащий копию свидетельства о регистрации транспортного средства, находился внутри заявки, со следами прошивки по левому краю, но отдельно от всей прошитой пачки документов, с правильной нумерацией.
Пункт 17 Порядка предусматривает три этапа проведения конкурса.
Так, на первом этапе комиссией устанавливается только наличие либо отсутствие обязательных документов, указанных в конкурсной документации, что обуславливает допуск заявки к участию в открытом конкурсе (подпункт 1).
На втором этапе комиссия уже непосредственно изучает представленные заявки, определяет соответствие участников открытого конкурса условиям допуска к участию в открытом конкурсе и требованиям, предъявляемым конкурсной документацией. По результатам комиссия выносит решение о допуске или об отказе в допуске участников к дальнейшему участию в открытом конкурсе (подпункт 2).
Следовательно, на втором этапе проведения конкурса комиссия должна установить, соблюдены ли участниками открытого конкурса требования Конкурсной документации (извещения, информационной карты), в том числе, в части обязательных требований к оформлению заявки.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд установил, что свидетельство о регистрации транспортного средства находилось внутри заявки ИП Комлева С.А., было последовательно пронумеровано, однако при прошивке заявки эта страница не была "захвачена", на что указывают следы прошивки. Из заявки и документов к ней, со всей очевидностью следует, что заявка с приложением подана именно ИП Комлевым С.А., подтвердившим ее подлинность и достоверность, а копия свидетельства о регистрации транспортного средства также относится к заявке ИП Комлева С.А., а не другого лица.
С учетом изложенного, вопреки выводам суда первой инстанции суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ИП Комлевым С.А. выполнены требования пункта 6 Информационной карты Конкурсной документации к оформлению заявки.
Основания для недопуска лица к участию в открытом конкурсе, установленные как пунктом 15 Порядка, так и пунктом 5 Информационной карты Конкурсной документации, при рассмотрении заявки ИП Комлева С.А. отсутствовали.
Как верно отмечено апелляционным судом обратное свидетельствует о формальном подходе антимонопольного органа и суда первой инстанции к вопросу обоснованности допуска лица к участию в открытом конкурсе в случае, когда участник соответствует требованиям конкурса, обладает необходимыми ресурсами для обеспечения перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, однако при допущенной небрежности при прошивке заявки и документов к ней (оформление заявки), то на такого участника во всяком случае не могут быть возложены негативные последствия в виде его недопуска к участию в конкурсе.
При вынесении постановления апелляционный суд руководствовался положениями пункта 1 статьи 2 АПК РФ, согласно которым основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, обратившихся в суд, при этом акцентировал внимание на том, что при рассмотрении споров недопустим формальный подход, роль суда в указанном случае заключается в необходимости дать оценку всем доводам сторон для определения законного положения каждого из них.
Таким образом, заявитель правомерно допустил ИП Комлева С.А. на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту N 2 - N 7 "пос. Колышкино - пос. Горбольница", регистрационный номер в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Катав-Ивановоского городского поселения: 5, предоставившего обязательные документы, указанные в Конкурсной документации (протокол от 23.05.2019 N 1/2019).
С учетом изложенного и положений части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требование заявителя и признал недействительными решение и предписание УФАС от 06.06.2019 по жалобе N 074/01/18.1-881/2019.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А76-37925/2019 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.