Екатеринбург |
|
24 сентября 2020 г. |
Дело N А34-13108/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Громовой Л.В.,
судей Черемных Л.Н., Сафроновой А.А.
при ведении протокола помощником судьи Борзенко Е.Ю., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Кургана (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.03.2020 по делу N А34-13108/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, приняли участие представители:
Администрации - Марчишина М.А. (доверенность от 14.01.2020), Филюшина Н.В. (доверенность от 25.05.2020);
акционерного общества "Водный союз" (далее - общество "Водный союз") - Шабурникова М.С. (доверенность от 05.07.2019 N 55).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Курганводоканал" (далее - общество "Курганводоканал") о признании пожарных гидрантов частью единого имущественного комплекса - сети водоснабжения и об обязании привести в исправное состояние пожарные гидранты (в количестве 795 шт.), установленные на сетях водоснабжения согласно перечню.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Водный союз".
Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.03.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Кассатор считает, что обжалуемые судебные акты приняты без исследования всех существенных обстоятельств, на которые ссылались стороны спора, что нарушает принципы законности, равноправия и состязательности (статьи 6, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По мнению заявителя, суды нижестоящих инстанций пришли к ошибочному выводу о том, что удовлетворение заявления общества "Курганводоканал" о признании иска в рассматриваемом случае противоречит положениям Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества), а также может повлечь нарушение прав общества "Водный союз".
Ссылаясь на статьи 68, 126, 127 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", податель жалобы отмечает, что спорные пожарные гидранты не являются самостоятельными объектами гражданского оборота, а входят в состав сложной вещи - водопроводной сети, представляют с ней единый комплекс недвижимого имущества, переданного при приватизации муниципального имущества муниципальному унитарному предприятию "Курганводоканал" (правопредшественник общества "Курганводоканал"). Как полагает Администрация, отсутствие в передаточных документах указания на пожарные гидранты не опровергает их фактическую передачу ответчику как части единого комплекса водопроводной сети; кроме того, ответчиком факт подключения пожарных гидрантов к сетям водопровода на момент их передачи по существу не оспаривался.
Заявитель не согласен с выводом судов о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению ввиду включения спорных пожарных гидрантов в Реестр объектов муниципальной собственности, поскольку это было вынужденной мерой, предпринятой Администрацией во избежание наступления негативных последствий за неисполнение решений суда, а также за неэффективное расходование бюджетных денежных средств.
В обоснование своей правовой позиции среди прочего истец ссылается на судебную практику по иным делам (N А75-10669/2016, N А50-32520/2018).
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "Курганводоканал" создано 01.06.2012 путем реорганизации в форме преобразования муниципального унитарного предприятия "Курганводоканал" (далее - предприятие "Курганводоканал"), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Постановлениями Администрации города Кургана от 28.02.2012 N 1173 "Об условиях приватизации предприятием "Курганводоканал", от 18.05.2012 N 3276 "Об утверждении передаточного акта имущества предприятия "Курганводоканал", подлежащего приватизации", от 24.05.2012 N 3381 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Кургана от 18.05.2012 N 3276 "Об утверждении передаточного акта имущества предприятия "Курганводоканал", подлежащего приватизации" имущество, ранее закрепленное на праве хозяйственного ведения за предприятием "Курганводоканал", передано обществу "Курганводоканал".
Как указывает истец, в перечне муниципального имущества, передаваемого по передаточному акту предприятию "Курганводоканал", пожарные гидранты в количестве 795 шт. отсутствуют, в технической документации, как составная часть сети холодного водоснабжения, не обозначены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском о признании пожарных гидрантов частью единого имущественного комплекса - сети водоснабжения и об обязании общества "Курганводоканал" привести в исправное состояние пожарные гидранты, установленные на сетях водоснабжения.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление ответчика о признании иска в порядке части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив его на предмет соответствия Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества), нарушения прав других лиц, пришел к выводу об отсутствии оснований для его принятия.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, учитывая обстоятельства, установленные вступившими в законную силу актами по делам N А34-5347/2012, N А34-3385/2013, N 33-2883/2019, N 2-6143/2019, исходил из доказанности факта нахождения спорных пожарных гидрантов в муниципальной собственности города Кургана, включения их в Реестр муниципальной собственности в качестве самостоятельных объектов гражданского оборота, отсутствия доказательств передачи пожарных гидрантов в составе водопроводных сетей обществу "Курганводоканал".
Придя к выводу о том, что исполнение первичных мер пожарной безопасности, равно как их финансовое обеспечение, является обязанностью органов местного самоуправления и расходным обязательством муниципального образования, суд первой инстанции не нашел оснований для возложения на общество "Курганводоканал" обязанности по приведению в исправное состояние такого имущества.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными. Арбитражный апелляционный суд отметил, что фактически исковые требования направлены на внесение изменений в сделку о приватизации, состоявшуюся в 2012 году, что не отвечает требованиям Закона о приватизации государственного и муниципального имущества.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) установлено, что водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со статьями 126, 127 Закона N 123-ФЗ к пожарному оборудованию относятся пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы, которые должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
В статье 1 Закона о пожарной безопасности определено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Пунктом 1 статьи 63 Закона N 123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно статьям 10 и 19 Закона о пожарной безопасности вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с названным Законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
При исследовании обстоятельств настоящего спора судами установлено, что в соответствии с пунктом 1.4 главы 2 Положения об Администрации города Кургана, утверждённого решением Курганской городской Думы от 19.10.2011 N 239, Администрация в сфере безопасности населения осуществляет деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города Кургана.
Таким образом, правильно применив вышеизложенные нормы права, суды обоснованно отклонили возражения Администрации о том, что включение спорных пожарных гидрантов в Реестр объектов муниципальной собственности являлось вынужденной мерой, предпринятой Администрацией во избежание наступления негативных последствий.
Из материалов дела усматривается и судами установлено, что общество "Курганводоканал" создано путём реорганизации в форме преобразования предприятия "Курганводоканал", и является его правопреемником по всем правам и обязательствам (пункт 1.1 Устава).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации)) состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте; передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
Муниципальное имущество, закрепленное до 01.06.2012 на праве хозяйственного ведения за предприятием "Курганводоканал" и подлежащее приватизации (отчуждению) определено и индивидуально поименовано в Постановлениях Администрации города Кургана от 28.02.2012 N 1173, от 18.05.2012 N 3276, от 24.05.2012 N 3381.
По результатам исследования передаточного акта имущества предприятия "Курганводоканал", суды указали, что обществу "Курганводоканал" переданы пожарные гидранты в количестве 4 шт., расположенные в г. Кургане на территориях производственных сооружений по адресам: ул. Набережная, 12; ул. Пушкина, 2; мкр. Арбинка.
Таким образом, суды установили, что пожарные гидранты в количестве 795 шт., являющиеся предметом рассматриваемого спора, обществу "Курганводоканал" не передавались; в составе имущества, закрепленного за предприятием "Курганводоканал", отсутствуют; перечень муниципального имущества, подлежащего приватизации, утвержденный Постановлениями Администрации города Кургана, также не содержит сведений о спорных пожарных гидрантах.
Исследовав фактические обстоятельства дела, рассмотрев доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные в материалы спора документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая правовые выводы, отраженные в судебных актах по делам N А34-5347/2012, N А34-3385/2013, N 33-2883/2019, N 2-6143/2019, установив факт нахождения спорных объектов в муниципальной собственности города Кургана, включение их в Реестр муниципальной собственности, а также отсутствие доказательств передачи пожарных гидрантов в составе водопроводных сетей обществу "Курганводоканал" (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), учитывая, что исполнение первичных мер пожарной безопасности, равно как их финансовое обеспечение, является обязанностью органов местного самоуправления и расходным обязательством муниципального образования, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания пожарных гидрантов частью единого имущественного комплекса - сети водоснабжения и об обязании общества "Курганводоканал" привести их в исправное состояние.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из совокупности установленных по делу обстоятельств и недоказанности Администрацией заявленных требований, а также из отсутствия в материалах дела надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих об ином (статьи 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод Администрации о том, что спорные пожарные гидранты были переданы в момент определения состава имущества предприятия "Курганводоканал" в составе сетей холодного водоснабжения, подлежащих приватизации, а включение в передаточный акт имущества предприятия "Курганводоканал", передаваемого ответчику, в составе производственного инвентаря и оборудования 4 гидрантов было ошибочным, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен как не соответствующий материалам дела и содержанию вступивших в законную силу судебных актов по делам N А34-5347/2012, N А34-3385/2013, N 33-2883/2019, N 2-6143/2019.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает нарушения судами первой и апелляционной инстанций правил оценки доказательств.
Отклоняя доводы о неправомерном отказе в принятии судом первой инстанции признания иска, суды руководствовались положениями части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указывающими на недопустимость принятия судом признания иска, в случае его несоответствия закону или нарушения прав и законных интересов при этом других лиц.
Как верно отметили суды, признание ответчиком исковых требований по настоящему делу противоречит Закону о приватизации государственного и муниципального имущества, так как фактически заявленные требования направлены на внесение изменений в сделку о приватизации.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не принята судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), по указанным делам имели место иные фактические обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств при рассмотрении настоящего дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Администрации не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений статей 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют в соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба Администрации - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 10.03.2020 по делу N А34-13108/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Громова |
Судьи |
Л.Н. Черемных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
...
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации)) состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте; передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
...
Как верно отметили суды, признание ответчиком исковых требований по настоящему делу противоречит Закону о приватизации государственного и муниципального имущества, так как фактически заявленные требования направлены на внесение изменений в сделку о приватизации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 сентября 2020 г. N Ф09-5415/20 по делу N А34-13108/2019