Екатеринбург |
|
25 сентября 2020 г. |
Дело N А76-38995/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Токмаковой А. Н., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Энергосистемы" (далее - общество "Энергосистемы", общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.02.2020 по делу N А76-38995/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция) - Чикунова А.М. (доверенность от 09.01.2020 N 14).
Общество "Энергосистемы" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным предписания от 06.08.2019 N 19-4041-4066 "Об устранении выявленных нарушений".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2020 (судья Худякова В.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 (судьи Костин В.Ю., Плаксина Н.Г., Иванова Н.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Энергосистемы" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого предписания недействительным, указывая, что при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; со ссылкой на судебный акт Верховного Суда Российской Федерации полагает, что ресурсоснабжающая организация имеет возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года; указывает на нарушение его права на получение платы за реальный объем поставленной тепловой энергии;
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 02.08.2019 N 19-4041-4066 и обращения граждан от 15.07.2019 N 12774 по адресу: Саткинский муниципальный район г. Сатка, ул. Пролетарская, дом 3 Челябинский городской округ, ул. Набережная, д. 9-в инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества "Энергосистемы" по предоставлению коммунальной услуги по отоплению собственникам жилых помещений в многоквартирном доме N 9 по улице Пролетарской в г. Сатка, в ходе которой установлено нарушение порядка начисления платы за отопление в виде начислений платы с сентября по ноябрь 2018 года, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление, о чем составлен акт от 06.08.2019 N 19-4041/4066.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи обществу оспариваемого предписания, которым предписано произвести перерасчет потребителям многоквартирного дома N 9 по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, ул. Пролетарская, по услуге "отопление" с сентября по ноябрь 2018 года, исходя из среднемесячного за отопительный период 2017-2018 объема потребления коммунальной услуги.
Полагая, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходи из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), п. 42(1) которых предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Для случаев выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил N 354 предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
В соответствии с п. 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений п. 44 указанных Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, п. 60(1) Правил N 354 устанавливает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления (в порядке, указанном в абз. 2 п. 42(1) названных Правил).
Из изложенного следует, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится за расчетные периоды, когда эта услуга непосредственно предоставляется, и которые входят в отопительный период. Таким образом, вне отопительного периода объем потребления тепловой энергии не учитывается при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению, так как потребление данной услуги отсутствует. При этом начисление платы за названную коммунальную услугу в неотопительный период возможно в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению "равномерно в течение календарного года".
Как установлено судами, общество "Энергосистемы" оказывает коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений многоквартирного жилого дома N 9 по улице Пролетарской в городе Сатка, который оборудован централизованной системой теплоснабжения, оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии.
В связи с тем, что прибор учета не введен в эксплуатацию в сентябре 2018 года, расчет платы за отопление в сентябрь - ноябрь 2018 года произведен обществом исходя из норматива предоставления указанной коммунальной услуги.
Из материалов дела следует, что в связи с демонтажем прибора учета на поверку комиссией выведен из коммерческой эксплуатации прибор учета с 23.05.2018 и введен в эксплуатацию 28.02.2019 актом ввода от 22.02.2019.
В соответствии с постановлением Администрации Саткинского городского поселения от 12.09.2018 N 707 отопительный сезон 2018 - 2019 года на территории муниципального образования начат с 17.09.2018. В летние месяцы, с июня по август 2018 года, услуга по отоплению жильцам многоквартирного дома не оказывалась.
Таким образом, с учетом дат вывода из эксплуатации и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, а также даты начала отопительного период, суды пришли к верному выводу о необходимости начисления платы за отопление в соответствии с п. 59(1) Правил N 354, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, с первого месяца отопительного периода - то есть с сентября 2018 года.
Исходя из толкования положений п. 59(1) Правил N 354, определенный этим пунктом период, в течение которого плата за отопление может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, не включает в себя периоды, в течение которых соответствующая коммунальная услуга не оказывалась (в настоящем случае - период с июня по 16 сентября 2018 года), соответственно, расчет платы исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, должен производиться за первые после вывода из эксплуатации прибора учета, расчетные периоды отопительного сезона. При этом под расчетным периодом следует понимать период для оплаты коммунальных услуг равный календарному месяцу.
Судами верно отмечено, что расчет платы за отопление за сентябрь - ноябрь 2018 года необходимо производить исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за отопительный период 2017 - 2018, а за период с декабря 2018 по февраль 2019 - по нормативу потребления.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Доводы общества направлены на переоценку исследованных судами обеих инстанции доказательств и сделанных на их основании выводов, в связи с чем подлежат отклонению.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.02.2020 по делу N А76-38995/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Энергосистемы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.