Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 сентября 2020 г. N Ф09-5079/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А76-38995/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Плаксиной Н.Г., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Энергосистемы" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.02.2020 по делу N А76-38995/2019,
Акционерное общество "Энергосистемы" (далее - заявитель, АО "Энергосистемы", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Челябинской области, инспекция) о признании недействительным предписания N 19-4041-4066 от 06.08.2019 "Об устранении выявленных нарушений".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2020 (резолютивная часть решения объявлена 13.02.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, АО "Энергосистемы" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Полагает, что при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Ссылается на то, что ресурсоснабжающая организация имеет возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству в судебном заседании назначено на 21 апреля 2020 на 14 часов 40 минут.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2020 рассмотрение апелляционной жалобы перенесено на 19.05.2020.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Энергосистемы" оказывает коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в многоквартирных домах в городе Сатка.
На основании распоряжения заместителя начальника Главного управления от 02.08.2019 N 19-4041-4066 Златоустовским территориальным отделом проведена внеплановая документарная проверка деятельности АО "Энергосистемы" по предоставлению коммунальной услуги по отоплению собственникам жилых помещений в многоквартирном доме N 9 по улице Пролетарской в городе Сатка.
В результате проведенной проверки установлен факт нарушения порядка начисления платы потребителям за коммунальную услугу по отоплению, что выразилось в начислении платы с сентября по ноябрь 2018 года, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.
В связи с выявленными нарушениями в адрес Общества выдано предписание N 19-4041-4066 от 06.08.2019.
Указанным предписанием в качестве мероприятий, подлежащих исполнению, предусмотрено: обществу произвести перерасчет потребителям многоквартирного дома N 9 по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, ул. Пролетарская, по услуге "отопление" с сентября по ноябрь 2018 года, исходя из среднемесячного за отопительный период 2017-2018 объема потребления коммунальной услуги.
Полагая, что оспариваемое предписание главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 Положения о главном управлении "Государственная жилищная инспекции Челябинской области", утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, для осуществления возложенных на него полномочий и функций ГУ "ГЖИ Челябинской области" предоставляется право выдавать в установленном законодательством порядке предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Оспоренное предписание выдано управлением в порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с положениями статьи 154 ЖК РФ, собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию (отопление).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг урегулированы Правилами N 354.
Как следует из пункта 1 Правил, они регулируют в числе прочего отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 42(1) Правил оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Для случаев выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 указанных Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил устанавливает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления (в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42 (1) Правил).
Из изложенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил следует, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится за расчетные периоды, когда эта услуга непосредственно предоставляется, и которые входят в отопительный период. Таким образом, вне отопительного периода объем потребления тепловой энергии не учитывается при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению, так как потребление данной услуги отсутствует. При этом начисление платы за названную коммунальную услугу в неотопительный период возможно в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению "равномерно в течение календарного года".
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 19 Закона о теплоснабжении предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что АО "Энергосистемы" осуществляет предоставление коммунальной услуги по отоплению собственникам помещений многоквартирного жилого дома N 9 по улице Пролетарской в городе Сатка Челябинской области.
Указанный многоквартирный дом оборудован централизованной системой теплоснабжения, оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии.
В связи с тем, что прибор учета не был введен в эксплуатацию в сентябре 2018 года, расчет платы за отопление в сентябрь-ноябрь 2018 года произведен теплоснабжающей организацией исходя из норматива предоставления указанной коммунальной услуги.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" на основании распоряжения от 02.08.2019 N 19-4041/4066 в отношении АО "Энергосистемы" проведена внеплановая выездная проверка (л.д. 40-42).
Основанием для проведения проверки послужило рассмотрение обращения граждан N 12774 от 15.07.2019 по адресу: Саткинский муниципальный район г. Сатка, ул. Пролетарская, дом 3 Челябинский городской округ, ул. Набережная, д. 9-в.
По итогам проведенной проверки в отношении АО "Энергосистемы" составлен акт проверки от 06.08.2019 N 19-4041/4066 (л.д. 37).
В связи с тем, что прибор учета тепловой энергии был введен в эксплуатацию 28.02.2019, расчет платы за отопление за сентябрь произведен заявителем исходя из показаний ОПУ, за октябрь-декабрь 2018 года - по среднему объему, а за январь-февраль 2019 года - исходя из норматива предоставления указанной коммунальной услуги.
Данная позиция заявителя не соответствует нормам законодательства и обоснованно не принята судом первой инстанции в силу следующего.
В связи с демонтажем прибора учета на поверку комиссией был выведен из коммерческой эксплуатации прибор учета с 23.05.2018.
Введен прибор в эксплуатацию был 28.02.2019 актом ввода от 22.02.2019.
В соответствии с постановлением Администрации Саткинского городского поселения от 12.09.2018 N 707 отопительный сезон 2018-2019 года на территории муниципального образования начат с 17.09.2018.
В летние месяцы, с июня по август 2018 года услуга по отоплению жильцам многоквартирного дома не оказывалась.
С учетом дат вывода из эксплуатации и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, а также даты начала отопительного период, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что начисление платы за отопление следует производить в соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, с первого месяца отопительного периода - то есть с сентября 2018 года.
Исходя из толкования положений пункта 59 (1) Правил N 354, определенный этим пунктом период, в течение которого плата за отопление может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, не включает в себя периоды, в течение которых соответствующая коммунальная услуга не оказывалась (в настоящем случае - период с июня по 16 сентября 2018 года). Соответственно, расчет платы исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, должен производиться за первые после вывода из эксплуатации прибора учета, расчетные периоды отопительного сезона. При этом, под расчетным периодом следует понимать период для оплаты коммунальных услуг равный календарному месяцу.
При этом, расчет платы за отопление за сентябрь - ноябрь 2018 года необходимо производить исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за отопительный период 2017-2018, а за период с декабря 2018 по февраль 2019 - по нормативу потребления.
При таких обстоятельствах изложенное в оспоренном предписании требование о перерасчете платы за отопление за период за сентябрь - ноябрь 2018 года является законным и обоснованным.
Предписание отвечает критериям конкретности и исполнимости.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследованы все представленные сторонами документы и им дана надлежащая правовая оценка - правовые основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.02.2020 по делу N А76-38995/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Энергосистемы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-38995/2019
Истец: АО "Энергосистемы"
Ответчик: ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" Златоустовский территориальный отдел