Екатеринбург |
|
28 сентября 2020 г. |
Дело N А60-60137/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Кангина А. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕС-СЕРВИС" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.02.2020 по делу N А60-60137/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 30 по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) - Богомолова М.А. (доверенность от 14.07.2020).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об отмене решений инспекции от 30.09.2019 N 15558 и N 15559, о признании незаконными действий налогового органа по не уведомлению заявителя о принятии решений об ограничении операций по расчетному счету.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.02.2020 (судья Бушуева Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 (судьи Борзенкова И.В., Бородулина М.В., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает на искажение судами смысла положений статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), неприменение статьи 273 Трудового кодекса российской Федерации (далее - ТК РФ). Полагает, что признание трудовых отношений между обществом и Волынкиным В.А. является нарушением его конституционных прав. Заявитель считает, что не должен сдавать расчеты по страховым взносам, потому как плательщиком таковых не является.
Как следует из материалов дела, в связи с непредставлением обществом расчета по страховым взносам за 3 месяца 2019 года и 6 месяцев 2019 года инспекция на основании статьи 76 НК РФ вынесла решения от 30.09.2019 N 15558 и N 15559 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 24.10.2019 N 13-06/37187, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
В связи с представлением обществом в инспекцию 10.10.2019 расчета по страховым взносам за 3 месяца 2019 года и за 6 месяцев 2019 года налоговым органом приняты решения N 14500, N 14502 об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Полагая, что решения инспекции от 30.09.2019 N 15558 и N 15559 вынесены с нарушением требований налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды оснований для отмены оспариваемых решений не установили.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании пункта 3.2 статьи 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.
Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 Кодекса (пункт 1 статьи 80 Кодекса).
На основании пункта 3 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов (далее в главе 34 Кодекса - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 статьи 423 Кодекса отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пункт 7 статьи 431 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
В пункте 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлено, что страхователи обязаны встать на учет и сняться с учета у страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункт 1); вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме (подпункт 4).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица.
Регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика: работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Закона N 167-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Регистрация страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика страхователей - юридических лиц в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальный орган страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт 1 пункта 1 статьи 2.3 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
На основании пункта 1 части 2 статьи 17 Закон N 326-ФЗ страхователь обязан регистрироваться и сниматься с регистрационного учета в целях обязательного медицинского страхования.
Лица, указанные в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, признаются страхователями с момента их постановки на учет в налоговых органах в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Информация о постановке таких лиц на учет в налоговых органах передается в территориальные фонды в порядке, установленном соглашением об информационном обмене между органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и Федеральным фондом (часть 4 статьи 17 Закона N 326-ФЗ).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что 23.01.2017 общество зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N 4 ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ревда и г. Дегтярску Свердловской области. Основным видом экономической деятельности является деятельность по комплексному обслуживанию помещений. При осуществлении своей деятельности общество имеет право производить выплаты вознаграждений физическим лицам. Согласно выписке из ЕГРЮЛ единственным учредителем (участником) общества и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является Волынкин Василий Анатольевич.
Таким образом, при наличии статуса страхователя по обязательному пенсионному страхованию и социальному страхованию общество в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419, пункта 7 статьи 431 Кодекса, подпункта 4 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ обязано представлять расчеты по страховым взносам.
Правовые основания для освобождения страхователей от представления отчетности (расчетов по страховым взносам) в связи с неосуществлением в отчетный период каких-либо выплат в пользу физических лиц отсутствуют.
Общество не представило расчет по страховым взносам за 3 месяца 2019 и за 6 месяцев 2019 года в срок, предусмотренный пунктом 7 статьи 431 Кодекса.
С учетом изложенного суды обоснованно признали соответствующим закону решения инспекции о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Судами верно отмечено, что в случае отсутствия у плательщика в течение того или иного расчетного (отчетного) периода выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, такой плательщик обязан представить в налоговый орган в установленный срок расчет с нулевыми показателями.
Представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в налоговый орган об отсутствии в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный период.
Кроме того, представляемые расчеты с нулевыми показателями позволяют налоговым органам отделить плательщиков, не производящих в конкретном отчетном периоде выплат и иных вознаграждений физическим лицам и не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, от плательщиков, которые нарушают установленный Кодексом срок для представления Расчетов, и, следовательно, не привлекать их к ответственности в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Кодекса.
В противном случае непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срок Расчетов, в том числе с нулевыми показателями, влечет взыскание штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Кодекса, минимальный размер которого составляет 1000 рублей.
Таким образом, в случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода плательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган Расчет с нулевыми показателями.
Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации (письмо Минфина России от 24.03.2017 N 03-15-07/17273).
Указанные разъяснения содержатся также в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2019 N 03-15-06/13870, Министерства финансов Российской Федерации от 18.06.2018 N 03-15-05/41578, Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.04.2018 N ГД-4-11/6190@, от 16.04.2020 N БС-3-11/3048@, Министерства финансов Российской Федерации от 05.03.2019 N03-15-05/14369.
Учитывая положения статей 16, 17 ТК РФ и то обстоятельство, что Волынкин В.А. является единоличным исполнительным органом общества суды обоснованно заключили, что отношения между директором общества и обществом регулируются нормами трудового права. При этом содержащееся в статье 273 ТК РФ исключение не содержит норм, запрещающих применение общих положений ТК РФ к трудовым отношениям, когда происходит совпадение статуса работника и работодателя в одном лице.
Таким образом, довод общества об отсутствии работников, осуществляющих деятельность на основании трудового договора, что исключает отнесение общества к плательщикам страховых взносов, не нашел своего подтверждения и отклонен судами обоснованно.
В силу вышеизложенного, с учетом положений статьи 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" указанное лицо признается застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию, а общество - страхователем в силу прямого указания пункта 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ.
Также апелляционная коллегия обоснованно отклонила требования заявителя о признании незаконными действий налогового органа по не уведомлению заявителя о принятии решений об ограничении операций по расчетному счету.
Согласно абз. 5 пункта 4 статьи 76 НК РФ копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Как следует из материалов дела, решения о приостановлении операций по счетам от 30.09.2019 N 15558, N 15559 в адрес налогоплательщика были отправлены 15.10.2019, что подтверждается почтовым реестром отправки. Согласно информации с сайта ФГУП "Почта России" решения о приостановлении операций по счетам получены обществом 19.10.2019.
В Инспекцию 10.10.2019 налогоплательщиком были представлены расчеты по страховым взносам за 3 месяца 2019 года и за 6 месяцев 2019 года.
Инспекцией 10.10.2019 приняты решения N 14500, N 14502 об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) банке, а также переводов электронных денежных средств.
Решения от 10.10.2019 N 14500, N 14502 в адрес налогоплательщика 18.10.2019 направлены заказной почтой.
Исходя из изложенного суды верно заключили, что действий по не уведомлению заявителя о принятии решений об ограничении операций по расчетному счету, инспекцией не допущено.
Ссылки заявителя на нарушение срока уведомления заявителя о принятии оспариваемых решений апелляционной коллегией отклонены правильно, так как нарушение налоговым органом срока направления налогоплательщику решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств само по себе при отсутствии других нарушений не может являться достаточным основанием для признания недействительным принятого в установленном порядке решения.
В рассматриваемом случае несвоевременное получение обществом решений о приостановлении расходных операций по счетам, принятых инспекцией, не нарушило права и законные интересы заявителя, доказательств обратного обществом не представлено.
Кроме того, последствия нарушения срока, установленного абзацем 5 пункта 4 статьи 76 НК РФ, для направления налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налоговым законодательством не предусмотрены.
В нарушение положений пунктов 5, 6 части 2 статьи 291.3 АПК РФ в кассационной жалобе не приведены конкретные положения Конституции Российской Федерации, которые, по мнению кассатора, нарушены оспариваемыми судебными актами, в связи с чем, соответствующий довод судом округа отклоняется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 288 АПК РФ изменение или отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.02.2020 по делу N А60-60137/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕС-СЕРВИС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абз. 5 пункта 4 статьи 76 НК РФ копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
...
В рассматриваемом случае несвоевременное получение обществом решений о приостановлении расходных операций по счетам, принятых инспекцией, не нарушило права и законные интересы заявителя, доказательств обратного обществом не представлено.
Кроме того, последствия нарушения срока, установленного абзацем 5 пункта 4 статьи 76 НК РФ, для направления налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налоговым законодательством не предусмотрены.
В нарушение положений пунктов 5, 6 части 2 статьи 291.3 АПК РФ в кассационной жалобе не приведены конкретные положения Конституции Российской Федерации, которые, по мнению кассатора, нарушены оспариваемыми судебными актами, в связи с чем, соответствующий довод судом округа отклоняется."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2020 г. N Ф09-5827/20 по делу N А60-60137/2019