Екатеринбург |
|
26 июня 2008 г. |
Дело N А60-33389/2007-С10 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Крюкова А.Н.,
судей Лиходумовой С.Н., Матанцева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.03.2008 по делу N А60-33389/2007-С10 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - налоговый орган) к регистрирующему органу с участием общества с ограниченной ответственностью "Ясень" (далее - общество "Ясень") о признании недействительным решения о государственной регистрации.
В судебном заседании принял участие представитель регистрирующего органа - Каржановская А.В. (доверенность от 28.04.2007 N 3080).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Свердловской области к регистрирующему органу с заявлением о признании недействительным решения от 12.03.2007 N 2533 о государственной регистрации изменений в учредительные документы общества "Ясень".
Решением суда от 11.03.2008 (судья Евдокимов И.В.) заявление удовлетворено, решение регистрирующего органа от 12.03.2007 N 2533 признано недействительным.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, регистрирующий орган просит указанное решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 9, 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель жалобы полагает, что данные нормы не ставят государственную регистрацию юридического лица в зависимость от места жительства его директора как постоянно действующего исполнительного органа.
Как следует из материалов дела, общество "Ясень" подало в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", связанных с изменением места нахождения юридического лица. Заявление подписано директором юридического лица с указанием его места жительства - Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Обогатителей, 1 - 4.
Новый адрес юридического лица: Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Югорск, ул. Попова 3.
Регистрирующим органом на основании решения от 12.03.2007 N 2533 произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества "Ясень". В связи с этим общество "Ясень" снято с налогового учета в Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга и документы направлены в налоговый орган по новому месту нахождения юридического лица.
Налоговым органом произведен осмотр помещений, расположенных по адресу: Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Югорск, ул. Попова 3, и установлено, что общество "Ясень" по данному адресу не находится (протокол осмотра от 11.05.2007).
Полагая, что государственная регистрация произведена регистрирующим органом с нарушением закона, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения о государственной регистрации недействительным.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что в заявлении о государственной регистрации обществом "Ясень" указаны недостоверные сведения о его месте нахождения, поскольку юридическое лицо может быть зарегистрировано по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, то есть по месту жительства директора. В связи с этим регистрирующему органу следовало отказать в государственной регистрации.
Однако такие выводы суда не соответствуют нормам материального и процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственные органы (налоговые органы) вправе обратиться в арбитражный суд с таким же заявлением в защиту публичных интересов (ст. 53, ч. 2 ст. 198 названного Кодекса, п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 932-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов.
Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Таким образом, данные нормы не предусматривают, что в случае, если постоянно действующим исполнительным органом юридического лица является директор, то государственная регистрация этого юридического лица осуществляется только по месту жительства директора.
При регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, вместе с иными документами, определенными Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (ст. 17 названного Федерального закона).
Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по предоставлению достоверной информации.
Регистрирующим органом произведена государственная регистрация изменений в учредительные документы общества "Ясень", в соответствии с которыми новым адресом организации является Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Югорск, ул. Попова 3.
Однако сведения о том, что на момент государственной регистрации общество "Ясень" по данному адресу не находилось, следовательно, им представлены в регистрирующий орган недостоверные сведения о месте нахождения, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку доказательства нарушения регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушения прав и законных интересов заявителя либо нарушения публичных интересов суду не представлены, основания для признания недействительным решения о государственной регистрации у суда отсутствовали.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует отменить.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.03.2008 по делу N А60-33389/2007-С10 отменить.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре отказать.
Возвратить Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением от 16.05.2008 N 304.
Председательствующий |
А.Н. Крюков |
Судьи |
С.Н. Лиходумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
...
При регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, вместе с иными документами, определенными Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (ст. 17 названного Федерального закона)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 июня 2008 г. N Ф09-4503/08 по делу N А60-33389/2007