Екатеринбург |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А71-7432/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Столярова А.А., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Байрамова Вугара Джангир оглы на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.12.2019 по делу N А71-7432/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация муниципального образования "город Ижевск" (далее -администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к индивидуальному предпринимателю Байрамову Вугару Джангир оглы (далее - предприниматель Байрамов В.Д., ответчик) об обязании освободить земельный участок, общей площадью 31,0 кв. м, с адресом (адресным ориентиром): Воткинское шоссе остановка общественного транспорта "Ударная", согласно паспорту МАФ N 113-03, путем демонтажа торгового киоска; и привести земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.
Предприниматель Байрамова В.Д. в рамках дела N А71-7432/2018 обратился с заявлением о признании незаконными действий Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации (далее - Управление) по расторжению договора аренды земельного участка от 25.04.2005 N 108/05 путем направления уведомления от 08.11.2017 N 03-31/47 об отказе от договора аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), привлечена Администрация города Ижевска.
Также предприниматель Байрамов В.Д. в рамках дела N А71-24327/2018 предъявил требования к Администрации муниципального образования "город Ижевск" о признании незаконными действий администрации по исключению места размещения торгового объекта предпринимателя Байрамова В.Д. с адресным ориентиром:
г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, остановка общественного транспорта "Ударная" по движению транспорта из центра из Схемы размещения нестационарных торговых объектов г. Ижевска, утвержденной постановлением Администрации г. Ижевска от 05.03.2018 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от 10.02.2017 N 34 (в ред. от 12.05.2017 N 194"); просит обязать администрацию включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов место размещения нестационарного торгового объекта предпринимателя Байрамова В.Д. с адресным ориентиром: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, остановка общественного транспорта "Ударная" по движению транспорта из центра.
Предприниматель Байрамов В.Д. в рамках дела N А71-16155/2019 обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации города Ижевска в лице Главного управления архитектуры и градостроительства, города Ижевск о признании недействительным отказа во включении в Схему размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "город Ижевск" торгового места по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, остановка общественного транспорта "Ударная", согласно паспорту МАФ N 113-03, оформленного письмом от 05.09.2018 N 01-07/08472 и обязании устранить нарушение прав заявителя путем включения в Схему размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "город Ижевск" нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, остановка общественного транспорта "Ударная", согласно паспорту МАФ N 113-03.
Определением суда от 03.10.2019 удовлетворено ходатайство предпринимателя Байрамова В.Д. об отказе от требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Администрации города Ижевска в лице Главного управления архитектуры и градостроительства, г. Ижевск о признании недействительным отказа во включении в схему размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "город Ижевск" торгового места по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, остановка общественного транспорта "Ударная", согласно паспорту МАФ N 113-03, оформленного письмом от 05.09.2018 N 01-07/08472 и обязании устранить нарушение прав заявителя путем включения в схему размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "город Ижевск" нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, остановка общественного транспорта "Ударная", согласно паспорту МАФ N 113-03, производство по делу в данной части прекращено.
Дело N А71-7432/2018 было объединено в одно производство с делом N А71-24327/2018 (статья 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 19.12.2019 исковые требования администрации удовлетворены; суд обязал предпринимателя Байрамова В.Д. в срок, не превышающий тридцати календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок, общей площадью 31,0 кв. м, с адресом (адресным ориентиром): Воткинское шоссе остановка общественного транспорта "Ударная", согласно паспорту МАФ N 113-03 путем демонтажа торгового киоска и привести земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования; требования предпринимателя о признании незаконными действия Управления по расторжению договора аренды земельного участка от 25.04.2005 N 108/05 путем направления уведомления от 08.11.2017 N 03-31/47 об отказе от договора, а также требования предпринимателя Байрамова В.Д. о признании незаконными действия Администрации муниципального образования "город Ижевск" по исключению места размещения торгового объекта предпринимателя Байрамова В.Д. с адресным ориентиром: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, остановка общественного транспорта "Ударная" по движению транспорта из центра из схемы размещения нестационарных торговых объектов г. Ижевска, утвержденной постановлением Администрации г. Ижевска от 05.03.2018 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от 10.02.2017 года N 34" (в ред. от 12.05.2017 N 194") и обязании администрации устранить допущенные нарушения: включить в схему размещения нестационарных торговых объектов место размещения нестационарного торгового объекта предпринимателя Байрамова В.Д. с адресным ориентиром:
г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, остановка общественного транспорта "Ударная" по движению транспорта из центра, оставлены без удовлетворения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Байрамов В.Д. просит названные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречных исковых требований, ссылаясь на не незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов. В обоснование доводов кассационной жалобы предприниматель поясняет, что торговый павильон установлен на законном основании и на момент расторжения договора аренды был включен в схему размещения. По мнению предпринимателя, действия администрации по исключению места размещения торгового объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов г. Ижевска, утвержденной постановлением администрации города Ижевска от 05.03.2018 "О внесении изменений в постановление администрации города Ижевска от 10.02.2017 N 34 (в редакции от 12.05.2017 N 194) являются незаконными. При этом ответчик, ссылаясь на пункт 1 статьи 44 Устава города Ижевска, а также положения статей 15-18 Земельного кодекса Российской Федерации отмечает, что у начальника управления не имелось оснований, как для подписания оспариваемого уведомления, так и полномочий для принятия решения о прекращении спорного договора аренды, так как полномочия по управлению муниципальной собственностью принадлежат главе Администрации города Ижевска. Кроме того, как указывает заявитель кассационной жалобы в материалы дела не представлено доказательств предоставления предпринимателю равноценного компенсационного места для ведения бизнеса. В связи с указанным, ответчик полагает, что исключение из схемы размещения функционирующего объекта предпринимателя препятствует нормальному осуществлению деятельности, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Администрация представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При исследовании обстоятельств по делу судами установлено, что предпринимателю по договору от 25.04.2005 N 108/05 предоставлен в пользование земельный участок площадью 21 кв. м с адресом (адресным ориентиром): г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе остановка общественного транспорта "Ударная", согласно паспорту МАФ N 113-03, для размещения киоска в составе остановочно-торгового комплекса, по продаже продовольственных товаров, за исключением спиртосодержащей продукции. договор заключен сроком до 21.12.2004.
Соглашениями сторон срок действия спорного договора последовательно продлевался, в том числе соглашением от 27.02.2015 срок действия договора продлен до 02.01.2016.
Соглашением сторон от 04.07.2011 N 108/05-3 п. 1.1. договора изложен в редакции: "арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок, из земель населенных пунктов, общей площадью 31,0 кв. м. с адресом (адресным ориентиром): Воткинское шоссе, остановка общественного транспорта "Ударная", согласно паспорта МАФ N 11303", соглашением от 27.02.2015 N 108/05-5 п. 1.3. договора изложен в следующей редакции: "1.3. участок предоставляется для размещения нестационарного торгового объекта, не являющегося объектом недвижимости, состоящего из киоска в составе остановочно-торгового комплекса, по продаже продуктов питания смешанного ассортимента, кроме спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков. Указанное в настоящем пункте описание цели использования участка именуется в дальнейшем "Целевое использование".
В соответствии с пунктом 6.4 договора аренды, если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 7 дней.
Поскольку по истечении срока действия договора арендатор продолжал пользоваться арендованным имуществом, и со стороны арендодателя не последовало возражений, договор возобновлен на неопределенный срок (статья 621 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Уведомлением от 08.11.2017 N 03-31/47 Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации сообщило предпринимателю о том, что срок действия договора аренды от 25.04.2005 N 108/05 закончился 02.01.2016. В силу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации данный договор считается возобновленным на неопределенный срок, а также указало, что на основании пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации он отказывается в одностороннем порядке от исполнения договора, по истечении трех месяцев с момента получения данного уведомления договор аренды прекращает свое действие, в связи с чем, ответчику необходимо оплатить текущие платежи и задолженность по арендной плате, освободить земельный участок на основании статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отделом муниципального земельного контроля Управления муниципальной милиции Администрации 26.02.2018 проведен осмотр земли с адресным ориентиром: г. Ижевск, Воткинское шоссе остановка общественного транспорта "Ударная", по результатам которого составлен акт N 105.
Названным актом установлено, что на спорном земельном участке располагается и функционирует киоск по продаже продуктов питания.
Ссылаясь на то, что после прекращения договора аренды ответчик продолжает пользоваться земельным участком, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском
Полагая, что правовые основания для расторжения договора аренды отсутствуют, отказ от договора аренды является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд со встречным иском в котором также просил признать незаконными действия администрации по исключению места размещения торгового объекта.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования и отказывая в удовлетворении встречных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Положениями пункта 2 статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 названного кодекса).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Уведомление о прекращении договора аренды, заключенного (возобновленного) на неопределенный срок, является безусловным основанием для прекращения арендных правоотношений и освобождения арендованного имущества.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (пункт 1 статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
На основании статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договоров аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договоров аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
В силу статьи 2 Закона Удмуртской Республики N 61-РЗ размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в собственности Удмуртской Республики или муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Положения о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "Город Ижевск" без проведения аукциона, утвержденного постановлением Администрации города Ижевска от 18.12.2018 N 1127 размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования "Город Ижевск", а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута. Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск".
Основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор. Договор без проведения аукциона заключается с хозяйствующим субъектом, с которым у уполномоченного органа был заключен договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, при наличии в совокупности следующих условий: 1) место размещения нестационарного торгового объекта включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск"; 2) договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, заключенный уполномоченным органом с хозяйствующим субъектом, является действующим на день подачи заявления о заключении договора; 3) у хозяйствующего субъекта на день подачи заявления о заключении договора отсутствует просроченная задолженность по оплате по договору аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта; 4) в период действия договора аренды земельного участка отсутствовали факты нарушения на нестационарном торговом объекте статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", подтвержденные вступившими в законную силу постановлениями судов и (или) органов (должностных лиц), уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора).
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено,
что уведомлением от 08.11.2017 N 03-31/47 Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска сообщило ответчику об отказе от спорного договора.
Поскольку арендодатель заявил соответствующие возражения относительно продолжения пользования арендатором имуществом, договор аренды от 25.04.2005 N 108/05 в порядке абзаца 2 пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6.4, суды обоснованно признали, что договор прекратил свое действие.
Установив, что правоотношения по аренде между сторонами прекращены, при этом земельный участок предпринимателем не освобожден и не возвращен Администрации, доказательств наличия у предпринимателя исключительного права на использование занятого земельного участка в материалы дела не представлено, суды пришли к выводу о том, что требование истца об освобождении земельного участка в связи с отсутствием у ответчика законных оснований для дальнейшего занятия спорного земельного участка, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При этом судами оценивались доводы ответчика о том, что на 01.01.2015 торговый павильон был установлен на законном основании и на момент расторжения договора торговый объект включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск" и были обоснованно ими отклонены, поскольку положения 39.1, подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения, в том числе, нестационарных торговых объектов, при этом такое размещение осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в рассматриваемом случае применению не подлежат, ввиду допущенных предпринимателем нарушений требований правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Так, согласно пункту 4.2.13. договора (в редакции соглашения от 17.11.2009 N 108/05-2) арендатору предписано соблюдать ассортиментный перечень продаваемых товаров, установленный распоряжением Администрации района города.
Между тем, судами выявлено, что вступившим в законную силу постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 13.09.2017 N 768 и от 20.09.2017 N 789 индивидуальный предприниматель Гаджиев О.М. привлечен к административной ответственности за нарушения требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляя торговлю спиртными напитками в нестационарном торговом павильоне, расположенном на остановке "Ударная", принадлежащего Байрамову В.Д.
Установив указанное выше обстоятельство, суды пришли к правильному выводу о наличии у Администрации оснований для одностороннего отказа от исполнения договора аренды и отсутствия нарушения положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, сочтя, что действия администрации по отказу от договора аренды имеют последовательный характер, поскольку обусловлены нарушением предпринимателем правил торговли в части антиалкогольного законодательства.
Судами также установлено, что договор аренды от 25.04.2005 N 108/05, заключенный между Администрацией города в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска прекращен в одностороннем порядке 12.01.2018, то есть на момент внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск" в редакции постановления Администрации города Ижевска от 5.03.2018 N 88 (изменения в Постановление Администрации города Ижевска от 10.02.2017 N 34), договор отсутствовал, а следовательно, у судов не имелось оснований для вывода о том, что указанными изменениями были нарушены права и законные интересы предпринимателя.
Принимая во внимание, что арендодатель, воспользовавшись своим правом, отказался от договора и известил об этом арендатора, суды правомерно отказали в удовлетворении встречных требований ответчика.
Довод ответчика о том, что начальник Управления не имел полномочий на подписание уведомления об отказе от договора, являлся предметом оценки апелляционного суда и обоснованно им отклонен.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы также являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также не опровергают выводы судов о законности удовлетворения требований администрации.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.12.2019 по делу N А71-7432/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Байрамова Вугара Джангир оглы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив указанное выше обстоятельство, суды пришли к правильному выводу о наличии у Администрации оснований для одностороннего отказа от исполнения договора аренды и отсутствия нарушения положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, сочтя, что действия администрации по отказу от договора аренды имеют последовательный характер, поскольку обусловлены нарушением предпринимателем правил торговли в части антиалкогольного законодательства.
Судами также установлено, что договор аренды от 25.04.2005 N 108/05, заключенный между Администрацией города в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска прекращен в одностороннем порядке 12.01.2018, то есть на момент внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск" в редакции постановления Администрации города Ижевска от 5.03.2018 N 88 (изменения в Постановление Администрации города Ижевска от 10.02.2017 N 34), договор отсутствовал, а следовательно, у судов не имелось оснований для вывода о том, что указанными изменениями были нарушены права и законные интересы предпринимателя."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2020 г. N Ф09-4655/20 по делу N А71-7432/2018